На опережение программы: как работают «перевернутые уроки»

27 октября 2020

«Перевернутые уроки» популярны и в западных школах, и в инновационных российских вузах. Рассказываем, почему этот подход развивает в ребенке самостоятельность, инициативность и творчество, как «перевернутые уроки» проходят в «Алгоритме» и что о них думают ученики и преподаватели.

  • «Перевернутый урок» — техника обучения, когда тему занятия ученик проходит самостоятельно, а в классе делает задания вместе с учителем.
  • Обычно наоборот: в классе начинают тему, а отработка на практике уже идет в домашнее задание. Отсюда и «перевернутость».

Как появились «перевернутые уроки»

В 2007 году двум учителям химии в средней американской школе, Джонатану Бергману и Аарону Сэмсу, приходилось часто проводить дополнительные занятия. Их ученики, состоявшие в школьной спортивной команде, пропускали уроки из-за тренировок, и самостоятельно не могли догнать одноклассников.

Тогда Бергман и Симс стали записывать материал урока (в виде презентаций Power Point) на видео и отправлять спортсменам с просьбой сначала изучить и только потом делать домашнее задание. А после они решили попробовать отправлять эти видео всем ученикам, чтобы начинать урок на подготовленной почве.

Метод понравился детям, и его назвали «перевернутым уроком» или «перевернутым классом» (“flipped class”). Постепенно метод внедрили и на других предметах, а Бергман и Сэмс издали о своем ноу-хау книгу, которая легла в основу новой системы школьного образования.

Не умаляют ли «перевернутые уроки» роль учителя? Наоборот, они позволяют ему сделать занятия интереснее: дать детям базу по теме заранее, а на уроке исследовать ее творчески, вместо того чтобы надиктовывать под конспект параграфы учебников.

Как проходят «перевернутые уроки» в «Алгоритме»

Сначала школьники самостоятельно изучают материалы урока на Учебном портале по электронным учебникам и видеоматериалам, затем проходят интерактивные тесты на усвоение материала. Материалы сгруппированы по темам и доступны в течение всего времени обучения — к ним можно вернуться и повторить при необходимости.

На очном или онлайн-занятии проходит практическое закрепление материала. Преподаватель разъясняет сложные моменты, дает задания на отработку материала, проводит срез знаний. Так время урока расходуется максимально эффективно, и наши школьники успевают пройти программу в разы быстрее сверстников.

Важно:

  • При подготовке к уроку школьник не остается один на один с новой темой: он всегда может получить консультацию преподавателя на форуме Учебного портала.
  • Сориентироваться в процессе обучения, понять, где взять материалы, и вообще адаптироваться к «перевернутому уроку» поможет куратор, который работает с каждым классом.

5 плюсов «перевернутых уроков»

  • Знания за максимально сжатое время
    Так как школьник приходит подготовленным, учителю легче разъяснить ему сложные моменты, прорешать задачи, сделать лабораторные работы, не отвлекаясь на теорию. По методу «перевернутого урока» сейчас проводят не только школьные занятия, но и продвинутые курсы для IT-специалистов, руководителей — а они очень рационально подходят к своему времени.
  • Гибкая подготовка к уроку
    Выступление учителя во время обычного урока нельзя поставить на перемотку или паузу. А подготовительный материал к «перевернутому уроку» — можно! Отвлечься, чтобы дать отдых глазам, или просто вернуться к тому моменту, где потерялась мысль.
  • Доступность теоретических материалов
    Ребенок пропустил урок, когда учитель давал новую тему, и отстал от класса? С «перевернутым уроком» это невозможно, ведь все материалы доступны онлайн. Теорию ученик получает независимо и может уточнить что-то у преподавателя в специальном чате (так, например, устроена образовательная система у нас в «Алгоритме»).
  • Прозрачность учебного процесса
    Помните времена, когда родители стремились попасть на открытый урок, чтобы понять, как учитель доносит материал? Такое желание может возникнуть и сейчас, вот только с «перевернутым уроком» устроить все гораздо проще: родителю не надо отпрашиваться с работы и договариваться со школой. Достаточно посмотреть пару видеолекций вместе с ребенком, чтобы оценить уровень преподавания.
  • Развитие в детях активности и инициативы
    На «перевернутых уроках» учитель и ученики становятся партнерами в творческом процессе исследования материала: вместе работают над задачами и обсуждают материал. Без предварительного освоения темы это было бы невозможно.

Что думают о «перевернутом уроке» ученики и преподаватели?

Анна Иванютина
«Перестроиться на «перевернутые уроки» несложно, но заниматься в таком ключе на протяжении всего года бывает затруднительно — для этого требуется какая-никакая усидчивость, а лично я ею похвастаться особо не могу, хотя стараюсь.

Но я считаю, что это наиболее эффективный метод, ведь мы сразу тратим урок на практику полученных дома знаний, что дает нам возможность опережать школьную программу».

Анна Иванютинаученица 9 класса российской школы и программы GCSE британской школы «Алгоритм»
Александр Федорович Белянин
«На обычных уроках ребята получают информацию в готовом виде, пассивно, а на «перевернутых» — приобретают знания сами, через исследования и творческие задания. Из скучающих зрителей ученики становятся главными действующими лицами.

В нашей школе для «перевернутых уроков» созданы все условия — прежде всего, технологические. Благодаря им можно пересматривать непонятное место презентации сколько угодно раз, получать ссылки на авторские ресурсы, задавать вопросы учителю или одноклассникам.

Кроме того, большинство наших учеников очень мотивированы на учебу, заинтересованы в результатах, и это делает «перевернутые уроки» особенно эффективными».

Александр Федорович Белянинучитель истории

Главное условие «перевернутого урока»

Наши ученики и преподаватели сходятся во мнении, что «перевернутый урок» возможен только при ответственном подходе к учебе у ребенка. Без изучения материалов чуда не случится, и на уроке школьнику будет сложно.

Поэтому преподаватели «Алгоритма» особенно вкладываются в подготовку задания на самостоятельное обучение — их лекции на высокотехнологичной образовательной платформе часто и родители смотрят с интересом. А то, что осталось непонятным даже при встрече в классе, они разбирают с учениками на онлайн-вебинарах — например, каверзные вопросы по ЕГЭ и другие моменты.

Почему за «перевернутым уроком» будущее

На «перевернутых уроках» ребята изучают материал на практике, а значит, быстрее усваивают и лучше запоминают, ведь практика формирует более устойчивые логические связи. Обучение становится живым, в нем больше групповой динамики и разбора задач «со звездочкой». Кроме того, именно при решении задач у ребят возникают вопросы, поэтому эффективнее на уроках делать упражнения, а теорию выносить за пределы класса.

Кстати, «перевернутый класс» подходит и для очного обучения, и для дистанционного формата, который стихийно набирает популярность. До урока дети могут проходить тему самостоятельно не только по видеолекциям, но и по презентациям, учебникам, тестам — на нашем Учебном портале разработана четкая система подготовки к урокам под каждый класс и предмет.

Хотите попробовать «перевернутые уроки» для своего ребенка?

Свяжитесь с нашими менеджерами — расскажем, как поступить в нашу школу, ответим на вопросы.


День открытых дверей в школе Алгоритм 28.11