Стол, стул, ваза с фруктами и скрипка: что еще нужно для счастья?
Альберт Эйнштейн
Музыка — это развлечение для гуманитариев или помощник в обучении? Ученые голосуют за второй ответ. Недавно в Британской Колумбии проанализировали успеваемость 112 000 старшеклассников. Выяснилось, что те, кто начал заниматься музыкой еще в младших классах, не просто лучше прошли тестирование по всем предметам, но в некоторых дисциплинах на год обгоняли сверстников. Исследование было опубликовано в Journal of Educational Psychology.
Давайте разберемся, как именно обучение музыке (и вокалу, и игре на инструменте) влияет на успеваемость в школе и какие еще бонусы дает.
Спойлер: медведь редко наступает на ухо :)
Особенно системно координация развивается при обучении игре на музыкальном инструменте. Тогда у ребенка одновременно и в тесной взаимосвязи развивается зрение, слух, осязание, мышечный аппарат (включая мелкую моторику).
Например, игра на фортепиано укрепляет глазные мышцы, расширяет поле зрения, ускоряет движения импульсов от кистей рук в мозг и обратно. Пианисты извлекают до 1800 нот в минуту, регулируя колебания громкости и давления. Значит, чтобы создать мелодию, ребенок автоматически учится быть сосредоточенным и гибким: держит в поле зрения всю клавиатуру, нотный текст, слышит свое звучание, контролирует движения обеих рук. Практически становится сам себе дирижером.
Пользу регулярных занятий музыкой для гармоничного развития мозга подтверждают и данные обычных медицинских исследований (например, магнитно-резонансная томография). На МРТ людей, которые с детства занимались музыкой, видна более симметричная структура мозга, где правое и левое полушарие развиты одинаково.
Наша краткосрочная память умеет сохранять около 7 бит информации. Это немного, но связанные группы данных (в том числе и ритмические группы), запоминаются нами как 1 бит. То есть, изучая музыкальные ритмы, ребенок может усвоить в разы больше информации при тех же усилиях. К такому выводу пришли российские ученые (Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе).
В их исследованиях младшие школьники, которые учились повторять ритмы за учителем, в разы быстрее усваивали и другой материал.
Голландцы подтверждают исследования россиян. Они протестировали 147 детей, части из которых добавили уроки музыки в программу младших классов, а части — нет. Так вот, через 2,5 года успеваемость «музыкальных» школьников повысилась, и особенно высокой оказалась способность запоминать информацию. Исследование вышло в научном журнале «Frontiers in Neuroscience».
IQ (или коэффициент интеллекта) ребенка также находится в прямо пропорциональной зависимости от занятий музыкой. Причиной тому и удовольствие, которое ребенок получает, слушая музыку, и активизация памяти.
Данные про IQ представил на конференции в Институте мозга в Мельбурне психолог Гленн Шелленберг. Он провел масштабное годовое исследование, где тестировал первоклассников из четырех групп. В первой дети осваивали игру на пианино, во второй — пели, в третьей — посещали курсы актерского мастерства, а в четвертой — вообще не занимались творчеством. К летним каникулам уровень IQ вырос у детей неодинаково. Наименьший прирост был у ребят, лишенных творчества, — всего 3,9 пункта, а дальше всех (на 7,6 пункта) продвинулись дети, которые занимались вокалом.
Не стоит думать, что уроки музыки развивают успеваемость лишь по гуманитарным предметам — вроде литературы и истории. Отнюдь. Сильными музыкантами были известные математики и естествоиспытатели. Например, Фейнман, лауреат Нобелевской премии по физике, играл на барабанах. Белл, изобретатель телефона, играл на пианино, а микробиолог Копровский, автор вакцины от полиомиелита, даже сочинял собственные опусы. Самый хрестоматийный пример — Альберт Эйнштейн, с четырех лет игравший на скрипке. Его супруга вспоминала: «Музыка помогала ему размышлять о теориях. Он шел в кабинет, играл пару нот, что-то записывал и возвращался к работе».
Занятия музыкой позволяют нам различать оттенки разных тембров, высот и развивают слух. Эти навыки как раз требуются ребенку при изучении родного и особенно иностранного языка.
Связь музыки и речи подтверждает и нейролингвист, доктор наук Татьяна Черниговская. По словам Татьяны Владимировны, зоны мозга, которые занимаются обработкой музыки, находятся близко или непосредственно в тех же местах, где и речевые.
То есть музыка — спутница речи, она приучает ребенка улавливать детали, интонации, эмоции. Словарный запас имеет и машина, но для разговора и креативного письма — нужна музыкальность, ритм и именно уроки музыки помогут ребенку ее развить.
«Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или нет», — утверждает Татьяна Черниговская. Кстати, она же заметила, что те, кто с детства занимается музыкой, оздоравливают мозг и на годы отодвигают болезнь Альцгеймера.
Умение придумать нестандартное решение задачи — один из самых востребованных навыков (все остальное умеют или скоро освоят роботы). Оказывается, занятия музыкой развивают креатив едва ли не лучше, чем живописью.
Канадский психолог Сильвен Морено провел эксперимент с двумя группами детей. Одна группа 40 часов изучала программу художественного развития, а в другой — дети пели, занимались ритмическими упражнениями и слушали музыку. После тестирования на нестандартное решение задач выяснилось, что музыканты быстрее концентрировались, лучше впитывали новую информацию и работали с ней, чем ученики из арт-класса.
Антистресс
Помимо ускорения работы мозга занятия музыкой успокаивают, снимают тревогу, улучшают сон. А не это ли важно школьникам, особенно накануне зачетов и итоговых аттестаций?
Антистрессовый аспект музыки описала Виктория Уильямсон, исследователь психологии музыки из Университета Шеффилда. В своей книге Виктория поделилась итогами исследований за последние 20 лет. Оказывается, что «музыкотерапия», и особенно музицирование, признана врачами как дополнительный метод при лечении депрессии, бессонницы и более серьезных расстройств.
Бонус: «медведь наступает на ухо» всего 2% людей
Людей с амузией, то есть отсутствием музыкального слуха, очень мало. Остальные просто не получили подготовки, не прошли азов вокала и игры на музыкальном инструменте. Это подтверждают исследования Университета Квинс, где опросили 2000 студентов, и 17% из них признали себя лишенными музыкального слуха.
На деле выяснилось, что их вокальные навыки просто не развиты и, приложив усилия, они смогут петь в караоке на радость публике.
В какую музыкальную школу отдать ребенка?
Выбирать нужно индивидуально, в зависимости от целей ребенка, свободного времени и желания заниматься музыкой. В нашу «Сценическую лабораторию» приходят дети со своей музыкальной идеей, а мы помогаем воплотить ее в жизнь. С детьми работают педагоги, профессиональные музыканты, и буквально за 4−6 недель рождается готовый сценический номер, с которым ребенок выступает на большой сцене — в джаз-клубе Kozlov, а то и на сцене Усадьбы Jazz.
Профессиональные музыканты участвуют в номере вместе с ребенком, поэтому уровень очень серьезный. И результат ребенок видит быстро — это важно, чтобы не выгореть и бежать на репетиции с радостью. Также у нас нет вступительных экзаменов и критики в процессе работы. Мы верим, что каждый ребенок талантлив. Профессиональные наставники лишь помогают ребенку раскрыться, а не навязывают играть классику.
Кстати, за время работы «Лаборатории» мы заметили не только повышение успеваемости участников: ребята общаются вживую, обмениваются идеями, заряжают друг друга, что очень важно в эпоху соцсетей и разобщенности.