Школа «Алгоритм»

Светлана Анатольевна Гарбузова

Преподаватель начальной школы
Как работать с первоклашками, у которых уже спортивные и творческие рекорды? Какая программа подойдет ребенку, который в 6 лет умеет читать и писать? Как мы в «Алгоритме» помогаем детям учиться в сложных случаях: аутизме, ДЦП и когда ребенку нужен особый педагогический подход? На все вопросы ответила преподаватель нашей начальной школы Светлана Анатольевна Гарбузова.
Решение быть учителем было принято мной еще в 1 классе. Конечно, большую роль в этом сыграла моя первая учительница. Поэтому, окончив школу, я поступила в Новосибирский Государственный Педагогический Университет (НГПУ). И вот в этом году в сентябре у меня начнется 34 учебный год моей трудовой деятельности. Как быстро летит время, особенно в школе: не успел 1 сентября встретить своих деток, как уже подходит к концу учебный год, они переходят в следующий класс. Расстаемся на лето и очень скучаем, всегда с нетерпением ждем новый учебный год. За 4 года успеваешь очень привязаться к ученикам, и они уже не представляют свою школьную жизнь без своей учительницы. И это при том, что с половиной детей общаемся только онлайн!
Выйдя на пенсию по выслуге лет и выпустив свой очередной 4 класс, я решила отдохнуть от школы и сделать небольшой перерыв. Но меня хватило только на 3 летних месяца. С приближением сентября я опять заскучала по работе. Решила посмотреть вакансии и меня заинтересовало предложение из Центра Интенсивных Технологий Образования. Так 7 лет назад называлась наша школа «Алгоритм». Приехала на собеседование. Поняла, что меня ждет совершенно новая форма работы с разными детьми.
Работать предстояло с детьми начальной школы, но живут эти дети не только в Москве, а по всему миру. Пришлось осваивать онлайн-уроки, составлять электронные учебники, разрабатывать тесты по всем предметам и т. д. Было не легко, но очень интересно. Большую роль сыграл дружный, творческий коллектив и вот уже восьмой год я тружусь в школе «Алгоритм».
Сейчас работаю с младшими классами и дистанционно, и очно. Форму обучения для своего ребенка всегда выбирают родители. По опыту:

  • Дистанционная форма больше подойдет детям, которые проживают в другом городе, в другой стране. Или если основная школа — языковая, спортивная, творческая гимназия, или когда родители хотят проходить новый материал по предметам с ребенком самостоятельно (семейное обучение).

  • Очная форма больше подойдет детям, которые идут в 1 класс, и у родителей есть опасение, что они не смогут правильно объяснить ребенку материал. Так же некоторым важно, чтобы ребенок ощутил себя учеником. Увидел, что такое класс, одноклассники, учитель и т. д. Что касается учеников 2,3,4 классов, то им может посоветовать психолог очную форму обучения т.к. ребенку нужен постоянный контроль со стороны учителя. В остальных случаях родители вольны выбирать любую форму.

Родители выбирают обучать ребенка в младших классах дистанционно по ряду причин:

  • Ребенку 1−4 класса очень трудно будет находиться в школе весь день как физически, так и психологически.
  • Ребенок серьезно занимается спортом, музыкой, рисованием и т. д. Таким детям часто приходится первую половину дня посвящать именно этим занятиям. А оставшееся свободное время можно посвятить изучению школьной программы.
  • Ребенок живет в другой стране или другом городе России и временные режимы не совпадают с Московским временем.
  • Ребенок живет за городом, и дорога до школы и обратно занимает очень много времени.
  • Ребенок не получает достаточно внимания в своей школе. В обычной общеобразовательной школе большая наполняемость классов, при которой учитель не может уделять много времени каждому ученику.
  • Ребенок болен легкой формой ДЦП (детский церебральный паралич), аутизмом, онкологией и т. д.
Наполняемость наших очных групп составляет 8−10 человек. У учителя есть возможность пообщаться с каждым учеником, дать совет родителям, проконтролировать усвоение новой темы по любому предмету. Индивидуальный подход.
У нас обязательно при поступлении каждый ребенок проходит собеседование с нашим тьютором, психологом Скачковой Н.В. Благодаря ее опыту работы с разными детьми, удается выяснить, сможем ли помочь ребенку. И какую программу лучше взять родителям, чтобы ребенок не потерял интерес к обучению и веру в свои силы. Во многих ситуациях родители ждут от нас чуда, и мы не можем их подвести. Радуемся каждому крошечному успеху ребенка и переживаем все неудачи вместе.

С детьми с ограниченными возможностями особенно важно работать индивидуально. По опыту могу сказать, что:

  • ребенок с аутизмом с первой минуты принимает тебя или нет. Если учителю удалось на такого ребенка произвести впечатление, школьник достигает очень высокого уровня в обучении. Сложность будет в том, что этот уровень он будет показывать в основном учителю. Но для нас и такой результат считается большой победой.
  • у ребенка с ДЦП будут проблемы с речью. Очень важно научить других детей вежливо и достойно выслушать ответ такого ученика. В основном, это будет на онлайн-уроке, т.к. очные занятия такие ребята не посещают.
  • можно еще выделить группу детей, у которых психологические расстройства. Конечно, нам удается попробовать помочь лишь в единичных случаях.

Вот два примера особых случаев, которые можно назвать победами (учеников, родителей и нашей школы). С 1−6 класс у нас учится мальчик, интеллектуальные способности которого по географии, астрономии, физике просто поражают. Но обучаться в коллективе ребят первую неделю он просто не мог. Пробовать нам пришлось разные методы, искать и найти к нему подход было невероятно сложно. Но мы справились, начальную школу он закончил с одной «4» по русскому языку. Сейчас он будет учиться уже в 7 классе в школе «Алгоритм»!

Еще хочу рассказать о девочке, которую не принимали в обычную общеобразовательную школу, потому что ставили определенный диагноз. Мы решили попробовать обучение, т.к. в очной группе у нас было 6 человек. Она вела себя очень странно на уроках, но со временем дети привыкли к ее реакции на многие ситуации. Сама девочка постепенно адаптировалась, стала понимать, что она в классе на уроке. А, самое главное, ребенок усваивал учебный материал в полном объеме. Она замечательно написала годовые работы за 1 класс и была переведена во 2 класс. В этом учебном году родители выбрали дистанционную программу обучения. С ребятами и учителем она встречалась только на онлайн-уроках три раза в неделю. Экзамены за 2 класс все сданы успешно.

Про ускоренное обучение. Обычно в нашей школе за один год стараются пройти 1 и 2 класс т.к. считают, что ребенок умеет читать, писать письменными буквами, складывать и вычитать в пределах 100. Главное, уровень готовности к школе обязательно должен определить специалист. У нас это делает психолог Скачкова Н. В. Программа предусматривает, что ребенок должен пройти 1 класс за 1 полугодие, то есть написать итоговые контрольные работы в декабре. С января приступить к изучению программы 2 класса. По опыту могу сказать, что не все дети в 7 лет готовы быстро адаптироваться и влиться в коллектив детей старше их на целый год. Советую родителям хорошо подумать и, если нет на то серьезных причин, не лишать своего ребенка детства.
Для детей, у которых серьезные профессиональные увлечения (спорт, танцы, творчество) программу для обучения выбирают родители, учитывая график своего ребенка. Например, у нас есть ученица, которую фигурное катание в 1 классе увлекло настолько, что родители и девочка оказались перед выбором: гимназия или спорт. Они обратились к нам и решили заниматься так: остались прикрепленными к своей школе для аттестаций, а для прохождения программы пользуются нашей библиотекой, учебным порталом, планировщиком занятий и всеми необходимыми материалам онлайн. При необходимости обращаются ко мне, чтобы направить, скорректировать процесс и пройти программу второго класса полноценно. Аттестации в своей школе девочка сдает успешно.

У нас немало ребят, которые живут за границей, но продолжают учиться по российской программе онлайн. Ребята проживают в Англии, Германии, Франции, Норвегии, Африке, Испании, Иордании и т. д. Причины у всех разные: родители работают по контракту, мама (папа) русская (ий) и хочет, чтобы ребенок имел российское образование. Чаще всего российское образование — это дополнительная школа для ребенка. А в приоритете образование той страны, где он проживает. Каждый родитель решает для чего нужно его ребенку второе образование.

Стоит ли отдавать ребенка на онлайн-обучение прямо с первого класса? Зависит от ребенка. Онлайн-обучение у нас подойдет, если ребенок самостоятельный. У меня есть ученик, который уже на подготовительной программе к школе в 6 лет опережал других детей, кроме того увлекался шахматами, участвовал в турнирах. Он учится у нас онлайн, любит изучать информацию самостоятельно, по отзывам родителей, сам пересматривает видеолекции, читает дополнительные материалы. Заставлять не приходится.

Форма дистанционного обучения имеет свои плюсы:

  • ребенок получает конкретный набор знаний и навыков;
  • обучение проходит в комфортной, спокойной обстановке, где нет психологического давления, как в большинстве общеобразовательных школ;
  • не нужно посещать учебное заведение 5 дней в неделю и тратить время на дорогу;
  • у ребенка есть возможность всегда вернуться к изучению более сложных тем и несколько раз просмотреть видеоматериалы, к которым всегда есть доступ;
  • можно связаться с учителем и задать дополнительные вопрсы, уточнить.
Самой главной гордостью для меня было и есть желание ребенка: ходить в школу, отвечать на уроках, вырасти добрым и отзывчивым человеком.
А в свободное от работы в школе время я очень люблю путешествовать. С удовольствием схожу в театр или посмотрю новый фильм, почитаю интересную книгу.