Школа «Алгоритм»

Почему мы учим детей

совершать ошибки?

Кока-кола, микроволновка, пенициллин — эти и десятки других изобретений появились благодаря ошибкам. Так нужно ли бояться неудач? Мы в «Алгоритме» уверены: трудности — это естественная и нужная часть учебы. В статье расскажем, какие 5 важных навыков дети приобретают, когда ошибаются. А еще — почему стоит хвалить ребенка не только за способности и как выбирать время для обратной связи.
1. Рост

«Кто никогда не ошибался, тот никогда не пробовал ничего нового», — говорил Альберт Эйнштейн. А психолог Джейсон Мозер доказал: когда мы ошибаемся, мозг начинает «искрить», что дает ему толчок к росту. Особенно — в школьном возрасте.

Ученые из США сравнили видеозаписи уроков математики в восьмом классе из нескольких стран. Американские учителя больше хвалили ребят за правильные ответы, а японские, наоборот, подробно обсуждали ошибки. Авторы исследования считают: разница в подходе стала причиной того, что японские дети превосходят американцев в успеваемости по математике.
2. Уверенность

Совместное исследование Harris Insights & Analytics и LEGO Education показало: российские школьники больше всех в мире волнуются из-за неуспеваемости, а постоянная тревога и неуверенность мешают им в учебе. Если ребенок боится ошибаться, то мозг тратит слишком много энергии на защиту от возможного стресса, а не на обучение.

Но что, если дети поймут: ошибки неизбежны, и ничего страшного в них нет? Умение справляться с трудностями даст уверенность в своих силах и мотивацию идти дальше.
  • Елена Перминова

    преподаватель истории A-level, GCSE и английской литературы

    «Я стараюсь развивать в детях интерес к учебе и уверенность в своих силах. Бывает, что ребенок очень боится сделать ошибку, высказать собственное мнение, как-то проявить себя. На своих уроках я даю каждому и каждой понять, что страх — это плохой помощник в учебе, а ошибка — не трагедия, а возможность для роста».

3. Усвоение информации

Трудности помогают учиться лучше — доказано канадскими учеными. Ошибки становятся своеобразными ступеньками на пути к росту. Когда ребенок не сразу находит правильные ответы, он глубже вникает в тему, а значит, лучше запоминает информацию. После этого он точно не растеряется на важном экзамене.
4. Гибкость мышления

Важен не сам факт ошибки, а то, как школьник выйдет из ситуации. На это обращают внимание в приемных комиссиях топовых вузов.

Из детей, научившихся творчески подходить к неудачам, вырастают взрослые, которые не боятся экспериментировать, пробовать новое и адаптироваться к любым обстоятельствам.
  • Семен Корнеев

    выпускник Оксфорда и британской школы «Алгоритм»

    «Задачи при поступлении в Оксфорд специально поставлены так, чтобы, решая их, вы в какой-то момент дошли до своего первого затруднения. Преподавателям Оксфорда очень важно посмотреть, что вы делаете, когда затрудняетесь. Как вы работаете, в чем ваш подход, как вы ищете новые идеи и что будет, если дать вам какую-то идею»

5. Целеустремленность

Американскому изобретателю и бизнесмену Томасу Эдисону понадобились тысячи опытов, чтобы изобрести лампу накаливания. «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 тысяч способов, которые не работают», — говорил Эдисон. Кстати, в детстве его считали неспособным к обучению.

Психолог Стэнфордского университета Кэрол Дуэк говорит: в основе всех творческих достижений лежат гибкость и упорство перед лицом затруднений. Одни люди воспринимают каждую ошибку как личный провал и считают себя неудачниками. А другие знают: ошибка означает только то, что вы пока не реализовали потенциал.
  • Памятка родителям: что делать, если ребенок боится ошибиться

    1. Хвалите за усилия, а не за способности

    В эксперименте психолога Кэрол Дуэк одну группу подростков, решивших задачи, хвалили за ум, а другую — за упорную работу. После этого первая группа отказалась от более сложных задач, ведь они могли поставить их способности под сомнение. Зато ребята, которых похвалили за усилия, захотели принять вызов.
    Вывод: найдите, за что похвалить ребенка в процессе учебы, не фокусируясь на личных качествах. А если критикуете — спрячьте неприятные слова в сэндвич (подробнее об этом мы рассказывали в статье «Что делать, если ребенок расхотел учиться?»).

    2. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими

    Вместо «Петя написал тест без ошибок, а ты с тремя» скажите: «На прошлой неделе ты допустил шесть ошибок в тесте, а сегодня три». Сравнение с другими — это бесконечный процесс: всегда найдутся те, кто быстрее отвечают, лучше поют, запоминают больше иностранных слов. Зато сравнение ребенка с ним прежним поможет зафиксировать прогресс.

    3. Выбирайте время для обратной связи

    В Колумбийском университете сравнили состояние учеников, которым сообщили об ошибке сразу и спустя время — вплоть до недели. Выяснилось, что ребята постарше (студенты и старшеклассники) одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью. А вот младшеклассники лучше воспринимали отложенный фидбек.
    Подумайте, какой способ подойдет темпераменту и характеру вашего ребенка: возможно, иногда с замечаниями стоит подождать.

    4. Создайте поддерживающее окружение

    Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому особенно важно найти понимающих учителей и дружелюбных одноклассников. Именно такое окружение мы создаем в «Алгоритме». Наши учителя и кураторы знают, как поддержать ребят, психолог поможет решить любые вопросы, а одноклассники зарядят мотивацией и целеустремленностью.

Хотите узнать больше? Чтобы приехать в школу и познакомиться, запишитесь к нам на консультацию