Милютинский пер., дом 18, стр. 2
м. «Тургеневская»

 
Школа «Алгоритм»
  • /
  • /
  • /
  • /
  • /
  • /
  • /
  • /

Елизавета Завьялова

Выпускница британской и российской школы «Алгоритм», студентка Маастрихтского университета.
В лучшем случае смогу рассматривать не только российские вузы, в худшем — подтяну английский и приобрету новый опыт. Так думала Елизавета Завьялова, одна из лучших студенток программы Neuroscience Маастрихтского университета, поступая в нашу британскую школу. О том, какая это нагрузка — готовиться к экзаменам ЕГЭ и A-level одновременно, как проходят будни студента голландского вуза и чем заняться в свободное время в Маастрихте — Лиза рассказала нам в интервью.

Бонус: 3 совета старшеклассникам, которые помогут справиться с дедлайнами.
В восьмом классе, когда я еще училась в обычном государственном лицее, я задумалась о том, что могла бы закончить школу экстерном. Собрав информацию, я нашла школу «Алгоритм», которая предлагала переход на заочное обучение и программу 10−11 класса за один год. Мы с мамой решили попробовать.

Уже когда начала учиться в девятом классе на заочной программе, в «Алгоритме» я узнала про британскую программу. Тогда я особо не задумывалась про то, где я хочу получать высшее образование. Мне очень нравилась наука, и идея о том, что образование за рубежом значительно расширит мой круг возможностей в этой области, казалась мне очень привлекательной.
Из-за перехода на заочное обучение у меня было значительно больше свободного времени, и из-за хорошей успеваемости я не особо беспокоилась из-за экзамена ОГЭ в конце года, поэтому и не волновалась об увеличении нагрузки.
Присоединившись к программе GCSE, я еще не слишком серьезно рассматривала идею обучения в другой стране — это казалось маловероятным. Я рассуждала так: в лучшем случае я смогу рассматривать не только российские вузы, в худшем — подтяну английский и приобрету новый опыт.

Все изменилось, когда я перешла в десятый класс и начался первый год программы A-level. На GCSE я изучала только English, в основном, потому что не до конца понимала, как вся программа устроена. На первом году обучения A-level начались мои профильные предметы и подготовка к экзаменам, по результатам которых меня могли принять в иностранный вуз. В тот момент обучение за границей из гипотетической идеи превратилось в цель. Я отказалась от идеи сдавать российскую программу 10−11 класса за один год и начала готовиться к выпускным экзаменам на обеих программах.

Итого: я училась на обеих программах в последние 3 года школы — с начала девятого класса и до выпуска. Сложно сказать, как удавалось успевать везде. В начале у меня не было проблем с нагрузкой, во многом благодаря тому, что российскую программу я проходила в заочном варианте. Это позволило мне сфокусироваться на профильных предметах и рационально распределять время.

Сложно стало в выпускном классе — в конце года мне предстояло сдать экзамен ЕГЭ по 4 предметам, включая профильную математику. Если добавить к этому 8 экзаменов A-level, часть из которых мы сдавали зимой, а также сам процесс поступления, который в европейских университетах начинается еще осенью, можно себе представить, в каком стрессе я находилась. Думаю, этот год прошел бы для меня значительно легче, если бы я чуть больше верила в то, что смогу поступить в европейский вуз.

Конкретный график я уже и не вспомню, но на A-level вставала я довольно рано, чтобы не слишком расслабляться на заочном обучении. Очные занятия на A-level проходили у меня три раза в неделю, по вечерам, и длились по три часа — по часу на предмет. Примерно столько же времени у меня занимали онлайн-занятия по российской программе. С домашними заданиями всегда по-разному выходило. Все-таки, на подготовку презентации и на два вопроса из «past papers» (задания экзаменов прошлых лет) нужно разное количество времени. В выпускном классе к этому добавились пробные экзамены по обеим программам: в дни, когда у меня не было занятий, я вставала, писала экзамен, проверяла его, повторяла темы, в которых допустила ошибку, и все по новой. На хобби времени особо не оставалось, и с друзьями я виделась довольно редко.

Я изучала на A-level Mathematics, Biology, Chemistry. В целом, довольно стандартный набор предметов для естественнонаучного направления. В начале обучения на A-level я еще плохо представляла себе, на каком конкретно разделе биологии я хочу специализироваться, поэтому взяла химию, которая часто идет в паре с биологией, и математику, которая есть в требованиях всех STEM-институтов.
Я очень благодарна «Алгоритму» за уровень знаний, который хорошо подготовил меня к университету. Именно во время обучения на программе A-level я нашла максимально комфортный для себя стиль обучения, и это позволило мне полюбить науку еще больше.
Удивительно, но с наибольшим теплом я сейчас вспоминаю химию. Мне искренне нравились все предметы, но именно с химией я заметила, что мои усилия окупаются. В самом начале у меня совершенно ничего не получалось: материал был очень сложный, я не понимала половины терминов и справлялась хуже всех в группе. Было очень тяжело, но благодаря терпению нашего преподавателя, со временем все стало складываться в единую картину. В британской программе акцент делается на понимании концепций, а не на запоминании. Я не могу вспомнить тот переломный момент, когда все термины наконец-то обрели смысл, но с тех пор учить химию мне стало намного интереснее.
Ученикам, идущим по аналогичной программе на A-level, ничего принципиально нового посоветовать не могу, но лично мне учиться помогали (и до сих пор помогают) несколько вещей:
  • Дробить задачи на шаги.
    Например, мне очень трудно себя заставить приступить к задаче, если я не уверена, насколько она сложная и сколько времени займет. В таких ситуациях я стараюсь разделить задачу на простые составляющие и выполнять их шаг за шагом. Еще полезно составлять списки — мне это помогает отслеживать прогресс и понимать оставшийся объем работы.
  • Ребятам с естественнонаучного направления я очень советую постараться понять материал, а не запомнить его.
    Не всегда получается сделать это с первого раза: иногда концепции выглядят абстрактными, и сложно понять, как это вообще связано с реальным миром. У меня такое случается постоянно, поэтому я стараюсь вернуться к материалу и посмотреть объяснение из нескольких источников. Стоит несколько раз прочитать описание термина или процесса, найти звонкую метафору, и (рано или поздно) понимание всегда приходит.
  • Еще я настоятельно не рекомендую игнорировать дедлайны.
    Это совершенно очевидно, но всегда причиняло мне массу проблем. Особенно это казалось домашних заданий. Если я что-то не успевала, я говорила себе, что просто принесу домашнюю работу на следующие занятие. Создает впечатление, что проблема решена, но ровно до того момента, пока не останешься один-на-один с кучей несделанных заданий. И еще одна простая истина: если у вас неделя на задание, это значит, что надо всю неделю понемногу работать над ним, а не делать все в последние два дня. Проверено.
На выпускных экзаменах A-level я нервничала. У меня всегда так было, сколько бы я ни готовилась к экзамену, перед началом всегда есть ощущение, что мне нужно еще пару часов/дней/недель.

С другой стороны, на экзаменах A-level, в отличие от ЕГЭ, время рассчитано очень точно, поэтому посидеть-поразмышлять особо не успеваешь, а значит и на переживания времени тоже не остается. К тому же, за время программы мы успевали сделать столько пробных вариантов к каждому экзамену, что на самом экзамене надо было просто внимательно прочитать задание и понять, что экзаменатор хочет увидеть. Самым большим открытием стало то, что не имеет значения, знаешь ли ты материал, если ты не можешь донести это до экзаменатора. Именно поэтому нужно практиковаться на пробных экзаменах — это учит правильно понимать, какие знания нужно продемонстрировать в каждом вопросе.

При выборе вуза и специальности основными критериями для меня были:

  • возможность изучать Neuroscience (нейронауки, нейробиологию) на бакалавриате;
  • работа в лаборатории;
  • цена обучения.
Изначально я обсудила свои амбиции с Екатериной, академическим директором британской школы «Алгоритм», и она порекомендовала мне рассматривать университеты в Нидерландах. Она же впоследствии обратила мое внимание на Maastricht University, в котором я сейчас учусь, правда, на другой программе.

Трудность в выборе университета заключалась в том, что Neuroscience — довольно специфическая специальность, и, как правило, европейские университеты предлагают ее только на магистратуре. Были варианты в Великобритании, но обучение там стоит в несколько раз дороже, поэтому я остановилась на Европе.

Изучив свои варианты, я подала документы по направлению Biomedical Sciences в два голландских университета: Radboud University и Maastricht University. С этого направления я могла бы подготовиться к магистратуре по направлению Neuroscience. Уже после я совершенно случайно нашла Maastricht Science Programme — другую программу Маастрихтского университета, которая предлагает широкий выбор курсов по естественнонаучному направлению, в том числе и Neuroscience.
Каждая программа предполагала дополнительный этап отбора. Для Radboud University я писала отдельное мотивационное письмо и сдавала тест, а для Maastricht University я писала тест на Biomedical Sciences и проходила интервью для Maastricht Science Programme. По итогам отбора офферы мне прислали со всех трех программ, и я остановилась на Maastricht Science Programme.
Я учусь на естественнонаучной специальности Neuroscience. А Маастрихтский университет позиционирует себя как исследовательский вуз с большим количеством самостоятельной работы. Поэтому у меня много работы как в лаборатории, так и самостоятельных исследований. Я выбрала эту специальность, так как она позволяет набирать некоторое количество интересных предметов из модулей: нейробиология, химия, биология, физика — и самостоятельно создавать расписание.

В каждом семестре (в каждом полугодии) есть 2 основных периода, они длятся по 2 месяца. В этот период мы набираем как минимум 2 предмета и 1 практический «skill» (навык). Например, в первом периоде я могу взять молекулярную химию, органическую биологию и практический навык — «органический синтез». И моя неделя будет такова: 2 двухчасовые лекции, несколько туториал и раз в неделю я на весь день уезжаю в лабораторию — как раз на обработку практического навыка. Туториал — аналог семинара, который мы проходим в группах, нам дают задание, мы обсуждаем подход и знания для решения задачи и непосредственно решаем ее в группе.

В Маастрихтском университете 2 набора в год: в сентябре и в феврале. И я сейчас закончила половину первого курса, первый семестр, так как из-за финансовых проблем не смогла переехать в сентябре. Февральский набор меньше, нас 70 человек, а в сентябре набирали 300. Поскольку у нас предметы по выбору, и мы сами составляем расписание, группы как таковой нет. Я могу на химию ходить с одним «набором» людей, на биологию — с другим. Нагрузка большая, но, судя по моим оценкам, вынести можно.
Я сдала первую сессию как одна из лучших студенток своего потока. В каждом семестре мы набираем несколько предметных модулей: не менее 6 на семестр, и как минимум 2 из них должны быть практическими. Финальные оценки за каждый предмет рассчитываются по своей системе.
Например, средняя оценка по математике за первый семестр у меня 9,7 из 10. Я очень горжусь этим результатом, так как специализируюсь на биологии, и без усилий математика мне никогда не давалась. Думаю, что мне в целом подходит система обучения PBL (problem based learning), которая установлена в нашем университете. Перед студентами ставят проблему, а они ее решают в группе, проводят исследования. Такая система, где я могу пояснить другим какие-то концепции и обсуждать задачи, помогает мне самой лучше разобраться в теме.

Учиться меня мотивирует и то, что высокий средний балл (больше 8 по всем предметам) позволит мне в следующем году заняться интересным проектом с кем-то из профессоров университета или сотрудников лаборатории. У меня сейчас средний балл по всем предметам 9,2 из 10 и я работаю в этом направлении.

Мой рецепт успеха — много заниматься самой и взаимодействовать со своими однокурсниками, узнавать от них что-то новое. Результат себя оправдает!

Жизнь в Голландии мне однозначно нравится. Из-за эпидемии коронавируса мне пришлось временно вернуться в Россию, так что попутешествовать в этом году особенно не получится. Но я уже скучаю по Маастрихту — это очень красивый, хоть и небольшой, студенческий городок. В первые несколько недель мы с Дашей, еще одной выпускницей британской программы, которая учится в Maastricht University (Дарья Шумкова изучает Biomedical science — прим. «Алгоритм»), пешком обошли большинство парков и достопримечательностей Маастрихта. После переезда я вообще стала значительно больше гулять и ходить пешком, что-то в Маастрихте к этому располагает. Еще я пристрастилась ходить в кино — в Маастрихте есть кинотеатр, в котором фильмы показывают на языке оригинала с голландскими субтитрами и английскими. В остальное время я учусь или провожу время с однокурсниками.

Я очень благодарна «Алгоритму» за уровень знаний, который хорошо подготовил меня к университету. Именно во время обучения на программе A-level я нашла максимально комфортный для себя стиль обучения, и это позволило мне полюбить науку еще больше. Хотелось бы надеяться, что и с дедлайнами я научилась получше справляться, хотя некоторые преподаватели могут со мной не согласиться :)