Школа «Алгоритм»
  • /
  • /
  • /
  • /

Игра в тьютора:
позвольте школьнику
исследовать свои интересы

Тьюторство в России переживает бум родительского интереса. При этом половина родителей ищет тьютора для ребенка, а другая считает это лишь модным словечком для классного руководства. В идеале тьютор должен быть в каждой школе, чтобы сопровождать учеников в процессе обучения, помогать им исследовать свои интересы и выбрать специальность. Без спешки и слепых тестов профориентации.

А еще хороший тьютор объяснит ребенку, почему его жизнь не «белиберда», какие 3 правила защищают от буллинга и как любимый сериал поможет выбрать профессию.
Кто такой тьютор и точно ли он нужен школьникам?

Тьюторинг — штука не новая, утверждают, что первым тьютором можно признать Сократа, который выслушивал каждого из своих учеников, понимал его цель и вел к ней через ученую беседу под оливами. Глобально тьюторинг — сопровождение человека, который чему-то обучается. А педагог, который сопровождает обучение, и называется тьютором.
  • Ольга Струтинская

    тьютор-куратор школы «Алгоритм»

    «Осознанность появляется, когда ребенок видит собственные смыслы и цели, является автором своей учебы (и жизни) и в этой связи мне очень откликается идея о том, что тьютор — репетитор осознанности».

За 2,5 тысячи лет мы ушли далеко от Сократа, а вот потребность в тьюторе для обучения все возрастает, особенно в школах. Почему? Разве учителя не достаточно? Нет, потому что учитель и тьютор отвечают за разные вещи. Учитель несет ребенку образовательный стандарт, знания по предмету, тьютор учит работать с этими знаниями, применять их для своего будущего, выбирать свое направление развития. Причем делать это осознанно, сверяясь со своими желаниями.

Начинать такое сопровождающее обучение с ребенком стоит как можно раньше. В идеале с трех лет, когда ребенок начинает ощущать себя личностью, ему важно понимать, что эта личность хочет в каждый момент времени, в какую сторону ей расти.

Мы же учим детей сидеть за столом, завязывать шнурки, чистить зубы — так почему бы не включить в этот список и осознанное обучение? К слову, один из величайших философов современности, Мишель Фуко называл эту осознанность «заботой о себе» и ставил ее выше других навыков для развития человека.
  • Ольга Струтинская

    тьютор-куратор школы «Алгоритм»

    Кто за что отвечает?


    • учитель отвечает за образовательный стандарт, чтобы школьник овладел его предметом на должном уровне;

    • куратор (классный руководитель) отвечает за организационный процесс: чтобы школьник был на уроке, вовремя все сдавал, получал оценки;

    • тьютор отвечает за раскрытие интересов школьника, за то, на чем школьнику сосредоточиться в обучении, чтобы не утонуть в потоке информации и достичь успеха в своем направлении;

    • психолог отвечает за качество жизни в целом: он поможет школьнику устранить глобальный дискомфорт в жизни.
Почему же тьюторов нет в каждой российской школе? Наша система образования строится на советских ценностях, где вот эта подстройка под себя, «яканье» считалось чуждым. И в головах еще сильны установки на коллективные ценности, стандартизацию, массовость. Отсюда и буллинг, и сложности с профориентацией — школьники часто идут, куда все, так как просто нет человека, который научил бы слышать себя, действовать по своим ценностям, выбирать то, что тебе откликается. То есть тьютора. Классный руководитель, опять же, нацелен на успех группы.

Но! Есть и хорошая новость. Точнее, сразу две. Во-первых, профессию тьютора ввели в России с 2008 года. Ей обучают в магистратуре МГПУ и заведует кафедрой тьюторинга и индивидуализации Татьяна Ковалева. У гуру, профессора Ковалевой, училась и Ольга Струтинская, тьютор школы «Алгоритм», — и работа Ольги с учениками уже принесла серьезные результаты.
Чем занимается тьютор: на примере школы «Алгоритм»

Тьюторство в «Алгоритме» как отдельный проект запустили в этом, 2020/21 учебном году. Проект, как и сама школа, камерный, — над ним трудится команда из двух человек: тьютор Ольга Струтинская и руководитель проекта Оксана Макарова.
  • Оксана Макарова

    руководитель учебного отдела 5-8 классов и службы тьюторинга «Алгоритм»

    «Я закончила факультеты философии и психологии МГУ. Вся профессиональная жизнь была связана в основном с высшим образованием. Работать в школе интереснее, но я увидела, что дети не умеют ставить себе цели, взаимодействовать с информацией. Как „человеку МГУ“ мне страшно захотелось научить их учиться, понимая себя. Поэтому я и сама прошла тьюторскую переподготовку и защитила проект перед руководством школы».

Технологически тьюторство держится на двух китах: это создание среды и навигация учащихся. Так и в «Алгоритме» на занятиях Ольга:

  • Формирует для ребят среду, где есть масса вариантов для саморазвития в том числе и те, что школьник предложит сам, и они будут серьезно рассмотрены. Например, прямо сейчас идет работа над благотворительным проектом, который «откликнулся» 5-класснику.

  • Навигирует ребят по образовательной среде — например, устраивает пробы разных специальностей или помогает собрать аргументы, чтобы выбрать вуз. Школьники задумываются об этом все раньше, и в 8 классе это самая актуальная задача.
Кроме того, Ольга помогает ребятам разобраться и в образовательной средой сейчас, так как программа в «Алгоритме» интенсивная, а уроки проходят очно, онлайн, в формате вебинаров, практикумов и т. д. Как и положено тьютору, Ольга — человек среды, то есть она прекрасно ориентируется в том, кто за что отвечает в «Алгоритме», к кому в каких ситуациях обратиться и ведет к этому знанию школьников.

Сейчас Ольга занимается со школьниками 5−8 классов: 10−14 лет — важный возраст для самоопределения. За 3 месяца проект зарекомендовал себя у школьников и родителей, так что скоро тьюторинг охватит младшие и старшие классы.
Как проходят занятия с тьютором на практике

Сейчас тьюторинг проходят 70 учеников «Алгоритма». Занимаются в группе, индивидуально и в форме подготовки проектов. При этом не стоит думать, что тьюторское сопровождение — это какая-то развлекательная программа и кружки по интересам.

Нет! Все серьезно, как на тренинге для предпринимателей.

2 раза в неделю школьники занимаются с тьютором в классе (в своих возрастных группах). Они обучаются выстраивать коммуникацию с учителями и между собой, осваивают тайм-менеджмент, составляют интеллектуальные карты, учатся личностному и профессиональному самоопределению. После занятий получают и домашние задания, по которым могут проконсультироваться с тьютором. И название у этих уроков самое подходящее — индивидуальная траектория развития или ИТР.
При этом такие занятия все же — свободная среда, где ученики вовлекаются в преподавание. По словам Ольги: «Сейчас уроки проходят на основе ситуаций из фильмов и сериалов. Учимся анализировать свой трек по киношным ситуациям. А тему буллинга мы будем разбирать вместе с ученицей школы, театральной актрисой, сыгравшей в спектакле „Чучело“».
  • Ольга Струтинская

    тьютор-куратор школы «Алгоритм»

    «3 правила, которым мы учим на тьюторинге в «Алгоритме»: не обижать словом, не обижать делом, не брать чужого.

    Звучит просто, а на практике защищает от буллинга и ссор".

Ольга проводит и индивидуальные тьюторские занятия. Работает как наставник (не путать с психологом!): они вместе со школьником определяют задачу, например, выбрать образовательный трек, и придумывают как подступиться к делу.

«Приходят и травмированные, недооцененные дети, и, если я вижу, что задача психологическая — не беру на себя другую работу. Обрисовываю ситуацию родителям, рекомендую, чтобы с ребенком позанимался психолог. Недавно был кейс, когда родители услышали совет, подключили специалиста, и мы вместе уже видим результат».

«Если в занятиях с тьютором школьник не загорается идеями — ищите другого тьютора», — поясняет руководитель тьюторской службы Оксана Макарова. В «Алгоритме» — наоборот. За 3 месяца работы у ребят, помимо непосредственных результатов работы, родилось три крупных проекта. Это подготовка концерта к новому году, вожатство, когда 8-классники загорелись желанием тьюторить пятиклашек, и «Теплое письмо».

В последнем школьники пишут добрые письма и готовят подарки для благотворительного фонда «Старость в радость». Проект примечателен, так как его запустил пятиклассник, новичок, а ребята, вначале не принимавшие школьника в классе, поработав вместе с тьютором, его поддержали.

Кроме того, школьники вместе с тьютором в прямом смысле выходят за границы класса: посещают музеи, олимпиады, участвуют в проектах школы (например, в Центре коллабораций), а также работают с осознанностью в обучении на физическом уровне: арт-терапия, дыхательные практики, растяжка.
Какие результаты дает тьюторство

На основе обратной связи от учителей и родителей, а также наблюдений Ольги за учениками — даже после 3 месяцев работы с тьютором есть позитивные изменения:

  • Ученики уходят от схемы «меня учат» к «я учусь», берут авторство, ответственность на себя. Теперь и ошибки принадлежат только им самим и не страшно пробовать. И все достижения — это их результат, а значит, его можно присвоить и подкрепится этой энергией.

  • Ученики видят шире, исследуют свои возможности, составляя ментальные карты (mind map) и карты личности, примеряют на себя разные треки и профессии. Значит и их выбор в будущем будет точнее.

  • Ученики легче подключаются к новому, видят в новых форматах обучения (тот же дистант) — ресурсы и возможности. В итоге меньше стресса и больше вовлеченности в процесс обучения. И всему этому помогает тьютор.
  • Ольга Струтинская

    тьютор-куратор школы «Алгоритм»

    «Ребенок в 6 классе говорит мне: „Моя жизнь — такая белиберда!“. А когда начинаем с ним узнавать друг друга на индивидуальном тьюторинге, и я расспрашиваю об увлечениях — оказывается, он увлекается десятком предметов, в том числе и астрономией. И настолько тянется к информации, что просто не знает, за какую книгу про космос взяться. Все хочется. Понимаете? Важно помочь ему выбрать путь и пойти по нему».

Тьюторство — это не подготовка к ЕГЭ, где есть формальный критерий в баллах. Здесь изменения в ученике происходят долго, на глубинном уровне и могут удивить самого ученика. Как говорит гуру тьюторинга Татьяна Ковалева: «В каждом человеке есть что-то, чего он сам о себе не знает. И надо создать среду, где это проявится». Пожалуй, эта удивительная среда уже создана в «Алгоритме».