Школа «Алгоритм»

Василий Земчихин

Преподаватель математики GCSE и A-level
Сложно ли преподавать на английском, чем отличается математика A-level от программы российских старших классов, и какая тема в GCSE потребует от школьника особых усилий — рассказал один из самых харизматичных преподавателей «Алгоритма», математик Василий Земчихин

Спойлер: теперь мы знаем, о чем мечтают математики
Я закончил механико-математический факультет МГУ, а затем магистратуру Российской экономической школы. Это одно из лучших математико-экономических образований, которое можно получить в нашей стране.

Когда 5 лет назад я пришел в «Алгоритм», у меня уже был опыт преподавания по российской образовательной программе, поэтому мне хотелось чего-то нового.

Мне была интересна британская программа, так как в ней по сравнению с российской больше внимания уделялось других темам. В «Алгоритме» у меня появилась возможность вести занятия на английском, до того момента я на нем только учился.

За эти годы «Алгоритм» вырос. Мои первые уроки в школе проходили в корпусах на Таганке и на Цветном бульваре, сейчас все уроки проходят в историческом хорошо обустроенном здании в самом центре Москвы. Количество классов тоже выросло, по некоторым программам у меня даже несколько параллельных групп, что не может не радовать.
Изучать и преподавать математику на английском — вопрос адаптации. Представьте, что вы всю жизнь учились на русском, а тут 1-го сентября преподаватель начинает говорить только на английском. У меня так было, когда я поступил в Российскую экономическую школу, но буквально через две недели это проходит, и ты уже не чувствуешь разницы. То же самое и с преподаванием. Все-таки мы живем в Москве и говорим по-русски, поэтому после каникул первые 3 минуты урока всегда как-то непривычно.
Самое потрясающее в математике — то, что она структурирует мысли. Не зря же говорят, что математика «ум в порядок приводит».

Обычно в первой части урока я объясняю новую тему и отвечаю на вопросы по домашнему заданию, а дальше ребята начинают решать примеры. В это время я подхожу к каждому и смотрю, что он делает, отвечаю на вопросы. При такой схеме работы я равномерно уделяю время всем ученикам и сразу же исправляю ошибки, если такие есть.

Классы на нашей программе небольшие, это создает благоприятные условия для индивидуальной работы.

Сложно сравнивать A-level и математику в российских 10−11 классах. Тут на разное делается упор, в российской программе уделяется огромное внимание геометрии, здесь же геометрия ограничивается какими-то базовыми понятиями, зато достаточно глубоко изучаются интегралы и их применение.
Безотказный способ, чтобы ребенок, даже самый непослушный, заинтересовался математикой — все время стараться вести с ним диалог. Если у ребенка не получается долго удерживать внимание на математике весь урок, то надо ему в этом помочь, вовлечь в обсуждение, менять формы деятельности и не давать ученику заскучать.

Чтобы отвлечься и отдохнуть у меня есть фотография, картинг и путешествия (мои постоянные увлечения). Впрочем, есть и другие, но их много и они часто меняются.

Ученикам в GCSE тяжелее всего даётся раздел статистики. В этом состоит главное отличие британской программы от российской: в наших школах этому не уделяют внимание, а в британских статистика изучается, начиная практически с младших классов.
Среди моих выпускников есть ребята, поступившие в сильнейшие вузы мира, в том числе и в Оксфордский университет.
С ними было приятно работать, они были такими трудолюбивыми, их надо было только направить на правильное решение. Однако при таком объеме работы ребят надо было еще поддерживать психологически, не забывать хвалить и спокойно объяснять как можно было бы избежать тех или иных ошибок.

Главный совет старшеклассникам, которые планируют изучать математику в вузе — наслаждайтесь математикой и любите ее. И конечно же отдавайтесь полностью тому делу, которым решили заниматься

Я мечтаю о том, чтобы все ученики учили формулы ;)