There is no translation available.

Екатерина Прохорова

Преподаватель биологии GCSE и A-level,кандидат биологических наук

Что дает изучение биологии на британской программе, почему всем интересна генетика, сколько времени уйдет, чтобы перестроиться на изучение предмета на английском — знает наш преподаватель, кандидат биологических наук, Екатерина Прохорова. В интервью Екатерина рассказала нам, как ей удается быть в курсе самых передовых открытий в науке и можно ли изучать биологию онлайн. Спойлер: о домашнем зоопарке и как увлечь биологией даже будущих юристов.

Я закончила биологический факультет МГУ по специальности «Физиология человека». После того, как защитила кандидатскую диссертацию, я занималась научной работой и преподавала в МГМСУ им. Евдокимова студентам 2 и 3 курсов, предмет называется патофизиология. Данный предмет позволяет понимать, как меняется работа организма человека при различных заболеваниях, объясняет механизмы развития заболеваний и принципы при подборе лечения. После рождения второй дочки я ушла из университета и занималась переводами медицинской литературы, но в преподавание очень хотелось вернуться. Вакансию «Алгоритма» увидела случайно, просматривая вакансии преподавателей биологии, мне показалось, что эта работа мне очень подошла бы. И вот уже 3 года я преподаю здесь.

Никаких других направлений, кроме медицины и биологии, я никогда не рассматривала. Мне с самого детства были интересны животные и природа, еще до школы. Мне кажется, это что-то на генетическом уровне, мои дети тоже увлечены биологией и экологией, и мой отец биолог.

В школе я любила биологию, но больше хотела стать не ученым, а ветеринаром. В старших классах я съездила в МГУ и захотела учиться именно там.

Российская и британская программы по биологии очень сильно отличаются, это действительно так.

Российская программа более структурированная, там больше внимания уделено разнообразию живой природы, и это, безусловно, плюс. Однако британская программа дает детям не только формальные знания, но учит детей анализировать информацию и понимать основы функционирования живой природы. В ней больше рассматривается практических вопросов, того, что действительно должен знать каждый человек о работе своего организма и об окружающей живой природе.

Кроме того, на уровне A-level, если студент выбрал биологию в качестве предмета для углубленного изучения, в британской программе закладываются основы дальнейшей научной работы, планирования эксперимента, анализа информации. Это очень ценно для дальнейшего обучения в вузе и работы по выбранной специальности.

Сложность изучения биологии на английском, в первую очередь, зависит от уровня английского языка у студента. Дети очень разные: кто-то приходит с идеальным языком, и ему по сути не нужно перестраиваться. Но есть дети со средним уровнем языка, и им, конечно, гораздо сложнее. Сложно говорить о каком-то определенном временном интервале, он может колебаться от 2 месяцев до более чем полугода. Но, безусловно, для максимально быстрой перестройки нужна активная практика — не стесняться задавать вопросы, отвечать и тренироваться писать развернутые ответы в домашних работах. Тогда все происходит очень быстро.

Как мне удается расположить к себе школьников? Наверное, об этом нужно спрашивать в первую очередь, детей ;). На моих уроках дети просто чувствуют, что мне с ними интересно.

Я рассматриваю каждого студента как личность, ищу индивидуальный подход. Старшие школьники, которые занимаются у меня на A-level, это уже почти взрослые люди, я стараюсь дать им это почувствовать. А это доверие, но и ответственность.

Биология — очень интересный предмет, приходится соблюдать баланс между прохождением программы, подготовкой к экзаменам и какими-то интересными вопросами, которые иногда выходят за строгие рамки программы, потому что заинтересованность — главное. Без нее не будет мотивации, а без мотивации дети не могут интенсивно работать. Ну а еще мы иногда любим и пошутить и посмеяться — это помогает нам поддерживать позитивный настрой в классе.

Для подготовки к урокам биологии у меня есть «заготовки», потому что важно уложить материал в нужное время, не забыть все важные моменты упомянуть. Урок включает три основных компонента: проверку усвоенных знаний, передачу новой информации и диалог, вопросы учеников. Я, например, знаю, что часто возникают проблемы с запоминанием терминов. Поэтому мы регулярно пишем тесты для проверки знания терминов. Это скучно, но необходимо. Но есть и другие, творческие формы проверки знаний — дети готовят интересные доклады, мы устраиваем мини-конференции, потом все это обсуждаем. На самом деле импровизации много, без этого «живой» и интересный урок не провести. Опять же, важен баланс между структурированной подачей материала и свободой для творчества. Интересно всем должно быть: и ученикам, и учителю.

В биологии все очень тесно связано. Каждая тема помогает понимать другую. Поэтому самую сложную и самую простую тему не выделить. Зато могу сказать, что обычно детям интересно: генетика, как мозг работает, почему разные заболевания возникают. Иногда такое удивление — вот, оказывается, почему так! Это мои любимые моменты уроков.

Есть очень сложные темы, например, мы разбирали эпигенетику на A-level, как и почему гены включаются и выключаются в разных клетках. Это трудный и пока что малоизученный вопрос. Но было интересно!

У меня есть выпускники, которые поступили в Великобританию, в Нидерланды, это Лейденский университет, Маастрихт. К счастью, все пока что поступили туда, куда хотели. Для меня каждый случай — повод для гордости за своего ученика. Потому что всегда это история, в которой были сложности, преодоления и победы. Например, моя студентка поступила в Queen Mary University of London, на юридический факультет. Биологию изучала потому что ей нравилось, она могла любой предмет выбрать. Баллы нужны были очень высокие, и до самого последнего экзамена она все время чуть-чуть не дотягивала, буквально 1-2 балла. Это сложно, учить биологию без химии, когда ты совсем по-другому направлению собираешься учиться. Мы огромную работу провели по подготовке, в том числе, психологическую. Но все получилось, на финальном экзамене она получила максимальный балл и поступила. Это победа — не сдаться, не испугаться трудностей.

Программу по биологии перестроить невозможно, даже с переходом школы на полностью дистанционное обучение в пандемию она осталась такой же. А вот с подходом пришлось поработать. На самом деле, у меня и до этого дистанционные классы были, которые я вела в школе из студии. Но там доска есть и все необходимые условия, из дома это, конечно, сложнее. В общем-то все основные компоненты урока сохранились: и проверка знаний, и обсуждение материала. Мне очень не хватало доски, я люблю на уроке писать. Пришлось презентации готовить вместо этого. Но мы справились.

Можно ли учить биологию онлайн? Конечно можно, но если есть возможность делать это очно, то это гораздо лучше. Это совсем другой уровень контакта между преподавателем и учеником. На онлайн-занятиях гораздо больше требуется самодисциплины и ответственности от ученика, а возможностей контроля меньше. Мне кажется, это любого предмета касается, не только биологии.

«Поддерживать форму» преподавателя биологии, а также английский язык мне помогает то, что я занималась и продолжаю заниматься медицинскими переводами. Часто на перевод приходят самые современные научные статьи и исследования, так что много информации о передовой линии науки приходит через эту работу. Еще у меня старшая дочь — призер Всероссийской олимпиады школьников по биологии, в этом году в МГУ поступает. Она много рассказывает, чему их на курсах подготовки учат, делимся материалом друг с другом, обсуждаем. Ну и я стараюсь в свободное время читать и смотреть видеолекции — сейчас много интересных ресурсов. У нас есть беседа со старшими школьниками, которые занимаются на A-level, я им периодически скидываю всякие интересные материалы, и на русском и на английском языке. 

Свободное от работы в школе время я провожу с семьей. У нас дома мини-зоопарк: собака, хомячок, три большие улитки, аквариум большой. Люблю читать художественную литературу и детской литературой тоже интересуюсь. Обсуждаю это в социальной сети читателей. Занимаюсь йогой. Всегда какие-то новые увлечения появляются, например, на самоизоляции увлеклась рисованием. В обычное время мы с семьей любим путешествовать, ходим в музеи, театры, на выставки, в общем, активную жизнь ведем. 

Я всегда советую ученикам смотреть на учебу как на интересное дело, чтобы потом выбрать себе специальность по душе. Ну и трудолюбие важно, конечно. Трудиться приходится много, постоянно. Мы проходим большой объем материала, догонять всегда очень сложно, если недостаточно работать в течение семестра.

Очень важно правильно оценивать свои силы, приоритеты расставлять. И детям, и, особенно, родителям. Не забывать про здоровье. Если ребенок учится на двух программах, русской и британской, это нелегко. Родителям советую быть внимательными к тому, где стимулировать ребенка, чтобы он трудился, домашние задания выполнял, а где — вовремя остановиться, чтобы не допустить перегрузки.

Это в основном средней школы касается. Старшеклассникам важно взять на себя ответственность за выбор предметов и учебу, а родителям — поддержать выбор детей и доверять им.