Школа «Алгоритм»

Что делать, если

ребенок расхотел учиться?

«Не хочу учиться, все надоело, у меня ничего не получается». Знакомая ситуация? Школьник может потерять мотивацию по 4 причинам: в статье мы разберем каждую и расскажем, как помочь ребенку.
Вы узнаете, как мотивируют сотрудников на студии Pixar, что такое принцип сэндвича и как мгновенно повысить уверенность в себе.
1. Ребенку ничего не интересно

Ни языки, ни математика, ни химия с биологией — ни один предмет не вызывает у школьника желания открыть учебники. В дневнике накапливаются «двойки», а в знаниях — пробелы. На предложение позаниматься вы слышите: «А зачем мне это нужно?» или «Я ничего не понимаю».

Как помочь:

  • Применить знания.
Поговорите с ребенком, как он может использовать школьные знания, причем не в абстрактном будущем, а прямо сейчас.

Американские психологи провели эксперимент: в течение учебного семестра после уроков просили старшеклассников написать один абзац о том, как полученные знания могут им пригодиться. Те, кто написали от 1 до 8 таких текстов, стали больше интересоваться предметами и лучше учиться.

  • Начать с хобби.
Школьник не любит или не умеет писать сочинения? Предложите написать пару абзацев на тему, которая ему искренне интересна: любимом блогере, компьютерной игре или виде спорта. Это зарядит его энергией и поможет «расписаться», а потом и обязательное задание не покажется таким уж сложным.

Ларри Ферлаццо, известный американский преподаватель и писатель, применил этот прием с одним из учеников. Когда тот отказался писать эссе о стихийном бедствии, учитель предложил ему рассказать о любимой футбольной команде или видеоиграх. В итоге школьник так увлекся, что написал эссе на обе темы.

  • Важно: покажите ребенку, как учеба связана с его целями и интересами, помогите ему найти внутреннюю мотивацию. Доказано: такие стимулы в разы сильнее внешних, например, похода в кино за хорошие оценки.
2. Ребенок теряет мотивацию после неудач

Школьник «загорается» новой темой, но ошибается при первом же ответе у доски — и теряет веру в себя. Фразы вроде «Это не мое», «У меня все равно ничего не выйдет» означают, что над уверенностью в себе еще стоит поработать.

Как помочь:

  • Говорить «что, если» вместо «но».
Примените стратегию студии Pixar. Когда аниматор, работающий над «Историей игрушек-3», делится черновыми набросками с режиссером, тот не критикует, а говорит что-то вроде: «Мне нравятся глаза Вуди, а что, если они закатятся влево?»

Использование слов «и», «да, и», «что, если» вместо «но» — это способ корректно предложить улучшения, не демотивируя человека. Именно так работают учителя в «Алгоритме».
  • Лариса Николаевна Новикова

    мама ученика «Алгоритма» Алексея Андрейчева (начальная школа, прошел 1−2 класс за год)

    «Леша с удовольствием отвечал на уроках, а если отвечал неправильно, Светлана Анатольевна с улыбкой поправляла его так, что Леша просто старался запомнить правильный ответ. При таком подходе у него не возникало никакого дискомфорта от замечания».

  • Спрятать критику в сэндвич.
Что такое принцип сэндвича? Критика, спрятанная между двумя комплиментами, как начинка между кусками хлеба. Этот метод поможет придерживаться оптимального соотношения похвалы и критики — от 3:1 до 5:1.

  • Вспомнить об успехах.
Чем увереннее в себе ребенок, тем легче он переносит критику. Накануне контрольной или экзамена напомните школьнику о его успехах или интересах. Лари Ферлаццо за десять минут до важного теста просит своих учеников написать об успешном предке или обсудить их увлечения. Исследования показывают, что такая информация повышает мотивацию и активизирует мозг.
  • Важно: чаще делайте акцент на успехах, всегда находите, за что похвалить. Не закрывайте глаза на недочеты, но говорите о них максимально деликатно.
3. Ребенок не доводит ни одно дело до конца

Экономика? Ух ты! Физика? Дайте две! Мотивировать ребенка легко, но его внимания хватает минут на 10. Школьник не может усидеть на месте, постоянно отвлекается, а потому не справляется с задачами, которые требуют погружения.

Как помочь:

  • Учиться интервалами.
Не сидеть 1,5 часа над одной темой, а разбить ее на короткие блоки: 20 минут учиться — 10 минут активно отдыхать. Доказано, что такой способ помогает лучше усвоить и надолго запомнить информацию. А школьники, которые постоянно учатся интервально, успешнее сдают экзамены.

  • Подстраивать график под темперамент.
Занимайтесь по графику, который подходит характеру и биоритмам школьника. Недавно мы писали о техниках, которые помогают самостоятельно распределять нагрузку и управлять временем. Все это возможно при индивидуальном формате обучения.
  • Амина Айдын

    ученица 9 класса и GCSE в «Алгоритме»

    «Я считаю, что дистанционное обучение более продуктивное. Ты можешь заниматься именно тем, что тебе важно. Мне интересно получать новые знания, поэтому я самостоятельно занимаюсь дома».

  • Важно: найдите формат, комфортный именно для вашего ребенка. Один из ведущих специалистов по образованию сэр Кен Робинсон пошутил: «Если дети сидят час за часом, занимаясь примитивной канцелярской работой, стоит ли удивляться тому, что они начинают ерзать?»
4. Ребенок эмоционально выгорел

Вы спокойны за школьника: он успевает по всем предметам, готовится к поступлению, да еще и в олимпиадах успевает побеждать. И вдруг ребенок теряет интерес ко всему или даже заявляет, что бросает школу. Так проявляется выгорание: не пропустите его, чтобы вовремя принять меры.

Как помочь:

  • Снизить нагрузку.
«Нет» — дополнительным занятиям и изматывающим олимпиадам. «Да» — творчеству, хобби и новым впечатлениям. Позвольте ребенку ослабить нагрузку, чтобы вынырнуть из привычной рутины и перезагрузиться.

  • Обратиться к психологу.
Психолог поможет школьнику разобраться в эмоциях и поступках, а родителям подскажет, как выстроить общение.
  • Анна Ашкинази

    студентка Оксфорда и выпускница британской школы «Алгоритм»

    «У меня было выгорание после того, как я совмещала российскую школу с британской. Плюс еще олимпиады. В итоге я решила, что ухожу из „Алгоритма“. Меня уговорили хотя бы сдать экзамены в конце первого года. Я сдала экзамены почти на максимальные баллы и поняла, что хочу с этим что-то сделать».

  • Важно: поддержите ребенка физически и эмоционально, дайте отдохнуть и мягко направьте в нужное русло.
Сэр Кен Робинсон так описал секрет мотивации школьников: «Нельзя заставить растение расти, можно только создать условия для роста. Хорошие фермеры знают об этих условиях, а плохие — нет». Мы в «Алгоритме» знаем, как вернуть детям интерес к учебе: наших учеников всегда поддерживают преподаватели, кураторы и психолог.

Хотите узнать больше о том, как мы выстраиваем комфортное и эффективное обучение? Свяжитесь с нами любым удобным способом.