Школа «Алгоритм»

Анастаcия Кеннеди

Преподаватель английской литературы и куратор в международной школе «Алгоритм»
Каково это учиться в Англии с 6 лет, правильно выбрать вуз (престижный The University of Leeds), найти свое призвание — знает наш замечательный преподаватель литературы и английского языка Анастасия Кеннеди. В интервью Анастасия рассказала, какой путь прошла сама, в чем сила международного образования и как помочь детям обрести уверенность в себе.
Спойлер: 3 английских романа, которые стоит прочесть всем школьникам, и как устроена жизнь на кампусе The University of Leeds
Практически с самого начала моя жизнь была связана с Англией: мой папа англичанин, и, когда мне было 6 лет, мы всей семьей переехали в маленький город Рединг. Я училась в обычной местной школе и даже провела два года в школе для девочек, где все носили форму, как в кино. Закончила бакалавриат по истории и литературе в The University of Leeds, топовом университете на севере Англии. В Россию я приехала уже после окончания университета — хотелось получше узнать страну и ближе познакомиться со столицей.

Уже в 10 лет я отчетливо понимала, что хочу изучать литературу. Сложилось так, что мне часто встречались педагоги, которые были бесконечно вдохновлены своим делом, особенно преподаватели литературы и истории. До 4 класса я даже представить не могла, что книги можно читать не просто для удовольствия, а для изучения, анализа, принципиально другого подхода к глубине произведения, и есть люди которые посвящают этому всю жизнь! В старшей школе я поняла, что эти предметы (история и литература) отлично сочетаются — так я и выбрала свою будущую специализацию.

Я понятия не имела, чем я буду заниматься по окончании университета, но одно знала точно: хочу изучать то, что по-настоящему вдохновляет. И после долгих раздумий я выбрала университет Лидс. Для меня очень важна атмосфера места. Перед тем, как определиться, я посетила 13 университетов, от южного побережья и до самого севера, но именно Лидс по-настоящему запал мне в душу. Большой кампус, в котором есть как старинные здания из живописного красного кирпича, так и довольно страшненькие постройки 60-х. При всем этом стилистическом разнообразии только там я встретила то самое волшебное ощущение студенчества и мира науки, которого так ждала.
В The University of Leeds меня также впечатлила социальная жизнь: каждый день проводилось по нескольку спектаклей, было огромное количество кружков, издавалась собственная газета, а еще все виды спортивных команд и несколько клубов исторической реконструкции. С кампуса можно вообще никуда не выходить: внутри есть свои кафе, спортзал, библиотеки, магазины, комнаты для отдыха и медитации и даже английский паб! Мой выбор оказался невероятно удачным, и я всем сердцем влюбилась в это место.
Возможно, я всегда знала, что буду преподавать: даже в раннем детстве я садилась в кружок со своими мягкими игрушками и анализировала вместе с ними художественные произведения.
При всем этом я долго сопротивлялась своему пути и в какой-то момент сменила профессию на журналиста. Но, в отличие от преподавания, количество отрицательных новостей и эмоциональные нагрузки профессии журналиста оказались мне не под силу. Преподавание же, наоборот, привлекало меня позитивом — ведь это, прежде всего, обмен мыслями и настроением, общее аналитически-созидательное действие и передача интересной информации другим людям, которых можно вдохновить и научить новому.
Когда я искала работу преподавателя, я не представляла, что существует возможность вести любимый предмет в Москве. Мне повезло, «Алгоритм» стал моей первой школой, и я невероятно рада, что попала именно сюда: ведь тут не столько преподаватели вдохновляют детей, а скорее даже наоборот! Мне нравится, что школа дает нашим ученикам возможность развиваться в самых разных направлениях: кто-то параллельно с учебой танцует, кто-то профессионально поет, а кто-то снимается в кино или участвует в мировых спортивных турнирах.
При этом (что мне особенно нравится) школа очень серьезно подходит и к самому образованию — это не развлекательный кружок на английском языке, а солидное учебное заведение, где дети и преподаватели настроены на лучшие результаты и точно знают, как их получить. Иногда меня поражает амбициозность некоторых детей и их высокие цели — это просто не может не мотивировать преподавателей.

Я преподаю английскую литературу на A-level и английский язык на программе Pre-GCSE. И это два совсем разных предмета. Английский язык мне в какой-то степени сложнее преподавать, чем моим русским коллегам. Английский для меня родной, и мне бывает непросто предугадать все трудности, которые возникают у тех, кто изучает его как иностранный. Конечно, возраст тоже играет важную роль — дети на Pre-GCSE зачастую впервые сталкиваются с преподаванием на английском, и на первых порах им не всегда понятно, зачем их сюда привели ;)
Мне важно, прежде всего, вселить в детей уверенность в своих способностях. Если ребенок может донести свою мысль на неродном для себя языке — это безусловный триумф, и не стоит это недооценивать. Программа Pre-GCSE была разработана в нашей школе специально для адаптации на этом уровне, чтобы не испугать детей и облегчить их академический путь на уровне GCSE и A-level.
Ошибочно думать, что детям в 11 лет (при поступлении на Pre-GCSE) нужен только развлекательный подход. Конечно, выпускные классы могут целый час разбирать этические нюансы произведения или обсуждать одну реплику из Отелло, но дети 5−7 классов также способны анализировать тексты. Бывает, что у нас проходят совершенно фантастические дискуссии про то, например, как исторический период влиял на произведение, чем газеты отличаются от журналов и как публика может повлиять на стилистику текста.

Pre-GCSE в 11−14 лет — это самый подходящий возраст, чтобы получить навыки, необходимые на международной программе. И, кстати, я заметила что у тех детей, кто приходит к нам в более позднем возрасте, гораздо больше страхов совершить ошибки в обучении, чем у детей помладше: ученики до погружения в нашу систему образования не всегда имеют возможность свободно размышлять, выражать свое мнение так развернуто, и отсутствие таких навыков их сильно зажимает.
Я работаю с потрясающе творческими детьми: дай им полчаса, и они могут поставить тебе целый спектакль! Они заряжают энергией, мы часто устраиваем дебаты, импровизации и праздники. Что же касается старшеклассников, то хочу поделиться гордостью: у нас очень взрослые дети в лучшем смысле этого слова. Они осведомлены обо всем на свете, знают последние новости, изучают философские тексты и, помимо школьной программы, самостоятельно читают множество важных произведений мировой литературы.
Благодаря такой эрудированности учеников мы каждый урок узнаем что-то новое друг от друга, проводим интересные дискуссии, весело и поистине творчески обмениваемся мыслями.

Литература в рамках A-level сильно отличается от аналогичной в российской школе. В международных школах дети проходят всего 8 произведений за два года. Время уделяется не познанию как можно большего количества произведений английской и американской литературы, а развитию навыков так называемого активного чтения.
Дети посвящают несколько месяцев всего лишь одному произведению, но при этом они учатся важнейшим вещам: анализировать, создавать интерпретации событий и аргументировать свои мысли. Эти навыки пригодятся, даже если ребенок вообще не планирует поступать на гуманитарное направление. Наши дети редко выбирают чисто гуманитарное направление в вузах, но при этом многие из них поступают на факультеты, где они смогут применить эти знания: Liberal Arts and Sciences, Politics, Philosophy and Economics.
Одна ученица выбрала «Литературу» для ознакомления с поэзией, так как она профессиональная певица и пишет свои собственные песни.

На моих уроках, конечно, присутствуют моменты импровизации, но тут важно учитывать способности и интересы группы. В классах Pre-GCSE некоторые дети обожают дебаты и могут их проводить часами, а некоторые — абсолютно к ним равнодушны. В классах A-level все строже: у нас есть спецификации, которые обязательно нужно пройти за год, и программа подразумевает под собой большую активность взаимодействия преподавателя, ученика и изучаемого материала.

У меня есть возможность подредактировать выбор произведений, иногда я это делаю, подбирая его под вкус того или иного класса. Старшеклассники тоже вносят свои коррективы в учебный процесс — есть группы, которые любят проводить презентации и делятся личными находками и мыслями, а есть те, кому такой формат абсолютно не нравится. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы всем было максимально комфортно, и, благодаря тому, что учеников в каждом классе немного, это получается. Мы можем легко договариваться и продуктивно работать с заданными темами.

3 произведения английской литературы, которые рекомендую прочесть школьникам:

  • «Рассказ Служанки» Маргарет Этвуд
Несмотря на то, что книга достаточно тяжела по своим идеям, она написана очень доступно и красиво. Это проза, но все сказано так чувственно, что местами читается как поэзия. Дети проходят ее в рамках A-level, но я рекомендую ее всем, кто хочет увидеть творческие и лирические возможности английского языка.

  • «Суровое Испытание Артура Миллера»
Драма про пуританский город и охоту на ведьм. Несмотря на историческую тему, Миллер был больше заинтересован в чисто человеческих отношениях.

  • «Гордость и Предубеждение» Джейн Остен
Более менее доступная классика: красиво, трогательно и с чувством юмора. Идеальная английская книга.
Чаще всего, преподаватели гордятся стабильными отличниками, и с этим сложно поспорить. Но для меня самым значимым опытом являются ситуации, в которых ученики проявляют себя нестандартно и полностью меняют свой подход и отношение к учебе.
Например, одна ученица пришла ко мне с запросом пересдать целый год A-level и параллельно пройти второй год обучения. Задача, конечно, на уровне фантастики, учитывая ее успеваемость и сложности с литературой. Но в определенный момент произошло что-то удивительное, и она, наконец, нашла свой подход к предмету! Она провела связи между поэзией и своими другими предметами, начала креативно подходить к своим интерпретациям и перестала бояться озвучивать свое мнение. Ее сочинения обрели уникальную глубину и собственный голос.

Я занималась со многими детьми, чьи работы вызывали восторг, но именно это трансформация показала мне, как важно направить ученика и придать ему уверенность в себе. Наблюдать за такими прорывами и помогать совершать их ученикам — вот то, за чем я пришла в школу.

В этом году, у меня маленький, но ОЧЕНЬ талантливый класс. Миша Путинцев и Элизабет Эллисон — сверхспособные дети, которые попали на литературу только благодаря моим настойчивым убеждениям. Они давно у нас учатся, и я мечтала о возможности поработать с ними. Я отлично понимаю, почему мой предмет не пользуется таким же спросом, как математика. Изучение литературы — вещь специфическая, а на иностранном языке еще и довольно амбициозная. Поэтому я горжусь своими учениками вдвойне — они способны найти тонкости в тексте на иностранном для них языке, которые к тому же зачастую отражают нюансы чужой для них культуры. Лиза и Миша владеют английским на таком уровне, который только снится их сверстникам «native speakers».
Мне очень нравится совмещать обязанности куратора и преподавателя. Наблюдать за такими результатами и помогать достигать их ученикам — по-настоящему меня вдохновляет. Это привносит в работу некое разнообразие и дает мне возможность узнать детей получше, найти к ним подход как куратор и как преподаватель.
Как куратор программы Pre-GCSE я слежу за успеваемостью трех классов, общаюсь с их родителями и получаю обратную связь от преподавателей. Кроме того, родителям тоже важно знать, как ведут себя дети и как они справляются, а у меня есть возможность получать обратную связь от детей напрямую, ведь я вижу детей непосредственно на уроках.
В свободное время не могу представить свою жизнь без театров, музеев, выставок. Я обожаю искусство, особенно фотографию. Люблю ходить на спектакли и часто смотрю постановки театральных училищ — никто не выкладывается на сцене так, как студенты. До того, как начался карантин, я старалась каждый вечер выбираться погулять в центр или посетить культурное мероприятие — именно за это я так люблю Москву. Еще я большой любитель путешествий. Я объездила почти все страны Европы, а со временем надеюсь покорить новые горизонты, попутешествовать по Азии и северу России.

Что бы я порекомендовала школьникам (и их родителям), которые только планируют учиться в международной школе «Алгоритм»? Каждый этап школы Алгоритм отличается: и в требованиях к поступающим, и в том, что необходимо знать. Если речь идет о классах Pre-GCSE, важно чтобы у ребенка было, прежде всего, собственное желание учиться.
Самая большая ошибка родителей — заставить ребенка делать что-то, что ему в этот момент не интересно, ради цели, которая для него еще очень абстрактна. Попробуйте объяснить ребенку, что ему через 7 лет нужно уехать за рубеж! Часто это вызывает отторжение.
Я выучила английский путем тотального погружения — по приезде зарубеж ,я была единственным иностранцем в своем классе. По правде говоря, это было жутким стрессом: в первое время я не могла даже подойти к учителю и спросить, в какой комнате проходят уроки. Мне повезло, что мне было всего 6 лет, и я адаптировалась достаточно быстро.
Я помню свой опыт и отлично понимаю страх, который испытывают дети, впервые оказавшись на уроке, где все обучение проходит полностью на английском языке. Но если ребенку самому дать пообщаться, ненавязчиво «пригласить» его в учебный процесс, он понимает, что, на самом деле, это весело, и гораздо быстрее войдет в ритм.
У нас были случаи, когда кто-то вначале даже уходил, но спустя небольшое время возвращался осознанно, по собственному желанию, и это сразу сказывалось на успеваемости.

Для детей, которые приходят к нам, занимаясь параллельно c 8-м или 9-м классом российской школы, нагрузка становится в разы больше. Необходимо, чтобы ребенок был готов уделять образованию много времени и сил. Кроме того, есть опасность эмоционального выгорания. Негативное воздействие могут оказать и сами родители, если они вовремя не замечают то давление, которое оказывают на детей. Дети всегда хотят, чтобы родители гордились ими: они готовы на все экзамены, олимпиады и спортивные секции. И это колоссальная нагрузка! Поэтому желательно определиться с приоритетами как можно раньше, и правильно выстроить свой маршрут. Мы готовы поддержать детей, помочь с выбором предметов и вузов, но важно, чтобы дети получали поддержку от своей семьи.
Детям рекомендую не обесценивать нюансы образования на английском языке и не думать, что это обычная школьная программа. Вы решаете массу задач. Подстраиваетесь под другой формат вопросов и ответов, поднимаете и обсуждаете темы, которым не уделяется особого внимания в рамках российской школьной программы.
Самое главное — не пытайтесь искать «тот единственный правильный ответ», потому что международная система приветствует, прежде всего, индивидуальный и креативный подход. И помните о своем преимуществе: у вас есть много собственного уникального опыта, которого нет у студентов Англии, применяйте его! И гордитесь своими знаниями!