Школа «Алгоритм»
Школа «Алгоритм»

Мотивация: найти и приумножить

Лучшие советы — прикладные. Поэтому в статье о мотивации мы решили не просто рассказать о важности целей, планирования и тайм-менеджмента, а узнать, как воплощать это на практике каждый день.

За ответами мы обратились к успешным ученикам и выпускникам «Алгоритма», которые совмещают по несколько учебных программ, профессионально занимаются спортом и творчеством и поступают в сильные вузы.

Ребята рассказали, как находить цели, которые драйвят, зачем менять местами мотивацию и действие, как разгрузить психику и почему лениться — полезно.
Как работает мотивация и при чем здесь воздушный змей

Мотивация — это ответ на вопрос: «Почему я что-то делаю?». Причины могут быть внешними (хорошая оценка, похвала, статус) или внутренними (ваши ценности, убеждения, желания). Специалисты сравнивают внутреннее «почему» с воздушным змеем, который будет тянуть вверх, что бы ни случилось.
Вот какие внутренние причины мотивации называют наши ученики и выпускники:

1. Приносить пользу людям.

Ульяна Рыбина

выпускница «Алгоритма», студентка University College Maastricht

«Считаю, что важно уметь применять научные знания и использовать их в бизнесе, изобретая что-то новое, что могут использовать люди»

2. Получить образование за границей.

Кристина Куропаткина

ученица 11 класса «Алгоритма»

«Каждое мое занятие — хоть английский, хоть математика — это маленький шажок к мечте стать лингвистом и, скорее всего, поехать на учебу в другую страну»

3. Реализоваться в жизни.

Андрей Чиркаев

выпускник «Алгоритма», студент РАНХиГС

«Университет ассоциировался у меня с новым этапом в жизни, где открываются новые двери, возможности для самореализации, приходят новые люди. Все это казалось очень интересным и было главным стимулом решать пробники круглый год»

Как найти внутреннюю мотивацию? Выпускники «Алгоритма» едины во мнении: заниматься только тем, что нравится.

Елизавета Мисяутова

выпускница «Алгоритма», студентка РУДН

«Я задала себе вопрос: «Что мне интересно в принципе?». Дальше анализировала, что нужно сделать, чтобы достичь цели: сдать определенный экзамен, пройти курс, получить навыки — и работала с этим»

Ульяна Рыбина

выпускница «Алгоритма», студентка University College Maastricht

«Хочу поблагодарить родителей, которые разрешали мне брать индивидуальные планы по предметам и менять школы. Я перепробовала все: от олимпиад по экологии до дополнительных уроков по астрофизике. В итоге разобралась, что мне нравится»

Как поддерживать уровень мотивации: прикладные советы

Уровень мотивации не может быть все время одинаковым — это нормально. Но есть лайфхаки и приемы, которые помогут возвращать фокус и поддерживать заряженность.

1. Правильно ставьте цели

Единый вектор. Целей может быть несколько: главное, чтобы их объединяла общая стратегия. К примеру, успешная карьера в выбранной сфере.

Ульяна Рыбина

выпускница «Алгоритма», студентка University College Maastricht

«Во-первых, я совмещаю несколько образовательных треков: основные направления — дата-аналитика и нейронаука, а minor — бизнес и коммуникации, так как хочу работать в коммерческой среде. Во-вторых, занимаюсь самообразованием. И в-третьих, получаю скиллы и знания, которые помогут мне быть востребованной на рынке труда»

Конкретика. Не «окончить вуз и построить карьеру», а «поступить в MIT на инженерию и устроиться работать в Tesla». Не «подтянуть английский», а «выйти на уровень С1 через год». Американские специалисты по мотивации говорят: чем четче цели учеников — тем выше их средние баллы по сравнению с теми, чьи цели звучат расплывчато.

Ориентация на мастерство, а не на результат. Британские исследователи на основании опроса 3 тысяч школьников выяснили: задания, ориентированные на результат («Я много работаю по математике, потому что хочу получать хорошие оценки»), быстро улучшали баллы, то есть помогали краткосрочным целям. А задания, ориентированные на мастерство («Я вкладываю много усилий в математику, потому что меня интересует этот предмет»), положительно влияли на успеваемость в течение 3 лет.

Напоминание. Специалисты советуют записать цели в блокнот или повесить записку над рабочим столом. Постоянное напоминание о том, куда вы идете, будет повышать уровень энергии..
2. Разбейте на задачи и просто начните

Большая цель состоит из множества мелких задач. Они делают цель конкретной, прибавляют ясности процессу и помогают отслеживать прогресс каждый день.

Полина Мисяутова

выпускница «Алгоритма», студентка Московского политехнического университета

«Когда я пришла в Алгоритм в 11 классе, то поставила перед собой одну большую цель: поступить в вуз на бюджет на специальность «Биотехнология» (спойлер: с этой целью я успешно справилась, сейчас учусь на втором курсе). Эта цель включала в себя несколько задач: набрать по каждому предмету на ЕГЭ определенное количество баллов»

Когда вы выполняете задачи поэтапно, следующий шаг очевиден. Остается только его сделать. И тут многие попадают в ментальную ловушку: сначала мотивация — потом действие. На самом деле все наоборот! Действие ведет к мотивации, которая ведет к еще большему действию.

Полина Мисяутова

выпускница «Алгоритма», студентка Московского политехнического университета

«Когда я начала видеть результаты своих усердных занятий, мотивации становилось еще больше. В эти моменты я чувствовала себя сильнее»

3. Обхитрите прокрастинацию

Важно помнить: прокрастинация — это нормально, временами она случается даже у самых организованных. Но что делать, если вместо учебы постоянно хочется залипать в TikTok или смотреть Netflix? Вот несколько рабочих советов:

Обманите мозг, советует профессор Стэнфордского университета Джон Ричард Перри. Поставьте в приоритет на сегодня любую сложную задачу, кроме учебы. В лучших традициях прокрастинаторов вы начнете ее откладывать — и мысль об учебе на ее фоне покажется даже заманчивой.

Примените технику скольжения. Разбейте задачу на крошечные шаги и начните с одного из них, поставив таймер на 5 минут. Скорее всего, потом вы не захотите останавливаться. Психологи из UCL сравнивают этот процесс с самолетом на взлетно-посадочной полосе: вы начинаете медленно, но потом разгоняетесь и набираете высоту.

Отключите внешние раздражители. Громкие звуки или яркий свет — не лучший способ сосредоточиться. Уберите все, что мешает, поставьте телефон на mute и просто сядьте за стол.

Андрей Чиркаев

выпускник «Алгоритма», студент РАНХиГС

«У меня нет лайфхака, как справляться с прокрастинацией или ленью: я просто выключаю уведомления в соцсетях и начинаю что-то делать»

4. Освойте тайм-менеджмент

«Многие люди думают, что им не хватает мотивации, тогда как на самом деле им не хватает четкости», — пишет американский специалист по мотивации Джеймс Клир в книге «Атомные привычки».

Стивен Кинг каждый день начинает работать в 8.00 и не выходит из-за стола, не написав 2 тысячи слов. Ричард Брэнсон ежедневно встает в 5 утра, чтобы позаниматься спортом и провести время с семьей. Все это — примеры силы ритуала: простого действия, которое повторяется каждый день или неделю.

Ритуал или понятный график делает любой шаг легким: с ним не нужно постоянно решать, что, когда и как выполнять. Составьте график так, как удобно вам: это может быть почасовое расписание на день или список задач на неделю без жесткой привязки ко времени.

Маргарита Вахтина

ученица 11 класса «Алгоритма»

«Как только подробный план из небольших заданий готов, остается вписать его в ежедневную рутину. Это разгружает психику, позволяя не переживать о том, что ты что-то не успеваешь, и превращает работу по достижению цели в привычку»

Ученикам «Алгоритма», благодаря индивидуальному гибкому графику, легко управлять своим расписанием: успевать учиться, профессионально заниматься хобби и отдыхать.

Александра Максимова

выпускница «Алгоритма», студентка МГИМО

«Благодаря учебе в «Алгоритме» я могла составлять расписание так, как мне удобно. По утрам у меня обычно были тренировки, потом одно или два занятия с репетиторами. Вечера я тоже посвящала учебе. Иногда было время на отдых и встречи с друзьями»

Маргарита Вахтина

ученица 11 класса «Алгоритма»

«Расписание в «Алгоритме» — мечта любого школьника: уроки 2 раза в неделю плюс вебинары. В моем случае — еще и дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ. Не сравнится ни с одной из 4 школ, в которых я училась»

Четкое планирование позволяет отдыхать даже перед экзаменами!

Ульяна Рыбина

выпускница «Алгоритма», студентка University College Maastricht

«Обычно я все делаю заранее, чтобы не чувствовать давления дедлайнов и иметь возможность отдохнуть в самые тяжелые экзаменационные недели. Правильное планирование времени позволяет иногда ничего не делать за день до экзамена»

5. Планируйте отдых и празднуйте победы

Нет энергии — нет и мотивации. Поэтому важно следить и за физическим, и за ментальным здоровьем: трезво оценивать силы, заранее планировать отдых и развлечения, праздновать маленькие и большие победы.

Кристина Куропаткина

ученица 11 класса «Алгоритма»

«Мне просто распределять время между учебой и отдыхом, ведь условия обучения в «Алгоритме» дают много возможностей для этого: например, один день я активно учусь, зато на следующий смотрю вебинары и занимаюсь дополнительными занятиями онлайн, а в остальное время свободна и успеваю отдыхать»

Вот что советует британский психолог и научный исследователь в области обучения Уильям Уордсворт:

Помнить о базовых потребностях: 8-часовой сон, отдых, полноценное питание, достаточное количество воды.

Елизавета Мисяутова

выпускница «Алгоритма», студентка РУДН

«На карантине выяснилось, что у меня есть небольшая проблема: с марта по июнь я занималась круглосуточно. Пришлось себя искусственно тормозить: вместо еще одного пробника или дополнительного задания я гуляла под музыку, после занятий старалась не засиживаться, а идти читать или общаться с друзьями»

Заниматься физической активностью. Неважно, будет это прогулка, йога или упражнения в спортзале: исследования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе доказали, что любая активность помогает создавать новые нейронные пути, а это важно для памяти и креативности.

Елизавета Мисяутова

выпускница «Алгоритма», студентка РУДН

«Если чувствую упадок сил, стараюсь дня на 2-3 полностью отойти от учебы и заняться чем-то сторонним. Лучше всего помогает физическая активность на свежем воздухе: зимой — горные лыжи, летом — велосипед или бег»

Создать систему вознаграждений. Напишите список того, что приносит удовольствие: поход в кино, встреча с друзьями, книга, медитация, хобби или компьютерная игра. Все ребята, с которыми мы поговорили, единодушны: иногда отвлекаться от учебы не только можно, но и жизненно необходимо. После «ленивых» часов или дней энергии только прибавляется.

Маргарита Вахтина

ученица 11 класса «Алгоритма»

«Когда энергия на исходе или когда на фоне ежедневных проблем я начинаю забывать, к чему стремлюсь, всегда выручают крутые фильмы, новая книга, классное интервью или общение с интересным для меня человеком»

6. Реализуйте себя в творчестве или крутых проектах

Исследование, проведенное в 12 школах США, доказало: ученики, которым давали творческие или проектные задания, чаще, чем их сверстники, ставили перед собой четкие цели, были увереннее в себе, развивали критическое мышление и легче решали разные вопросы.

А школьники, которых просили записать, как изучаемый предмет связан с повседневной жизнью, в результате повышали средний балл.

В «Алгоритме» ребята решают такие задачи в коллаборациях с реальным бизнесом: разрабатывают концепцию продукта, проводят маркетинговые исследования, создают компьютерные игры и приложения. А в творческой лаборатории — самовыражаются и воплощают идеи: записывают музыкальные треки, создают мультфильмы, пробуют body percussion.

Маргарита Вахтина

ученица 11 класса «Алгоритма»

«Здорово осознавать, что у нас есть пространство для самовыражения, настоящая возможность что-то изменить, сделать лучше. Огромное спасибо за эти возможности «Алгоритму», это действительно дорогого стоит. Такая работа не может не повышать мотивацию к учебе»

7. Создавайте поддерживающее окружение

Многочисленные исследования доказывают, что на мотивацию и успеваемость школьников напрямую влияют:

  • учителя: их увлечение предметом передается ученикам, а лекции, проведенные с большим энтузиазмом, приводят к лучшим результатам тестов;
  • ровесники: в том числе, число друзей, членство в группах и принятие сверстниками.

Полина Мисяутова

выпускница «Алгоритма», студентка Московского политехнического университета

«Мне повезло с окружением в «Алгоритме». Ребята, с которыми я училась, очень интересные и общительные, это поддерживало мою мотивацию к учебе: в таком коллективе было приятно работать и развиваться»

Чтобы получить максимум мотивации от окружения, психологи UCL советуют:

Сообщайте о своих планах: это поможет быстрее вовлечься в процесс, расставить приоритеты и поддерживать здоровую конкуренцию.

Ульяна Рыбина

выпускница «Алгоритма», студентка University College Maastricht

«Мне нравится конкурировать, так что среда умных людей и желание быть лучше позволяли держать фокус на большой цели»

Делитесь успехами и трудностями, чтобы узнать альтернативные точки зрения и получить совет.

Андрей Чиркаев

выпускник «Алгоритма», студент РАНХиГС

«Были ребята, которые успевали в разы больше меня, поэтому было на кого равняться, а это всегда хороший стимул что-то делать»

Найдите buddy (товарища, напарника), с которым вы вместе будете идти к целям и поддерживать друг друга. Такая поддержка дорогого стоит: наши выпускники сохраняют близкие отношения и после школы.

Елизавета Мисяутова

выпускница «Алгоритма», студентка РУДН

«Я благодарна «Алгоритму» за знакомства: с некоторыми ребятами мы общаемся до сих пор и поддерживаем друг друга. Я нашла здесь близких людей»

Практикум: рецепт мотивации от успешных учеников и выпускников «Алгоритма»


  • Экспериментируйте, пока не поймете, что вам действительно нравится.
  • Поставьте долгосрочную цель и найдите свое «почему»: внутреннюю мотивацию, которая будет тянуть вас вверх.
  • Разбейте путь к цели на маленькие шаги и составьте четкий график на каждый день или неделю.
  • Не забывайте «заряжать батарейки»: вовремя отдыхать и заниматься тем, что возвращает энергию.
  • Берите поддержку от единомышленников: создайте комьюнити с общими стремлениями, целями и интересами.