Школа «Алгоритм»

Екатерина Коноплева

Выпускница британской школы «Алгоритм», студентка Delft University of Technology
Из «Алгоритма» в космос? — Да!
Наша выпускница Екатерина Коноплева учится в одном из топовых технических вузов мира, студенческие команды которого строят ракеты и участвуют в Hyperloop challenge, организованном Илоном Маском и SpaceX. Катя учится на специальности Aerospace Engineering и часто входит в ТОП-4 по успеваемости среди 460 (!) студентов. В интервью Катя рассказала нам, как подготовка в «Алгоритме» помогает учиться в вузе, какие испытания нужно пройти при поступлении и как устроена студенческая жизнь.

Спойлер: вы удивитесь, но в вузах Великобритании учиться зачастую проще, чем в Нидерландах.
Чтобы определиться с вузом, я:

  • Смотрела рейтинги вузов по инженерии и аэрокосмической специальности.

  • Изучала критерии оценки вузов: для меня академическая репутация была важнейшим фактором. В прошлом году мой курс в Делфте занимал первое место в мире по академической репутации в рейтинге QS, в этом году мы вторые после MIT. Рассматривала Европу, так как в США нужно сдавать SAT (и у меня не было желания это делать), и академический менталитет европейских вузов мне ближе.

  • Отмечала студенческие командные соревнования и проекты. В Делфте огромное количество студенческих команд — их называют «dream teams», для меня это сразу же вывело Делфтский университет на первое место. У нас есть команда «Solar Boat team», которая в прошлом году выиграла титул чемпиона мира в Монако, есть команда «Dare», которая строит первую в мире студенческую ракету, которая должна преодолеть 100 км. Из самых знаменитых команд — это «Hyperloop team», которая каждый год соревнуется в Hyperloop challenge, организованном Илоном Маском и SpaceX. А также «Vattenfall Solar team» — они строят гоночные машины Nuna, работающие на солнечной энергии, команда является действующими мировым чемпионом World Solar Challenge и Sasol Solar Challenge. В прошлом они выигрывали World Solar Challenge 6 раз. Таких команд нет ни в одном другом университете мира! Хоть я и подавала заявки в другие вузы, всерьез я их не рассматривала — знала, что поступлю в Делфт.
В моем вузе работают знаменитые студенческие команды. «Hyperloop team», которая каждый год соревнуется в Hyperloop challenge, организованном Илоном Маском и SpaceX, а также «Vattenfall Solar team» — действующие мировые чемпионы World Solar Challenge и Sasol Solar Challenge (гонки автомобилей на солнечных батареях).
  • Я сдала A-level на А*А*А*. А вот секрет успеха мне раскрыть трудно. Я общалась со многими людьми в университете, и мой подход к учебе никому из них не подходил. Я бы даже сказала, то, как я учусь, подойдет единицам. У меня рассеянное внимание: например, если я сижу час в библиотеке, то по факту учусь от силы минут 15. Поэтому метод штудирования учебников мне совершенно не подходит. Я стараюсь вообще не читать очень много учебников и книг, для меня важно ухватить сам концепт и уже развить его у себя в голове. Когда у меня есть отдаленное понимание того, что происходит, я сразу начинаю решать задачи. Всегда использую интернет и сайты вроде mathematics или physics stack exchange. Там можно найти много разных подходов к проблемам и обсудить их с другими, что очень полезно.
Если вы готовитесь к физике, то я советую научиться структуре ответа на теоретические вопросы и набить в них руку, а также просто убедиться, что понимаете все концепты и их применение. Иногда бывает, что в голове все знаешь, а на бумагу перенести правильно не можешь и из-за этого теряешь баллы.
При поступлении в TU Delft отбор идет по вступительным экзаменам. На программе 440 мест — соответственно, поступают 440 человек с наилучшими баллами по вступительным экзаменам и мотивационному тесту. Для того, чтобы претендовать на место, нужно сначала сдать 3 разных экзамена. Один по математике, один по физике и один по аэрокосмической инженерии. Первые два экзамена довольно-таки легкие, но экзамен по аэрокосмической инженерии был сложным. За месяц до экзамена тебе высылают часть материала, который проходят на первом курсе и который тебе надо изучить. Затем дают пробные задачи, и, так как в интернете довольно мало информации об этих материалах, приходится все учить самому. В нашем году материал был о “Flight Mechanics”. Также есть мотивационный тест. В целом поступить не так уж и сложно, намного сложнее остаться. В первый год нужно набрать минимум 45 из 60 ECTS: если ты их не получаешь, то тебя отчисляют и запрещают повторно поступать на 5 лет.
Экзамен по аэрокосмической инженерии был сложным. За месяц до экзамена тебе высылают часть материала, который проходят на первом курсе и который тебе надо изучить.
Я учусь на первом курсе Aerospace Engineering. В начале года студентов на потоке было 460, сейчас 360. У нас много интернациональных студентов, я сама знаю около 8−10 русскоговорящих ребят. Нагрузка у нас в десятки раз больше, чем на A-level. В среднем мы учимся по 45−50 часов в неделю, перед экзаменами мы целую неделю приходим на кампус в 8−10 часов утра и уходим в 6−7 часов вечера. Также у нас были экзамены во 2, 3 и 4 четвертях каждую неделю по некоторым курсам. У нас часто бывает такое, что проходишь материал на лекции, а потом через 3−4 дня назначают экзамен, времени ни к чему подготовиться нет, и от стресса не знаешь куда деться.

Вот вам пример из второй четверти (осторожно, мрачный!). По понедельникам с утра у нас были экзамены по динамике, после которых все уходили в ужасе. Потом приходилось сидеть еще 4 часа на курсе по CATIA («computer aided design») и создавать части самолета до 6 вечера. А домой мы шли под пронизывающим дождем (типичная голландская погода для этого сезона).

В одной четверти изучаю 5 — 6 модулей одновременно. Обычный день начинается с 2-часовой лекции в 8:45, лекций может быть от одной до четырех. После лекций все идут либо в библиотеку, либо учиться домой. Иногда на вечеринки, но это только в начале года: о них все быстро забывают на нашем курсе. У нас также есть практические курсы — проекты, где в командах по 10 человек мы работаем над инженерными задачами.

Мой уровень математики и базовой механики, полученный в «Алгоритме», позволил мне получить довольно высокие оценки по некоторым экзаменам. В целом фундамент, который строит A-level Further Mathematics, дает тебе автоматическое преимущество перед большинством других студентов. Для любого студента-инженера A-level Further Maths is a must have, на первом курсе я хоть и учила много новых концептов по математике, но с моим бэкграундом для меня это было легко. Но нужно сказать, что у нас есть большое количество курсов, которые никак не затрагиваются в большинстве школ даже на базовом уровне — нужно начинать учить все с чистого листа, и тут помогает только сила характера и целеустремленность. В школе тебя не научат работать в CATIA, делать технические рисунки или спроектировать космический корабль — все это сугубо университетская сфера, и изучать все надо с азов.
Мой уровень математики и базовой механики, полученный в «Алгоритме», позволил мне получить довольно высокие оценки по некоторым экзаменам. Для любого студента-инженера A-level Further Maths is a must have, на первом курсе я хоть и учила много новых концептов по математике, но с моим бэкграундом для меня это было легко.
В выпускном классе «Алгоритма» у меня было 2 учителя — Джеффри Локшин и Василий Земчихин. Они оба высококвалифицированные профессионалы с очень разным подходом к преподаванию. С Джеффри у меня было больше уроков и дискуссий, а у Василия были интересные уроки механики. Наверное, любимым преподавателем назову Джеффри, так как он преподавал мою любимую физику. У него на уроках своя атмосфера и неконвенциональная подача. Иногда скучаю по решению экзаменов на время, это было весело.

Моя успеваемость в вузе по некоторым предметам значительно выше среднего. Со стрессом мне помогают справиться шоколад и вечерние прогулки. Иногда нужно просто поплакать в постели от стресса и нехватки энергии, встать и опять работать. Если честно, то к середине года я и сама потеряла мотивацию из-за больших нагрузок. От усталости было очень сложно учиться, спать хотелось постоянно. Были дни, когда я спала по 2−3 часа в сутки, вставала и шла на лекции. Единственное, что помогало — это ясная цель и понимание того, что нужно постоянно преодолевать себя. Иногда бывает и так, что общаешься с друзьями, которые учатся в Великобритании, и впадаешь в уныние. Британские университеты более лояльны к студентам, и программы по нагрузке легче. У нас жесткое руководство, которое любит очень сильно усложнять жизнь студентам. Но, возможно, это даже плюс.
Для жизни и обучения в Нидерландах английского вполне достаточно. Конечно, иногда попадаются люди, не знающие английского, но крайне редко.
Про практику и интересные проекты в Delft University of Technology. Помимо «dream teams», в которых ты непосредственно работаешь над разными проектами со студентами с других факультетов, университет и разные студенческие ассоциации регулярно проводят «Interest drinks» с разными компаниями и людьми. Много выпускников начинают свой бизнес и ищут студентов нашего университета для работы в их компаниях. Также есть «Honors Program», в которой ты работаешь над своим собственным исследованием в научных лабораториях кампуса и берешь дополнительные курсы параллельно основному обучению — это для самых выдающихся студентов, которые проходят особый отбор.

Во время карантина 2020 наша учеба, по сути, не изменилась. Некоторые экзамены из 3 четверти перенесли на 4-ю и проводились онлайн с помощью прокторинга, поэтому пришлось пол-лета сидеть готовиться к экзаменам. Дедлайны стали строже, проект и уроки программирования перенесли в мессенджер Discord, что было довольно забавно.

До карантина я путешествовала, и это, наверное, единственное увлечение помимо учебы в этом году. Solo travelling в Европе — это очень легко и круто. Во время осенних каникул я съездила на неделю на Лазурный берег Франции, в Ниццу. Из Ниццы поехала в Антиб, где находится музей Пикассо, потом в Канны. Затем поехала в Монако и классно провела там время. В последний момент купила билеты из Ниццы в Марсель и из Марселя в Экс-ан-Прованс. На Новый год я ездила обратно в Москву.
На День святого Валентина мы с другом поехали в Париж и обошли огромное количество музеев. Помимо этого, я также ездила в Брюссель, Гаагу, Лейден, Неймеген, Амстердам, Роттердам, Энкхейзен и Нант.
Голландия — довольно гомогенная страна, поэтому со временем твое окружение приедается, создается ощущение постоянства. Мне ближе динамика больших городов, когда вся жизнь немного хаотична и непостоянна. Один из минусов жизни в Голландии — это то, что абсолютно все закрывается в 18:00, что очень неудобно. Из плюсов: разнообразие национальностей, особенно на нашем факультете. Мне намного легче найти общий язык с интернациональными студентами. Еще все говорят на английском, поэтому не нужно учить голландский, что для меня огромный плюс: языки — это совсем не мое.

Достижения 2019−2020? Горжусь больше всего тем, что стала намного самостоятельнее. До этого за меня все делали родители — сейчас приходится брать ответственность на себя во многих моментах. По некоторым из экзаменов я была в ТОП-4 студентов из 460 на курсе, что довольно-таки круто, так как у нас много невероятно умных ребят. По другим экзаменам я также часто была в ТОП-30 студентов. Еще я считаю своим достижением то, что я не пропустила почти ни одной утренней лекции по «Material Science». У нашего лектора из Кембриджа был очень тихий монотонный голос, под который можно очень легко заснуть — приходилось сильно злоупотреблять кофе, чтобы взбодриться. К середине четверти на лекции приходило 15−25 человек из 220. Также горжусь нашим проектом компрессионной панели ракеты и проектом кессона крыла, который мы спроектировали, собрали, протестировали и о котором написали научный репорт на 40 страниц в Latex. Я сама сделала большую часть механических расчетов и дизайна.
Горжусь проектом компрессионной панели ракеты и проектом кессона крыла, который мы спроектировали, собрали, протестировали и о котором написали научный репорт на 40 страниц в Latex. Я сама сделала большую часть механических расчетов и дизайна.
В заключение скажу спасибо «Алгоритму», так как, помимо изучения предметов, я:

  • научилась самостоятельности, ответственности за себя, личностно выросла. Эти навыки очень важны, особенно когда уезжаешь в незнакомую страну. Для меня «Алгоритм» еще стал неким толчком для личностного роста. Если в предыдущих частных школах я иногда с нисхождением относилась к своим одноклассникам в силу большой разницы между нашими академическими успехами, то в «Алгоритме» я была уже на примерно одном уровне с ребятами. Этот небольшой challenge благотворно сказался на учебе: соревновательный дух заставлял меня двигаться вперед (а я довольно-таки ленивая студентка).

  • поняла, как взаимодействовать со студентами. В «Алгоритме» было много разных людей, за ними было интересно наблюдать и рядом с ними интересно учиться. Это расширяет кругозор, показывает особенности интерперсонального интеллекта людей. В университете кто-то лучше разбирается в одном предмете, кто-то в другом — мы все помогаем друг другу. Очень часто на то, чтобы самому разобраться в некоторых проблемах, банально не хватает времени. Теперь я всегда помогаю другим с курсами Calculus и Engineering Mechanics, где я как рыба в воде.
Желаю удачи всем будущим ученикам «Алгоритма»!