Милютинский пер., дом 18, стр. 2
м. «Тургеневская»

 
Школа «Алгоритм»

Наталья Валентиновна Скачкова

Тьютор, психолог
Что волнует современных подростков и в чем сильны теперешние первоклашки? Как проходит собеседование при приеме в школу? Чем психолог может помочь в обучении ребенка с нарушением психофизического развития? На все вопросы нам ответила психолог школы «Алгоритм» Наталья Валентиновна Скачкова.

Бонус: чему психологи учатся у школьников и как проводят свободное время.
Вопрос о выборе профессии всегда заставляет меня улыбнуться. Я пришла в профессию, как мне сейчас думается, еще в 11 лет. В нашей семье тогда родился четвертый ребенок. Мальчик. Нельзя сказать, что все было отодвинуто: учеба, общение со сверстниками, любовь к чтению и морю. Вовсе нет. Но забота о брате и моя умелость в этом сделали свое дело: решение поступить в педагогическое училище было самостоятельным и осознанным. И преподаватель психологии «влюбил» в профессию сразу и навсегда. Потом был факультет «Педагогика и психология» в Педагогическом институте, затем факультет «Специальная психология. Дефектология» в университете. Далее множество курсов и семинаров в Москве и Санкт-Петербурге. Последние курсы повышения квалификации я прошла в этом году.

Мы с «Алгоритмом» выбрали друг друга! В этой школе я с августа 2008 года. Есть такое выражение «пойти к человеку». Наверное, полностью совпадающие взгляды, безграничная вера и уважение к руководителю школы, интерес к задачам сделали этот шаг продуманным и прочувствованным.

Я работаю с учащимися 1−11 классов. У каждого звена обучения свои задачи.

  • Начальная школа (1−4 класс): сохранить желание заниматься интеллектуальной деятельностью в игре, создать интерес к наукам, способствовать закреплению навыков самостоятельности при выполнении учебных заданий, развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками.

  • Средняя школа (5−8 класс): оказать профессиональную помощь и поддержку учащимся и родителям в период подросткового кризиса, организовывать и проводить еженедельные комплексные тренинги-встречи.

  • Старшая школа (9−11 класс): помогать учащимся с трудностями в обучении, проводить тренинги-антистрессы в период подготовки к экзаменационным испытаниям, организовывать диагностический проект «Определение профессиональных интересов».

Как проходит собеседование при приеме в «Алгоритм»? Еще в начале моей работы в «Алгоритме» мы с коллегой разработали задания для собеседований с 1 по 10 класс на основе проверенных и лицензированных методик. Общение происходит по желанию родителей и учеников, чаще — вместе с родителями. Оцениваются возрастные показатели умения сотрудничать, уровень развития памяти, внимания, мышления, речи, а также навыки самостоятельности. Собеседование может проходить и онлайн. Такие встречи довольно результативны: бывают и повторные очные встречи, но нечасто.

«
Первоклассники — всегда первоклассники! Трогательные, непосредственные, искренние. Отличие современных ребят одно — продвинутость в технологиях. Это, скорее, плюс, чем минус. Все зависит от уклада семьи.

»
Помимо вступительного собеседования, много интересной работы. Это и еженедельные комплексные занятия для учащихся начальной школы, и тренинги для учащихся 5−8 классов, и индивидуальное сопровождение по запросу преподавателей и родителей, и диагностические проекты разных направлений. Наши встречи с учениками носят развивающий характер. На них мы общаемся, слушаем музыку, решаем интеллектуальные задания, учимся понимать себя и других, рисуем, лепим, делимся своими достижениями, помогаем и поддерживаем, если нужно принять непростое решение.

Воспитание детей и подростков обеспечивает семья, учебное заведение и социальное окружение. В «Алгоритме» мы помогаем ученикам сформировать интерес к себе и наукам, понять, кем идти дальше по жизни. Мы поддерживаем и вселяем (своим профессиональным взглядом и человеческим отношением) уверенность в себе.
Если у ребенка диагностировано нарушение психофизического развития, то тут три ступени работы: медицинские работники, психолог и учитель. Надо пройти все три. Медики определят границы нагрузки, психолог определит форму обучения, а учитель уже, как практик, будет это обучение осуществлять. Школы могут быть различные, а вот форму обучения надо подбирать. Процесс организации обучения, конечно, в большей степени лежит на семье учеников, а помогать ему будут в школе.

Учащихся с психофизическими нарушениями у нас немного, и, если, поставлен диагноз, мы сопровождаем только эмоционально-интеллектуальную составляющую. Коррекционные занятия я не провожу. Это дело других специалистов. А мы в «Алгоритме» поддерживаем, составляем индивидуальный учебный план или, наоборот, включаем ребенка в группу, соответствующую классу. Тут все только индивидуально и с плотной работой в семье. Учитываем рекомендации врачей и действуем согласно им. Если есть желание семьи и необходимость, сопровождаем в течение всего учебного года (и не одного).

Зачастую онлайн-образование является единственным способом обучения для детей с психофизическими нарушениями, но у нас были успешные случаи включения ребенка в очную группу. Мы всегда держим руку на пульсе потребностей школьника: когда нужно экстренно принять решение о переводе из очной группы в онлайн, делаем это без промедления.

Самый большой запрос ко мне — от родителей, конечно. Запросы преподавателей и самих старшеклассников на втором месте по объему.

  • Запросы родителей, в основном, о зависимости от гаджетов и о взаимоотношениях в семье, об отношении к учебе. Их волнует неправильный режим, трудности в поведении, ухудшение успеваемости.

  • Запрос преподавателей — мотивация к учебе, общение со сверстниками, работа с семьей учащегося в комплексе.

  • Запрос самих учащихся не оригинален — трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Современные подростки интеллектуальны и продвинуты, но трудности на протяжении всей моей многолетней практики не меняются.

«
Подросткам особенно тяжело принять самих себя. Мы много говорим, и самое правильное — чтобы подросток делал выводы и принимал решения. Только собственные выводы, поддержанные и объясненные специалистом, приносят удовлетворение и побуждают к действиям, а те уже ведут к нужным изменениям.

»
Как я работаю с запросами учащихся? Как и прежде! Выслушиваю, объясняю, поддерживаю. Наши встречи носят комплексный характер. Мы много говорим, и самое правильное — чтобы подросток делал выводы и принимал решения. Только собственные выводы, поддержанные и объясненные специалистом, приносят удовлетворение и побуждают к действиям, а те уже ведут к нужным изменениям. Обсуждаем ситуации из жизни, интересы, предпочтения. Подростки раскрываются с самой прекрасной стороны, видят свои особенности и начинают чувствовать свои возможности и истинные интересы. Это открытия, которые помогают в будущем.

Особую радость в работе мне приносят знакомства с прекрасными людьми, осознание своей профессиональной и человеческой значимости, подтверждение выбранной профессии как самой лучшей. Лучшей для меня, конечно. Работая с детьми и подростками, помогая и поддерживая их, я многому учусь и у них. Приходится много читать, смотреть фильмы, слушать музыку, путешествовать. Для того чтобы научить и объяснить, нужно много знать самой, и я учусь постоянно.

Что меня расстраивает в работе? Наверное, то, что сейчас придается мало значения развитию речи, чтению, просмотрам сложного кино, что в жизни детей мало движения и живого общения (гаджеты заменили многое), что поездки по миру стали показателем успешности, и дети мало путешествуют по своей прекрасной стране. Но я человек позитивный, и радости в моей жизни значительно больше еще и потому, что даже в огорчениях я нахожу тему для размышления, понимаю, что все неоднозначно.

Помимо работы у меня есть и моя семья, и прекрасные друзья. У меня дома небольшая библиотека, и чтение — одно из любимых занятий. Я люблю путешествовать, как за рубеж, так и по России. Интересуюсь живописью и театром. Люблю гулять со своим стареньким лабрадором и слушать музыку в наушниках. С детства плаваю и знаю воду девяти морей. С удовольствием смотрю старое и современное кино.

Всем будущим ученикам «Алгоритма» желаю неугасаемого интереса к самим себе, к наукам, к миру в целом. Пусть школьные годы принесут вам больше радости открытий, больше прекрасных людей рядом!