Школа «Алгоритм»
  • /
  • /
  • /
  • /

Как победить зависимость от гаджетов у подростков и надо ли с ней бороться?

Сколько часов в день ваш ребенок проводит в телефоне? И что он там делает?!

Для подростков смартфон – это продолжение руки, а Инстаграм, ТикТок и Твиттер – естественная среда обитания. Многих родителей это пугает – но так ли страшна зависимость от гаджетов на самом деле и нужно ли с ней бороться? Посмотрим на вопрос с разных сторон и дадим слово самим детям.

Ученицы школы «Алгоритм» Маша и Вика расскажут о полезном и пугающем контенте, онлайн-социализации и том, что на самом деле ищут в сети подростки.

Что они там смотрят?


По данным американского национального исследования семьи, родительский страх № 1 — это зависимость детей от технологий. В этом страхе может скрываться много обоснованных тревог: от влияния гаджетов на учебу до незнания того, что происходит с детьми в цифровом пространстве. Современный школьник проводит в телефоне около 4 часов в день — как он использует это время?
  • Вика, 14 лет

    ученица российской программы школы «Алгоритм»

    «Телефон я использую для связи и вдохновения, для меня это самое важное. Мои любимые приложения — TикТок, Инстаграм и Телеграм. Благодаря ТикТоку и Инстаграму я нашла для себя много друзей и хобби, а в Телеграме общаюсь. Иногда захожу в игры, чтобы расслабиться после уроков».

Согласно опросам, у детской аудитории популярно то же, что и у взрослой — социальные сети, картинки, развлекательные и обучающие видео в формате «сделай сам». Контент, который потребляют с помощью гаджетов подростки, может быть как развлекательным (мемы или стримы по компьютерным играм), так и познавательным.

Многие родители боятся, что ребенок увидит в интернете порнографию или сцены насилия. С одной стороны, Лаборатории Касперского рассказывает, что на сайты «для взрослых» заходит всего 2% детей — подобные запросы у подростков даже менее популярны, чем поиск работы. С другой — горячо обсуждается, какую роль играет интернет в проблеме подростковых суицидов и школьной стрельбы.

Открытым остается вопрос, что увидят подростки в роликах на эти темы: призыв к действию или инструкцию, как делать не надо?
  • Вика, 14 лет

    ученица российской программы школы «Алгоритм»

    «Периодически в рекомендациях можно наткнуться на посты о неравноправии в мире или том, как кто-то справляется с депрессией. Меня очень пугают видео, где люди рассказывают о своих проблемах, но такие посты заставляют учиться на их ошибках, чтобы в будущем их не совершать».

Гаджеты опасны для здоровья и психики?

Еще один обоснованный страх родителей — испорченные зрение и осанка, СДВГ, социальная отчужденность, депрессивные мысли и другие негативные последствия жизни перед экраном.

Сами подростки рассказывают, что гаджеты для них — это необходимый отдых после напряженной учебы.
  • Маша, 13 лет

    ученица российской программы школы «Алгоритм»

    «Чувство тревоги у меня вызывают некоторые реальные люди, а гаджеты наоборот, помогают разгрузиться, отдохнуть. После долгого пользования компьютером иногда бывает, что устают глаза, но редко».

Что думают поводу вреда гаджетов эксперты? У психологов и врачей пока нет единого мнения: большинство сходится на том, что важнее не то, сколько времени подростки проводят перед экраном, а то, как они его проводят.

Разные исследования говорят и о вреде смартфонов, и о том, что они незначительно влияют на поведение и здоровье подростков. Психологи из Оксфорда Орбен и Пшибыльски в 2019 обработали данные метаанализов опросника о здоровье юных британцев — долгосрочного анализа здоровья людей, родившихся в 2000—2001. Ученые пришли к выводу, что отрицательное влияние гаджетов на благополучие подростков стремиться к нулю! Орбен и Пшибыльски сравнивают вред от смартфонов с вредом от употребления картошки — гораздо сильнее негативный эффект от недосыпа, курения или школьной травли.

В то же время актуальными остаются исследования, которые изучают влияние я гаджетов на детский мозг. Согласно первым данным американского проекта ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), чрезмерное увлечение смартфоном и онлайн-играми приводит к уменьшению области, связанной с вниманием, памятью и моторикой.
Дети не могут общаться без гаджетов?

Существует версия, что из-за гаджетов дети теряют важные социальные навыки. Благодаря интернету и приложениям они могут найти ответ на любой вопрос за минуту, но как будто разучиваются не только ориентироваться без навигатора, но и общаться в реальном мире.

Ученики «Алгоритма» согласны с этим только частично. Маша рассказывает, как социальные сети помогают социализироваться:
  • Маша, 13 лет

    ученица российской программы школы «Алгоритм»

    «Мне налаживать отношения и находить новых друзей проще в режиме онлайн. Не так теряешься, видя человека. Для меня общение с людьми онлайн — это способ потренироваться и получить какой-либо опыт».

Вика подчеркивает, что общение в сети здорово дополняет общение офлайн, но не заменяет его.
  • Вика, 14 лет

    ученица российской программы школы «Алгоритм»

    «У всех по-разному! Некоторые ребята с опытом в социальных сетях улучшают отношения в офлайне, а кто-то просто ведет двойную жизнь. Но могу с уверенностью сказать, тем для разговоров у всех точно прибавляется!»

Важно и то, почему подростки выбирают проводить время в интернете. Вика считает, что в интернет-сообществах они находят поддержку, которой не хватает в реальной жизни.
  • Вика, 14 лет

    ученица российской программы школы «Алгоритм»

    «Многие подростки могут морально уставать. Не буду говорить обо всех, но часто это так. У кого-то проблемы в семье, кого-то могут гнобить в школе. Подростки, не зависят от гаджетов, они просто ищут поддержку в чьих то словах. Мол: „Давай! Ты сможешь“. И я тоже иногда ищу эту поддержку».

В то же время гаджеты могут стать возможностью только временно сбежать от нерешенных в реальности проблем, а социальные сети — площадкой для кибербуллинга и фейковой информации.
Что же делать?

Важно помнить, что гаджеты и интернет — уже часть мира, в котором детям предстоит расти и жить. В первые годы после появления такую же бурную реакцию вызывали джинсы, кино или автомобили — а теперь без них сложно представить жизнь даже самого консервативного человека. Нам предстоит увидеть много интересных эффектов, которые принесет диджитал-реальность, и понять, как к ним относиться.

А пока, если вам кажется, что ребенок проводит слишком много времени с гаджетом в руке — возможно, это всего лишь хороший повод поговорить по душам и узнать, что подростку интересно и важно? Кто его любимый блогер? А про что эта новая сетевая игра? Что новенького в трендах TикТока? Наверняка в таком разговоре вы найдете много новых точек соприкосновения.