Школа «Алгоритм»

Светлана Александровна Гросс

Мама Эллины Гросс (выпускницы программы Pre-GCSE)
Как создать расписание, куда уместятся четыре школы, курсы китайского и время для безделья? Светлана Александровна Гросс, мама нашей ученицы Эллины (на фото), поделилась этим секретом, а еще рассказала, в чем главное отличие британской программы от российской, как скрипка помогает учить языки и почему важно, сколько у Хоббита крючков для одежды.

Спойлер: даже вне школы Эллина и ее одноклассники общаются только на английском — им так больше нравится

О том, как выбрать международную школу для ребенка

Эллина занимается английским с шести лет. В начальных классах она 2 года училась за границей, в международной школе. Быстро освоилась там: через полгода уже помогала директору школы общаться с другими русскоговорящими учениками. Ее программа обучения (IB) была, на мой взгляд, очень интересной, но слишком сильно зависела от личности преподавателя. Потом Эллина поступила в российскую школу с хорошей подготовкой по иностранному языку, но к тому времени уровень английского у Эллины был гораздо выше, чем у одноклассников, и это мешало ее развитию. Ей не хватало атмосферы партнерства и сотрудничества с учителями, а главное — хотелось, чтобы язык был естественной средой жизни, а не одним из уроков.

Мне хотелось, чтобы дочь обучалась и по российской, и по британской программе. Это даст ей больше возможностей в жизни и в профессии. Когда имеешь опыт путешествий и постоянного проживания за рубежом, впитываешь языки и культуры других народов и стран, исчезают границы в восприятии мира и твоего положения в нем, особенно если нет языкового барьера.

«
Собеседование в «Алгоритме» проводил не директор, а непосредственно учитель. Нас встретила Анастасия Кеннеди и произвела впечатление прекрасного человека с очень светлой энергетикой. Во время собеседования я поймала себя на том, что постоянно улыбаюсь. А после тестирования по языку, из-за которого дочь очень переживала, Эллина и Анастасия вернулись обе счастливые, и вопрос дальнейшего выбора школы больше не существовал.

»
Мы выбрали именно «Алгоритм», потому что:

  • с учениками проводят собеседование, и требуется уже достаточно хороший уровень английского языка;
  • занятия проходят после российской школы, что дает возможность обучаться по двум программам;
  • у всех преподавателей высокий уровень образования и компетенции;
  • собеседование с родителями проводил не директор, а учитель, который непосредственно обучает Эллину. После общения с большим количеством директоров и полного представления всех возможных программ обучения для меня это оказалось решающим фактором.

О том, как в «Алгоритме» учатся по британской программе

При входе в нору Хоббита много крючков для одежды — что это говорит о его характере? Вот такие вопросы задают в британской школе. Литература изучается не с точки зрения читателя, то есть потребителя, а с точки зрения автора, создателя. Учитель дает такие задания, которые заставляют вдуматься, вчувствоваться в каждое слово, видеть не текст, а смысл, иногда скрытый. То, что мы, обычные читатели, считываем на подсознательном уровне, учитель помогает ученикам довести до сознания. Изучаются не просто приемы, которые использует автор, а как это влияет на наше восприятие. Для меня это и есть личностно-ориентированное обучение.
В британской программе акцент ставится на смысловое понимание. Само изучение предмета более неторопливое, более глубокое. На российской программе тоже изучают художественные приемы, но на информативном уровне, как ознакомление, что такие есть. Надо выучить терминов 20, чтобы до 11 класса постоянно в них путаться, а потом благополучно забыть.

Уроки истории — это подробные рассказы о причинах, без перечисления «событие-дата». Скажем, на примере национал-социалистической партии Гитлера ребятам объяснили, как создается и развивается любая партийная система, что такое психологическое и агитационное воздействие. Только такое обучение, на мой взгляд, помогает приобретать знания, которые становятся частью твоего опыта. Иначе просто накапливаешь факты, которые стираются памятью из-за ненадобности.

«
На примере национал-социалистической партии Гитлера ребятам объяснили, как создается и развивается любая партийная система, что такое психологическое и агитационное воздействие.

»
Любимым предметом Эллины стала физика, особенно в последний год на Pre-GCSE. Думаю, ей нравится, когда нечто сложное и непонятное становится доступным и объяснимым. Это очень приятное чувство открытия. И я благодарна ее учителю Гайдаенко Ксении, которая смогла увлечь мою дочь этим непростым предметом. Вообще после школы дочь возвращается вдохновленная, заряженная энергией позитива, уверенная в себе — очень приятно видеть ее такой.

Я предпочитаю не вмешиваться активно в учебу детей, приучая к тому, что это их работа и ответственность. Поэтому большинство вопросов Эллина решала самостоятельно с куратором, и я благодарна Анастасии, что она моментально реагировала и находила решение.

О программе Pre-GCSE


«
Эллина начала с программы Pre-GCSE, чтобы сначала усовершенствовать базовый уровень английского, а уже потом изучать предметы с особой, сложной терминологией. Иначе возникнет двойная нагрузка и от недопонимания языка, и от сложности самого предмета.

»
В «Алгоритме» «репетиторами» Эллины стали сами ученики, ведь многие из них выросли в англоязычной среде, и по-английски им общаться легче, чем по-русски. В школе создаются такие условия, когда английский язык становится средством общения не только с преподавателем, но и между детьми. Когда Эллина гуляет с друзьями из школы, они общаются только по-английски — говорят, так удобнее, потому что окружающие не понимают, о чем они между собой разговаривают.

Главное, что Эллина не боится говорить по-английски, даже если ее речь не идеальна. От этого страха она избавилась после еженедельной защиты проектов. Ей до сих пор нелегко даются публичные выступления, но, судя по отчетам учителей, она справляется с этой проблемой и активно участвует в обсуждениях на уроках.

«
В «Алгоритме» создаются такие условия, когда английский язык становится средством общения не только с преподавателем, но и между детьми. Когда Эллина гуляет с друзьями из школы, они общаются только по-английски — говорят, так удобнее, потому что окружающие не понимают, о чем они между собой разговаривают.

»
Оценки Эллины по итогам программы Pre-GCSE:

  • Mathematics A*
  • English Language A
  • Science A
Я очень довольна оценками и комментариями учителей. Эллина тоже рада, но она немного расстроилась, что при сдаче экзамена по Science ей не всегда был понятен сам вопрос. Это, как она считает, не позволило ей сдать предмет на A*.
Дочь перешла на программу GCSE, а дальше хочет поступать в зарубежный вуз. Для нее это что-то сложное и неизведанное, а трудности ее привлекают. С профессией она пока не определилась, но больше склоняется в сторону математики и физики: как она говорит, у нее устанавливаются теплые отношения и понимание именно с людьми, которые занимаются этими науками.

О том, как все успевать в 13 лет



Эллина обучается в российской школе на очно-заочной форме, то есть у нее свободное посещение, и раз в полгода необходимо сдать экзамены. Это очень удобно совмещать с британской программой и внешкольными занятиями. Такая система обучения и Эллину, и меня устраивает — нет моральной усталости от ежедневного обязательного посещения школы. Социализацию, о которой так переживают педагоги, она в полном объеме получает в «Алгоритме» и в музыкальной школе, а время на образование тратится более продуктивно, о чем говорят отличные оценки по всем предметам и победы на олимпиадах.

День Эллины выглядит примерно так: утро — занятия по российской программе (я выступаю в качестве куратора), затем посещение музыкальной школы, вечер — занятие по британской программе, поздний вечер — занятия на скрипке. Эллина отдает приоритет британской программе, а я, со своей стороны, всячески пытаюсь поддерживать авторитет российской программы, иначе интерес к ней совсем исчезнет.
Опыт обучения в пандемию не стал для дочери чем-то новым и не вызвал отторжения: ее обучение и так в основном проходит в интернете. Но ей очень не хватало непосредственного контакта с преподавателями и детьми, не было «атмосферности» школы. Это как разговаривать с мамой по скайпу или приехать в дом, где прошло твое детство: вроде все тоже самое, но нет энергетики.

Непросто совмещать скрипку, художественную школу и курсы китайского. Но учителя во всех школах понимающие и отзывчивые: они помогают Эллине скорректировать расписание и подобрать индивидуальный график. Такое большое количество занятий не сказывается на ее успеваемости, вот почему учителя идут на компромисс. Для самой Эллины это хороший стимул к самодисциплине, она привыкает правильно расставлять акценты и распределять время.

У нас есть несколько уровней планирования, основные из них — это «Subject planner» и «Weekly to do list». По русской программе Эллина сдает предметы раз в полгода, поэтому каждый предмет разбивается на полугодовой объем, а дальше по неделям — так формируется «Subject planner». Потом собирается недельный объем по всем предметам и распределяется по дням. Туда же добавляются часы для работы по британский программе и отработка заданий по музыке и по китайскому языку — получаем «Weekly to do list». Как ни странно, но остается свободное время для отдыха и безделья.

«
Занятия помимо школы часто служат не нагрузкой, а дополнительным стимулом и помощником. Например, учителя китайского языка сразу определили, что Эллина занимается скрипкой, по тому, как она правильно слышит и воспроизводит интонацию.

»

О том, что из этого получается



Учителям китайского Эллина переводит по-английски речь русскоговорящих студентов, если возникают сложности с пониманием. Так что она получает моральное удовлетворение и практическое применение своих знаний. И, что очень важно, каждое новое занятие знакомит Эллину с новыми людьми, а совместное увлечение делает общение интересным. Главное — чтобы тебя окружали талантливые педагоги и увлеченные, мотивированные друзья, и тогда любое занятие будет приносить энергию, а не утомление.

Я горжусь Эллиной: своих успехов она достигла большим и целиком самостоятельным трудом. В этом учебном году она получила все «пятерки» в русской и музыкальной школе, на «отлично» защитила диплом в художественной школе, сдала на «5» итоговый тест в школе китайского языка, показала отличные результаты по британской программе, выиграла много международных призов за участие в конкурсах с оркестром, как скрипачка была выдвинута на получение гранта мэра Москвы, победила по многим предметам на первом этапе Всероссийской олимпиады школьников. И еще я очень рада, что помимо знаний в этом году она приобрела новых замечательных друзей.