Хоумскулинг как альтернатива школе: плюсы и минусы

27 ноября 2019

Семейное и заочное образование по законодательству РФ — разные формы обучения. В первой родители обучают ребенка самостоятельно или с помощью репетиторов, во второй — ребенок проходит обучение в школе дистанционно. Мы объединим эти два вида обучения термином «домашнее обучение» или «хоумскулинг», так как формально ребенок в обоих случаях занимается дома. В статье разберемся, почему альтернативное обучение в тренде, какие преимущества дает ребенку и каких возможностей лишает.

Откуда взялся тренд на хоумскулинг?

По данным Росстата, главная причина расцвета альтернативных форм обучения детей — недовольство качеством образовательных услуг. Среди родителей подростков в 2015 году число недовольных составляло 10,1%, а в 2017 году — уже 14,8%, и этот показатель продолжает расти. Среди тех, кто выбрал хоумскулинг, разброс причин выглядит так (по данным исследования МГППУ и НИУ ВШЭ):

  • 5% семей выбрали альтернативное обучение в связи со здоровьем ребенка;
  • 38% — рассказали о потере мотивации, сложностях в обычной школе и желании больше времени проводить с ребенком;
  • 52% — посчитали, что классическая школа нерационально использует время на изучение предметов и не дает нужного качества знаний.

Исследователи МГППУ и НИУ ВШЭ выявили и усредненный портрет родителей хоумскулеров. Зачастую это мамы и папы с высшим образованием в возрасте 25–49 лет, в их семьях двое и более детей, они проживают в городах и ведут активный образ жизни.


Домашнее обучение: плюсы

  • Персонализация

В дистанционном обучении родители могут самостоятельно выстроить образовательную систему для ребенка: сфокусироваться на профильных дисциплинах, заниматься после обеда (если ребенок — сова), найти сильного педагога, который заинтересует ребенка химией или английским. 

Персонализация — уже не тренд, а потребность детей. К примеру, в нашей школе можно выстроить для ребенка индивидуальный учебный план и пройти его из дома.

  • Эффективность

Часто дети готовы опережать программу, заниматься интенсивнее одноклассников, или, из-за увлечения спортом и творчеством, у ребенка просто нет возможности проводить 8 часов в день на уроках, не считая времени на дорогу до школы. К счастью, чтобы пройти школьную программу удаленно достаточно 2 часов в день (по мнению главного  консультанта по вопросам семейного образования в России Алексея Семенычева). А в школу можно приходить сдавать контрольные или итоговую аттестацию.

«Они занимаются каждый день по шесть часов. В школу мой старший сын Андрей ходил три раза в неделю, средний, Николай, — один раз,» — рассказала Tatler.ru Яна Рудковская о сыновьях, готовящихся к поступлению в МГУ и МГИМО.

  • Интересы и ценности

Одна из важных ценностей ребенка — собственная личность с набором индивидуальных предпочтений. В классической школе детей объединяет возраст и география («живу в этом районе»). Но чтобы у ребенка появились друзья этого, увы, недостаточно. Сильнее сближают общие академические цели или увлечения, например, робототехникой или бальными танцами. При альтернативном обучении у ребенка больше возможностей посещать секции, искать себя и формировать свой круг общения.

  • Здоровье

По данным ВОЗ, за 10 лет обучения в классической школе зрение ребенка снижается в среднем на 15%, а каждый третий выпускник имеет нарушение осанки. Сказывается не столько высокая академическая нагрузка, сколько необходимость «высидеть» 6-7 уроков ежедневно. В дистанционном обучении школьник сам планирует свой день, может размяться или отправиться на тренировку днем, а вечером — вернуться к занятиям.


Домашнее обучение: минусы

  • Дополнительная ответственность

Среди минусов хоумскулинга часто выделяют необходимость поплыть против течения. Российской традиции массового классного обучения уже более века: так учились наши бабушки, мамы, папы. Так, скорее всего, обучаются дети большинства знакомых и, даже если ребенок занимается в онлайн-классе, его спросят: «Почему в школу не ходишь?». Эксперты по образованию советуют родителям ориентироваться только на свои цели и потребности ребенка. И либо взять обучение ребенка в свои руки на альтернативном обучении, либо отдать в школу, но по возможности, выбрать наиболее подходящую.

«Своим сыновьям Ване и Диме я выбирала школу по нескольким критериям. Было важно, чтобы преподаватели иностранного языка были сильными, отношения учителей и родителей — партнерскими, атмосфера — без пафоса и хвастовства», — рассказала Tatler.ru мать троих детей блогер Наталья Давыдова @tetyamotya

  • Трудности перехода

Если переходить на домашнее обучение не с первого класса, то потребуется адаптация. Ребенку важно перейти на новый ритм, с помощью родителей или дистанционной школы выстроить своих график занятий и отдыха. Специалисты предупреждают, первые 3-4 месяца перехода могут быть трудными. Потом эффективность выравнивается и идет вверх, но к адаптации надо быть готовыми.

  • Социализация под вопросом

Школа действительно учит быть в коллективе и общаться со сверстниками, чего в домашнем общении может быть меньше. Но этот недостаток можно восполнить занятиями в секциях, которые психологи признают более плодотворной средой для социализации, ведь у детей в них есть не просто общая, а интересная тема для работы. Во взрослой жизни, на работе мы социализируемся как раз по принципу совпадения интересов. В любом случае, стоит отталкиваться от потребностей ребенка в общении.

«Есть дети, которые в 6-7 классах просятся обратно в школу, потому что им скучно дома», — Алексей Семенычев, главный консультант по вопросам семейного образования в России, основатель сообщества «Альтернативное образование».

  • «Слишком взрослые»

Тонкий момент. Хоумскулеры быстро учатся самостоятельности, взрослеют и не так легко поддаются родительскому контролю. В большинстве случаев — это плюс, но родителям важно перестроить свои отношения с ребенком из наставнических в партнерские, а это не всегда легко.


Семейное или дистанционное обучение?

Среди альтернативных форм дистанционное обучение выигрывает у семейного тем, что академическими задачами с ребенком занимаются специалисты, а родители контролируют процесс. На онлайн-обучении у нас в школе с детьми работают опытные педагоги, авторы учебников, победители конкурсов «Учитель года», а качество программ подтверждают результаты ребят: поступление в НИУ ВШЭ, МГИМО, МГУ. 

Дистанционное обучение у нас выбирают одаренные дети, для которых спорт, танцы, наука — будущая профессия, а также те, кому не подходят ежедневные поездки в школу и важен индивидуальный учебный план. Дети проходят основные предметы с преподавателями онлайн в режиме реального времени, на онлайн-платформе делают задания, получают оценки преподавателей и помощь кураторов. И все это из дома или с частичным посещением школы (при необходимости). А у родителей есть онлайн-дневник ребенка, где они могут следить за успехами и контролировать успеваемость.