Школа «Алгоритм»

Ольга Валерьевна Кучеренко

Учитель русского языка
Интервью с нашими педагогами можно читать как методичку по предмету. Серьезно! Ольга Валерьевна Кучеренко, наш замечательный учитель русского языка, рассказала, как поднять общий уровень грамотности, как бороться с негибким сознанием, как заинтересовать русским языком ярых «технарей» и даже как учат русский язык иностранцы. Обязательно к прочтению всем, кто пишет с ошибками.

Спойлер: русский язык — это… математика!
Я училась в ТГУ им. Державина, на факультете русской филологии, закончила аспирантуру, защитила диссертацию, затем получила дополнительное образование в МГУ им. Ломоносова по специальности «Преподавание русского языка как иностранного». Скорее, профессия преподавателя выбрала меня, а не я ее :) Нисколько об этом не жалею и благодарю судьбу за то, что так получилось.

«
В «Алгоритме» меня привлекли интересные дети, душевный коллектив, мини-группы, небольшие уютные классы, оснащенные всем для уроков, возможность работать дистанционно (при необходимости).

»
Я пришла в «Алгоритм» на должность куратора, параллельно вела русский язык в мини-группах (1 раз в месяц). Со временем поняла, что именно преподавание наполняет меня необходимой энергией для движения вперед. Именно в этом направлении мне хочется развиваться и совершенствоваться.

Меня привлекли интересные дети, душевный коллектив, мини-группы, небольшие уютные классы, оснащенные всем для уроков, возможность работать дистанционно (при необходимости). Поскольку я начинала работать куратором, мне удалось оценить школу изнутри до того, как я стала преподавать.

Я работаю с детьми 5−11 классов (с выпускниками — индивидуально). Каждая параллель по-своему интересна. Меня вдохновляют современные школьники: их способ мышления, отношение к жизни, их успехи.

«
Необходимость регулярно выставлять оценки даже тем, у кого временно не работает камера и микрофон, подтолкнула к изучению и освоению многих образовательных интернет-программ, позволяющих самостоятельно составлять тесты-игры, разнообразить ограниченные в возможностях онлайн-уроки и проверять подготовленность к занятию при помощи электронных тетрадей.

»
Про пандемию 2020. Дистанционное онлайн-обучение — часть привычной программы для нашей школы, поэтому тот период, который вверг многих учителей в состояние стресса, заставил меня просто заняться переформатированием своих рабочих материалов. Не могу сказать, что это было просто, но страха и паники не возникло. Необходимость регулярно выставлять оценки даже тем, у кого временно не работает камера и микрофон подтолкнула к изучению и освоению многих образовательных интернет-программ, позволяющих самостоятельно составлять тесты-игры, разнообразить ограниченные в возможностях онлайн-уроки, проверять подготовленность к занятию при помощи электронных тетрадей. И ребятам очных групп пришлось научиться работать в этом формате. Сложнее всего для них, я думаю, было просто заставить себя вылезти из теплой постели и зайти в онлайн-кабинет :) Во время карантина мы вместе скучали по очной форме обучения, потому что многие из нас больше любят живое общение. Однако и я, и дети старались сохранять философское отношение к вынужденной самоизоляции.

«
По русскому языку и литературе на ЕГЭ 5 учениц «Алгоритма» набрали 100 баллов. Высший балл на экзамене свидетельствует о том, что старательный ребенок сделал шаг навстречу грамотному преподавателю, а на экзамене смог справиться с волнением.

»
Что посоветовать школьникам, у которых не развито чувство языка и масса ошибок в текстах? Волшебной таблетки от этого «недуга», к сожалению, нет. Чтобы устранить проблему, нужно будет немало потрудиться и верить в свои силы. Важно замечать даже самые маленькие подвижки в сторону грамотности. Мои рекомендации:

  • Качественное чтение. Необходимо работать с текстом: определить тему, идею, проблематику. Обратить внимание на лексику, которую использует автор. Выписать незнакомые слова и запомнить их написание. Определить их лексическое значение. Постараться придумать иной контекст. Посмотреть на написание всех слов (орфографию). Задать себе вопрос, можете ли вы объяснить, почему слово написано так, а не иначе. То же самое сделать с пунктуацией.

  • Учить тексты. Стихи или даже отрывки из прозаических произведений. Не только пересказывать их, но и делать письмо по памяти.

  • Вести «грамотный дневник». Записывать позитивные события дня, но при этом стараться грамотно излагать свои мысли: сверяться со словарем, открывать справочники, обращаться к проверенным ресурсам (Грамота.ру).

  • Заниматься в приложениях (в дороге, к примеру). Существует множество приложений по русскому языку, которые можно устанавливать на гаджеты и заниматься даже в метро.
В нашей школе учатся дети, которые долгое время жили за границей, и дети-билингвы. Они неплохо говорят по-русски, а у нас начинают читать, писать и приступают к освоению грамматики, которая вызывает у них особые трудности. Несколько лет я преподавала русский как иностранный в университете, на подготовительном факультете, а потом пришла в «Алгоритм». Эта работа заставляет постоянно быть в тонусе. Никогда не знаешь, какой вопрос будет следующим. Ситуации, возникающие на уроке, позволяют иначе посмотреть на родной язык, начать глубже его понимать. С детьми-билингвами очень интересно. Это занятия совершенно не похожи на обычные уроки русского языка. Я не хочу сказать, что с другими детьми мне неинтересно, просто сама специфика работы заставляет меня испытывать особое удовольствие.

На ЕГЭ-2020 у «Алгоритма» 5 «стобалльников» по русскому языку и по литературе, чему я очень рада! На 100% уверена в высокой квалификации своих коллег, поэтому «стобалльников» могло быть больше. Те, кто мог бы получить высший балл, не всегда этого достигают по разным причинам: волнение, сниженная концентрация в состоянии стресса и негибкое сознание. Наши преподаватели беседуют с детьми перед ЕГЭ, чтобы настроить их на спокойную работу во время экзамена, делятся хитростями, которые использовали сами во время сессии, но, к сожалению, не каждый ребенок находит в себе силы справиться с тревогой.

«
Преподаватели «Алгоритма» беседуют с детьми перед ЕГЭ, чтобы настроить их на спокойную работу во время экзамена, делятся хитростями, которые использовали сами во время сессии.

»
Отдельной (и самой сложной в работе преподавателя) является группа ребят с негибким сознанием. Каждому учителю знакомы фразы школьников:

— я и так все знаю (= можно не слушать на уроках)
— да, я знаю, не объясняйте, просто меня отвлекли… (при разборе ошибок)
— я так и думал (а), просто…
я так и хотел (а) написать/сказать, просто…

Бывает, школьники так уверены в своих силах, что пропускают на уроках те самые недостающие «золотые» частички, которые помогли бы им к экзамену собрать пазл и получить 100 баллов.

Высший балл на экзамене свидетельствует о том, что старательный ребенок сделал шаг навстречу грамотному преподавателю, а на экзамене смог справиться с волнением.

Как заинтересовать «технарей» русским языком? Я очень уважаю людей с аналитическим складом ума, восхищаюсь их способностью постигать точные науки, поэтому к таким детям на своих уроках отношусь с пониманием. Всегда готова им помочь и поддержать их. Они чувствуют мое отношение и стараются сделать так, чтобы их навыки позволяли просто сдавать необходимые контрольные работы, тесты, экзамены (получать нужный балл). Иногда, чтобы заинтересовать ярых «технарей», пытаюсь доказать, что русский язык — это математика :) Здесь есть свои формулы и алгоритмы, с ними нужно просто подружиться и научиться применять.

Я горжусь всеми, даже самыми маленькими и, казалось бы, незначительными, успехами своих учеников. Поняли правописание одной и двух «Н» в причастиях и отглагольных прилагательных, усвоили материал по словообразованию, хорошо написали орфоэпический диктант? Это победа! Особую гордость испытываю за тех ребят, которые переступили через свои страхи и нелюбовь к русскому языку, сделали усилие над собой и начали слушать на уроках и применять полученные знания на практике. Высший балл у того, кто всегда получает высший балл, — это чудесно! Но не менее удивительно видеть 17 из 34 у того, кто месяц назад имел лишь 2−3 балла.

«
Чтобы заинтересовать ярых «технарей» пытаюсь доказать, что русский язык — это математика :) Здесь есть свои формулы и алгоритмы, с ними нужно просто подружиться и научиться применять.

»
В одной из моих групп есть девочка, которая не училась по русской программе до прихода в нашу школу (жила в другой стране). Через год индивидуальных занятий она смогла поступить в класс, соответствующий своему возрасту. Несмотря на некоторые трудности, «пятерки» нередко появляются в ее электронном дневнике. У нее есть чему поучиться.

Про отдых. Отпуск обычно провожу на даче, это позволяет в полной мере насладиться природой, которой в Москве так не хватает. Обожаю велосипедные и пешие прогулки. Свободное время люблю проводить с семьей: смотреть любимые фильмы, исторические передачи, беседовать за чашечкой вкусного чая и кусочком пирога.

Интересуюсь ландшафтным дизайном, фотографией и монтажом видео.
Мой главный совет всем, кто планирует поступать в «Алгоритм» — быть смелее и не сомневаться в своем выборе!