Милютинский пер., дом 18, стр. 2
м. «Тургеневская»

 
Школа «Алгоритм»

Екатерина Ерохина

Академический директор британской школы «Алгоритм»
Как за 5 лет выстроить британскую школу в России с рекордной успеваемостью детей, подготовить выпускников к обучению в Оксфорде (колыбели Нобелевских лауреатов) и при этом интересоваться личностью каждого школьника и его желаниями — знает академический директор британской школы «Алгоритм» Екатерина Ерохина. В интервью Екатерина ответила на вопросы о британском подходе, адаптации, онлайн-обучении, команде преподавателей и родительских сомнениях.

В итоге получился обзор, взгляд изнутри с точными профессиональными комментариями, которые дают полную картину школы и помогут родителям и школьникам принять решение об обучении в «Алгоритме».
Я с отличием окончила Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности, связанной с регионоведением Англии и международными отношениями. В образовании работаю с момента выпуска из университета. С 2014 года возглавляю проект британской школы в РБШ Алгоритм
Идея британской школы: с чего все началось

Автором и идейным вдохновителем проекта является учредитель Британской школы «Алгоритм» Алексей Николаевич Мисютин. Алексей сам прошел все ступени британского образования, начиная с обучения в школе и заканчивая Эдинбургским университетом, который он успешно окончил.

Сначала была получена аккредитация британской экзаменационной комиссии Pearson Edexcel, предоставляющая право на проведение обучения по британской школьной программе и организацию официальных британских экзаменов. Затем началась работа над созданием самой школы и ее «начинки».

Изначально мы думали над работой только в онлайн-формате, но очень быстро пришли к необходимости проведения и очного обучения.

Концепция британской школы «Алгоритм»
До недавнего времени мы являлись самой молодой британской школой на территории Российской Федерации. Однако все процессы в школе мы выстраивали независимо от уже устоявшихся моделей, без оглядки на то, что уже существовало на тот момент. Нашей задачей было создать школу, которая будет непохожа на другие школы в России, которая будет показывать высокие результаты. Поэтому в своей работе мы опирались только на первоисточник — методические материалы Edexcel. А также на опыт западных коллег.

Отличия нашей британской школы от конкурентов
Есть школы, работающие по похожему на наш принципу. Нас отличают 3 параметра:

1. Результат, который показывают наши выпускники
На текущий момент, это самые высокие академические результаты на территории нашей страны и не только:

  • В рейтинге малых школ Великобритании по результатам A-level в 2019 году мы бы заняли первое место.
  • Наша выпускница Аня Ашкинази в 2019 году показала лучший результат по экономике в мире и по химии в Европе среди всех центров Pearson Edexcel.
  • Три года подряд из пяти, которые существует школа, мы получали офферы Оксфордского университета.
Это ли не то, чем мы можем по праву гордиться?

2. Формат обучения
Мы предлагаем ученикам учиться и онлайн, и в аудиториях. А также у нас можно совместить британскую программу с российской — пройти обе в нашей школе и получить двойной аттестат. Нагрузка на ребенка увеличивается, но, по нашему опыту, это реально.

3. Индивидуальный подход
Мы досконально знаем ситуацию по каждому учащемуся: его сильные стороны, выбор профессии и вуза, сомнения. Наша цель — его академическая карьера: поступление в выбранный вуз, самореализация, а не просто успешное окончание школы. Поэтому мы поддерживаем ребят, вместе разбираемся в требованиях, помогаем идти к цели.
Поступления в Оксфорд из «Алгоритма»
На текущий момент мы являемся единственной школой в России, подготовившей студентов к поступлению в Оксфордский университет.
Нашим «первенцем» и первопроходцем стал Семен, который в 2017 году поступил на факультет математики в St. Catherine’s College. В 2019 году на факультет химии в Оксфордский Queen’s College поступила еще одна наша выпускница Аня Ашкинази, набравшая рекордное количество финальных баллов. Также хочу отметить и нашего выпускника Егора Зайцева, студента Манчестерского университета, которому до поступления в Оксфорд в 2018 году не хватило совсем немного.
Конечно, это необычные и очень одаренные дети: другие в Оксфорд не поступают. Поэтому, с точки зрения обучения, с ними не было никаких проблем. Но путь выпускников был тернистым, и роль школы была ключевой. Выбор верной стратегии, оперативное принятие решений, мотивация на успех, вопросы, связанные с поступлением, долгие разговоры по душам, когда были мысли все бросить, — это наша отдельная гордость, вместе у нас все получилось.
Преподаватели британской школы
Команда преподавателей формировалась на протяжении всех лет существования школы. Есть преподаватели, которые работают с нами с момента старта нашего первого учебного года в 2015 году. У нас есть носители языка и те, кто владеет английским на высоком профессиональном уровне.
В первую очередь, преподаватели школы — талантливые и интересные люди, одновременно являющиеся настоящими профессионалами своего дела. Каждый из них получил образование самого высокого уровня в своей предметной области и уже неоднократно проявил себя в деле, за что им отдельная благодарность. Для меня большая личная гордость — отвечать за подбор преподавательских кадров и видеть, что это работает. А, раз работает, значит я все делаю правильно.

Программы и ученики британской школы
У нас доступны 3 программы: Pre-GCSE (5−7 классы), GCSE (8−9 классы), A-Level (старшие классы). Мы еще очень молодая школа, программу Pre-GCSE мы запустили только в 2017 году, и пока наши младшие ученики только готовятся к переходу на этап средней школы GCSE в рамках предстоящего учебного года 2020−2021. До выпуска им еще не скоро. Одно могу сказать: процент остающихся с нами большой.
Было бы лукавством утверждать, что учиться по британской программе и успешно ее окончить может любой. Нет, это не так. Хорошая «обучаемость» ребенка и высокий уровень мотивации — это ключевые параметры, по которым идет отбор. Если в младших классах он еще не настолько строгий, то, чем старше становится ребенок и чем ближе он к выпуску, тем более скрупулезно мы смотрим на его данные на входе. Поэтому, преимущественно, у нас учатся хорошисты и отличники с высоким уровнем английского языка.

Какие предметы изучают в британской школе
В нашей школе можно изучать все основные академические предметы GCSE и A-level, которые есть в линейке Pearson Edexcel. Однако, справедливо заметить, что прикладные предметы вроде Art and Design мы не даем.

Какие предметы выбирают ученики? Как таковых трендов не существует. На программе A-level школьники выбирают предметы, исходя из своего будущего профиля и личных предпочтений. Исторически самый популярный предмет у нас — математика. Поровну делится количество учеников, выбирающих биомедицинский и экономический профили. Меньше всего гуманитариев, но и они есть. Кстати, нужно отметить, что гуманитарные предметы мы, единственные в России, также даем на самом высоком уровне.

Чем отличается подход к обучению в британской школе

В британской системе образования подход к изучению отдельных предметов отличается от привычного для российского школьника. Особенно наглядно это видно на примере гуманитарных предметов. В старшей школе — это английская литература, история, лингвистика.

Школьников учат думать, анализировать, критиковать, аргументировать, проводить параллели, пользуясь историческим, социокультурным контекстом, интерпретировать исторические события, литературные произведения, высказывания политических деятелей. А также пропускать прочитанное и изученное через себя и на все выражать свою точку зрения. Российский школьник к этому не привык.

При изучении наук акцент делается не на заучивание формул, а на умение проанализировать и описать то или иное явление. В программе изучается такой предмет, как экономика, которая, в общем случае, российскому школьнику не знакома.
Адаптация к новой программе может занять не один месяц, поэтому мы рекомендуем начинать обучение в британской школе не на финишной прямой в старших классах, а раньше, чтобы процесс прошел легче, понятнее и максимально эффективно.

Какие вопросы возникают у родителей (и как они решаются)
Многие родители переживают из-за нагрузки, и справится ли с ней ребенок, если он параллельно обучается по российской программе. Здесь мы всегда стараемся быть максимально откровенными: нагрузка значительная, особенно в старших классах, поэтому к ней нужно быть готовым. Чтобы держать руку на пульсе нагрузки/успеваемости школьников, у нас есть регулярные контрольные работы, которые пишут в течение всего года, а также две внутренние сессии, которые проходят по окончании каждого учебного семестра. По итогам таких сессий формируется прогноз на экзамены.
Также у родителей часто возникают вопросы, связанные с успеваемостью, проведением официальной сессии, поступлением в университеты. Для решения этих задач у каждого класса есть куратор, который ведет детей на протяжении учебного года, он всегда на связи с детьми и родителями. С уверенностью могу сказать, что нерешаемых вопросов с каждым годом нашей работы становится все меньше.
Актуально: 3 вопроса о британской школе
1. Полноценное британское образование можно получить онлайн?
Онлайн-формат в нашей школе — это такой же полноценный формат обучения, как и очный. У онлайн классов то же количество учебных часов, занятия преподаватели проводят из специально оборудованных интерактивных студий, дети имеют возможность в режиме реального времени отвечать на вопросы и задавать их. Единственное отличие формата — это то, что дети в процессе учебы находятся у себя дома.

2. Ученики на онлайн-образовании успешны?
В этом году мы будем выпускать школьников, которые учатся у нас полностью онлайн, начиная с программы GCSE, то есть уже четвертый год. Как правило, это дети, проживающие в других городах России и даже других странах. По нашему опыту, могу сказать, что часто школьники, обучающиеся полностью онлайн, успевают лучше тех, кто учится очно.

3. Стоит ли сочетать российскую и британскую программу или лучше сосредоточиться на чем-то одном?
Процент детей, которые к старшей школе выбирают одну из программ, с каждым годом растет. Но все еще есть школьники, которые предпочитают получить два аттестата: и российский, и британский. Если говорить о рациональном подходе, мы рекомендуем всем российским ученикам окончить 9 российских классов, а затем принимать решение. Если в приоритете будет поступление в зарубежный университет, то разумнее сосредоточиться на подготовке по британской программе.
Но когда я училась в 8 классе, в школе был день самоуправления, и я должна была провести урок английского. Когда я вышла перед классом, случилось дежавю. Почувствовала, будто уже вела такие уроки, и мне это нравилось, хотя я осознавала, что сейчас буду делать это впервые.
Как поступить в британскую школу «Алгоритм»

Для поступления в невыпускные классы необходимо предоставить оценки за прошедший учебный год и пройти собеседование. Поступающие в выпускные классы, помимо этого, сдают вступительные экзамены. Это позволяет учащимся оценить свои силы, а нам — их шансы на успешное прохождение выбранной программы обучения.


Поступить на программу британской школы в редких случаях можно и в середине учебного года. Это чаще возможно для невыпускных классов, но ситуация рассматривается в индивидуальном порядке. К выпускным классам можно присоединиться, только если ребенок с хорошей текущей успеваемостью в экстренном порядке переводится к нам из другой британской школы. Во всех остальных случаях мы рекомендуем повторение года или поступление на класс младше.


В школах Великобритании бывают пробные триместры «short term», когда школьник может поучиться, оценить свои возможности и принять решение о том, продолжать или нет. У нас также есть практика «пробного» месяца для тех детей, в силах которых мы не уверены до конца на момент их зачисления в школу. Как правило, по такому сценарию мы идем только тогда, когда в соответствующих классах обучения остаются свободные места.


Минутка гордости и планы на будущее


Я горжусь каждым нашим выпускником. Для каждого из них поступление в университет — это победа над собой и всеми сложностями. И я по-человечески и профессионально счастлива, что большинство наших детей поступают в университеты своей мечты.


Мы в британской школе продолжим делать свое дело, будем держать планку, которую сами себе задали, продолжим работать над повышением качества. Для того, чтобы развиваться дальше, нам теперь нужно конкурировать с самими собой, а это всегда сложнее, чем соперничать с другими.


Будем верить в то, что у нас все получится!