Школа «Алгоритм»

Наталья Пономарева

Руководитель кафедры иностранных языков в школе «Алгоритм»
Что делать, если ребенок отказывается учить иностранный язык? Зачем на кафедре иностранных языков постоянно разрабатывают индивидуальные программы? Что дает изучение китайского? На все вопросы нам ответила Наталья Пономарева, руководитель кафедры иностранных языков в школе «Алгоритм». А еще мы узнали, почему так трудно попасть в команду преподавателей кафедры и как поддерживают языковую форму профессионалы.

Спойлер: можно сдать ЕГЭ на высокий балл, даже если в 10-м классе английский был еще на базовом уровне.
Мой путь в педагогику начался с маминых уроков. Мама часто брала меня с собой в школу на свои уроки иностранного языка, на репетиции спектаклей и концертов. Для меня это был другой мир, практически космос. Можно было пообщаться со «взрослыми» детьми (в то время для меня даже пятиклашки были взрослыми).

Мама и ее ученики вместе читали романы и повести, переводили, смеялись, даже спектакли ставили на английском. Уже тогда я видела, как мама работает, какая она строгая и добрая, справедливая и внимательная. К каждому ученику мама относилась с уважением, все подробно объясняла по многу раз. После уроков дети приходили к ней поговорить о жизни, посекретничать. Потом я видела, как ученики выросли, кто кем стал.

«
В 15 лет, на встрече с мамиными выпускниками, я поняла, что хороший учитель — созидатель, он строит мир, меняет его, помогает всем: и детям, и семьям.

»
Результат труда хорошего учителя может повлиять на целые поколения. Вот и я захотела стать таким учителем.

Мне очень повезло, я проходила практику у лучших методистов того времени: стажировалась у Елены Иосифовны Негневицкой, училась у Мерем Забатовны Биболетовой (мне даже удалось на ее уроках побывать), писала курсовую у Ирины Николаевны Верещагиной (родоначальники и идеологи раннего обучения иностранным языкам в нашей стране — прим. «Алгоритм»).

Я получила грант от Посольства Испании за победу в конкурсе учителей испанского языка в Москве. Закончила я бакалавриат МГГУ и магистратуру Университета Вальядолида, но в течение всего обучения постоянно ездила в наш Институт усовершенствования — послушать асов-методистов. Также мне было интересно принимать участие в экспериментах и исследованиях. Тогда раннее обучение иностранным языкам только вводилось.

Я изучала и изучаю испанский и английский языки, два года назад начала учить китайский.

«
Языки живые, они постоянно меняются, останавливаться в изучении нельзя. Поэтому я постоянно принимаю участие в зарубежных образовательных проектах, исследованиях и конференциях.

»
Я работаю в «Алгоритме» уже 4 года — пришла за идеей и концепцией. Здесь есть потрясающие возможности развития для детей, свобода для педагогов, можно творить, можно выстраивать индивидуальные траектории, можно экономить время, а это один из самых главных и ценных ресурсов в жизни.

В «Алгоритме» во всем индивидуальный подход, особенный состав учителей — все увлекающиеся люди, профессионалы с большой буквы, настоящие Учителя, не «материалодаватели». Здесь педагоги работают на совесть, на результат. Мы переживаем не только за баллы, но и за внутреннее состояние и ощущения ребенка. Мы учим детей понимать, искать и находить, анализировать и достигать своих целей, не отчаиваться и не смотреть назад, только вперед.

Мне приятно находиться рядом с коллегами, наблюдать за их работой, а иногда и просто помолчать рядом. Сотрудничество в коллективе на высоком уровне: мы объединяем программы и предметные области, постоянно занимаемся интеграциями, придумываем интересные проекты.
На кафедре иностранных языков в «Алгоритме» мы постоянно разрабатываем новые программы под наших учащихся по английскому, немецкому, французскому, испанскому и китайскому языкам. Есть и интенсивные курсы подготовки к ОГЭ/ЕГЭ, можно подготовиться и к международным экзаменам, для учащихся начальной школы есть курс «Вся программа начальной школы за год», есть занимательные уроки по Британской программе, а очень занятые дети могут заниматься только литературой и чтением, развитием речи. В 2020 году разработали программу для спортсменов-хоккеистов, а за ними попросились к нам и фигуристки. Малышам можно поиграть на уроках «Puppet Show», всем (и даже взрослым) можно поболтать в «Speaking Club».

Безусловно, самые популярные программы — это подготовка к языковым экзаменам. Многие дети приходят на интенсивные курсы академического языка.

Очень часто родители обращаются за помощью: у ребенка уже образовался «снежный ком» проблем, есть существенные отставания от программы и нет желания изучать иностранный язык вообще. Бывает, что дети часто болеют и отстают, а иногда спорт занимает большую часть времени, — для таких детей мы создаем уникальные индивидуальные программы. И, как показывает практика, к концу года все проблемы решаем: дети рады, родители довольны, и нам нравятся высокие результаты учеников.

«
У нас учатся дети от 6 и до 18 лет, иногда приходят взрослые. Малышам нужно развивать речь и память, школьникам — наверстывать программу или углублять свои знания, готовиться к государственным или международным экзаменам, к конкурсам или олимпиадам.

»
С британской школой «Алгоритм» мы постоянно сотрудничаем: прекрасные специалисты и грамотное руководство вне конкуренции. Коллеги всегда оперативно отвечают на все вопросы родителей, мы часто совместно работаем над поставленными родителями и руководством школы задачами.

Педагогам попасть к нам на кафедру иностранных языков сложно. Отбор проходит жестко, нужно иметь не только высшее образование и международные сертификаты, но и опыт работы с разными детьми, взрослыми. Необходимо ежегодно проходить курсы повышения квалификации, принимать участие в различных проектах и конференциях, экспериментах и исследованиях. В течение года я наблюдаю за прошедшими конкурс учителями, посещаю их уроки, наблюдаю за результатами учащихся, и лишь к концу учебного года мы принимаем решение: остается с нами учитель или нет. Так что на нашей кафедре исключительно опытные и высококвалифицированные специалисты.
Горжусь коллективом нашей кафедры иностранных языков! В наше время сложно собрать команду из грамотных специалистов, которые смогут сотрудничать, а не конкурировать. У всех учащихся высокие результаты, практически все достигают запланированного результата. Специалисты кафедры не только готовят детей к экзаменам, но и к олимпиадам, и международным конкурсам — все наши участники призеры и победители. Иногда приходят дети в 10 классе с целью подготовиться к ЕГЭ, а у них уровень практически Elementary, но наши педагоги и с такими сложными случаями справляются. Никто еще ни разу не принес нам низких баллов.

Я считаю, что методист и руководитель не должен прекращать педагогическую деятельность — теряется ниточка связи с обучающимися, мы становимся слишком «научными», утрачиваем гибкость. Это как практика у хирурга: ему надо постоянно оперировать, а мне — быть среди учеников, погружаться в их проблемы, чувствовать, как они, воспринимать информацию, как они. Я стараюсь оставить себе самых сложных детей или экспериментальную группу, преподаю и английский, и испанский.

Конечно, я постоянно веду всю методическую работу, обучаю и контролирую учителей, помогаю разобраться с проблемами родителям. Уже несколько лет я занимаюсь составлением индивидуальных программ обучения для детей и взрослых. Это захватывает, ведь спрогнозировать результат, просчитать все и спланировать, подобрать учебно-методический комплекс и педагога, который нужен именно этому ребенку, — масштабная задача. Для этого нужно владеть не только методами и системами, но и возрастной психологией, почувствовать задачу ученика и вести его к результату.
3 преимущества изучения изучения иностранного языка на нашей кафедре в Алгоритме:
  • Индивидуальный подход
    Наше главное преимущество в работе с учащимся. Никогда потоковое образование не дает таких высоких результатов.
  • Мы много работаем с интенсивами 
    Это специальные авторские программы, которые невозможно реализовать в простых школах.
  • Мы сотрудничаем с методическими советами зарубежных вузов и некоторых известных школ.
    Все специалисты проходят ежегодное обучение в Cambridge Assessment, сдают соответствующие аттестационные экзамены.
Учить язык очно или онлайн? Однозначно ответить нельзя, есть множество нюансов. Эффективна та система, которая подходит учащемуся. По качеству уроки не отличаются, сейчас появилось множество инструментов, с помощью которых можно прекрасно вести уроки онлайн. Есть даже специальные УМК (учебно-методические комплексы — совокупность материалов, подходов и техник обучения — прим. «Алгоритм») с интерактивными тестами, видео- и аудио-материалами. Это очень удобно, когда ребенок не может тратить время на дорогу или живет далеко.

Учите китайский просто для себя, не на отметку. Это сложный язык, он развивает музыкальный слух, чтобы уловить особенности звучания тонов, а также память и логику, чтобы выучить множество иероглифов. У нас на кафедре работают два педагога, выпускники китайских университетов, которые могут обучить языку любого. Квалификация позволяет им не только обучать детей, но и принимать участие в научной работе в лучших университетах нашей страны.

Бонус: ученики, успешно сдавшие экзамены по китайскому, могут получить грант на обучение в университетах Гуанчжоу и Шанхая. В прошлом году мы подписали соглашение о сотрудничестве с несколькими университетами Китая.

В работе меня вдохновляют новые проекты и заявки на интересные программы. Сейчас готовлю к запуску программу подготовки взрослых и студентов-выпускников к Business English Certificate (BEC) — это экзамены Кембриджского университета, разработанные для сертификации навыков владения деловым английским. А расстраиваться мне совсем некогда: всегда много задач и целей, нужно идти вперед, развиваться.

Чтобы поддерживать форму лингвиста, я постоянно сама учусь, принимаю участие в зарубежных образовательных программах, конференциях, исследованиях.
Каждый год я по несколько недель работаю за рубежом в школах и вузах Англии, Шотландии, Ирландии, Испании, Мексики, Швейцарии.
Иногда в течение нескольких часов я перехожу с английского на испанский и наоборот по 3−4 раза. Постоянно общаюсь с носителями, так как у меня есть ученики и педагоги-носители (в России и за рубежом), некоторые родители учащихся не говорят по-русски. Кроме этого, я почти 11 лет прожила за границей, у меня много друзей-педагогов по всему миру.

Свободного времени практически нет, но я стараюсь выбрать время и спрятаться в глуши без телефона и ноутбука. Очень важно иногда остановиться и все «переварить», выспаться и вслушаться в себя, услышать шелест листочков, ощутить на себе тепло солнышка. Путешествую много, но не по курортам — не люблю такой отдых. В этом году будем сплавляться на плоту по реке, вспомним Марка Твена. Еще для себя изучаю растения — очень интересно, даже с детьми на уроке мы изучали исследования ученых о том, что деревья между собой не только общаются, но и помогают друг другу.
Школьникам (и их родителям), которые сейчас ищут языковую школу, советую:
  • Понять, что именно и для чего вам нужно
    А также каким временным ресурсом вы обладаете, какие цели (краткосрочные или долгосрочные) вы перед собой ставите.
  • Выбрать программу и педагога под задачу
    Не нужно стремиться сразу отдать ребенка педагогу-носителю — иногда это может повлечь за собой непредсказуемую реакцию и падение мотивации.
  • Оценить школу по квалификации педагогов и результатам учеников
    Это трудная задача, потребуется изучить сайты, так как языковых школ сейчас много, и педагогический состав в них постоянно обновляется. А в нашей школе у всех детей высокие результаты, так как нет текучки кадров, все педагоги имеют высокую квалификацию, большой опыт и, главное, любят свое дело.

Приходите к нам на кафедру — знакомиться! Расскажем о наших методах и программах подробнее. И желаю всем удачи в изучении иностранных языков.