Школа «Алгоритм»
  • /
  • /
  • /
  • /

Дистант: как организовать
учебу ребенка на
самоизоляции

Дистант. Новый термин, которым родители и учителя назвали перевод школьников на онлайн-обучение в апреле 2020. Перестройка системы школьного образования в России идет экстренно, и тем, как все сделано, недовольны 68% учителей и родителей (по данным НАФИ). Ученикам «Алгоритма» повезло больше: у нас выстроена структура дистанционного обучения, есть своя образовательная платформа, ученики и учителя умеют взаимодействовать «на удаленке». У нас учатся и выпускаются целые семьи ↓
«Мой старший сын Рама занимается спортом, совмещать график общеобразовательной школы со спортивной очень сложно. Поэтому мы и пришли в онлайн-школу «Алгоритм». Эта система обучения нам так понравилась, что через несколько лет и средний ребенок начал здесь учиться, теперь он уже третьеклассник. А младшая дочка сейчас только готовится к поступлению в школу, планируем, что и она тоже будет учиться в онлайн-школе «Алгоритм»

Галина Игоревна, мама наших учеников

Сегодня мы хотим поделиться своим опытом. Ниже рекомендациями о том, как выстроить обучение школьника на дому, чтобы родители смогли заняться своими делами, а учителя и дети стали партнерами.
5 наших рекомендаций педагогам и родителям
1. Выстройте план и структуру занятий

Нужен подробный план: по темам, которые важно пройти за четверть, а также по каждой теме в отдельности. Это не только параграфы учебника: поколения Z и «Альфа» тяжело усваивают исключительно текстовую информацию. Лучше, если это будут конспекты со схемами, иллюстрациями, интерактивные тесты и видеолекции с пояснением учителя (в случае, если тема непростая).

Все это нужно дать ребенку для подготовки к занятиям, а время урока с преподавателем лучше оставить на отработку. Это называется перевернутый урок, и колумнисты портала «Мел» сходятся во мнении, что за ним будущее дистанционного школьного образования. Мы в «Алгоритме» работаем также по схеме перевернутого урока, а все материалы и тесты для ребенка у нас собраны в одном месте — «Учебном портале».
2. Распишите и держите под рукой график занятий (самостоятельных и онлайн-уроков)

Лучшее лекарство от неопределенности — правила. Если от школы нет информации по расписанию уроков, тогда расписание ребенку придется составить родителям. Причем в старших классах стоит сосредоточиться на основных предметах, по которым планируете сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

У наших учеников расписание занятий и контрольных работ, сроки выполнения домашних заданий собраны в удобной интерактивной таблице — «Планере». Школьнику достаточно войти с логином и паролем и посмотреть, что нужно сделать на завтра и к каким онлайн-урокам подключиться. Также в «Планере» можно посмотреть и свою успеваемость по каждому предмету.

«С расписанием в «Планере» очень удобно, сын сам смотрит свою загрузку. У него сейчас фокус на подготовку к ОГЭ: русский, математика и английский с биологией — по выбору. Сейчас куратор предложила сосредоточиться только на основных предметах по ОГЭ, но и английский хотим оставить. Так что вовремя переориентируемся, хотя Саша очень любит биологию.



Также в «Планере» очень удобно смотреть не только успеваемость, но и комментарии. На удаленке родитель не может за всем уследить, а куратор выручает. Например, Саша на онлайн-английском мог отвлечься, пока другие отвечают, и читать книгу. Куратор это заметила, сделала замечание Саше, отметила в «Планере». Пришлось провести с ребенком разговор, пояснить, что это некрасиво и послушать ответы других ребят на уроке — полезно, это часть учебы. Теперь этот вопрос решен".

Галина Викторовна, мама нашего ученика Александра, 9 класс

3. Проводите онлайн-уроки с классом только по делу


На дистанционном обучении собирать целый класс на онлайн-конференцию, чтобы дети молча писали под диктовку, нерационально. А провести быстрый срез знаний можно в онлайн-тестах (для этого есть десятки онлайн-платформ). Что же делать на дистанционных уроках с классом? Наш ответ: вместе анализировать тему, отвечать на вопросы, решать задачи и эмоционально заряжать друг друга.

Например, в старших классах у нас в «Алгоритме» всего 5−6 онлайн-уроков в неделю. Каждую неделю — обязательные предметы (русский и алгебра), другие предметы — раз в 2 недели. При этом уроки мы проводим через онлайн-кабинет с максимальным эффектом присутствия. Ребята могут слышать друг друга, обмениваться материалами, а у преподавателя есть интерактивная доска для схем, графиков.
4. Фиксируйте успеваемость и держите руку на пульсе

Для приобретения любой новой привычки нужен 21 день. Дистанционное обучение — форма, которая постепенно станет привычной детям, родителям, учителям. Выделите время, чтобы разобраться в той системе онлайн-обучения, которую выбрали, а также показать ребенку, что и где смотреть. Успеваемость сейчас уходит на второй план, но важно чтобы ребенок достойно закончил год, не растерял навыки, поэтому фиксировать оценки онлайн — все еще необходимость (для учителя или родителя).

У нас в каждом классе есть куратор — незаменимый человек по мнению школьников. Куратор помогает освоиться на «Учебном портале» и в «Планере», напоминает о том, когда сдать домашнее задание, отвечает на вопросы и следит за успеваемостью ребенка. Если успеваемость падает, куратор информирует родителей в случае необходимости и помогает школьнику выровняться.
5. Устанавливайте правила, направляйте и поддерживайте

Последнее, но важное: детям сейчас очень нужна поддержка. Министерство просвещения разработало свод рекомендаций по дистанционному образованию, и главная из них — заботиться о физическом, психическом, социальном здоровье детей. Эта задача в большей степени ложится на плечи родителей. Детей важно направлять и контролировать в зависимости от возраста. Малышам — устанавливать четкие правила, ученикам средних и старших классов — помогать, где требуется, и направлять.
«Саша самостоятельный, но на полную удаленку было переходить непросто именно эмоционально. Он любит общаться, даже после завершения урока с учителем, я слышу, как ребята остаются онлайн, обсуждают материал. Так что мы стараемся всей семьей на выходных играть в настольные игры, общаться. А еще — купили велотренажер, сын на нем занимается, и все мы крутим по очереди. Очень рекомендую!

За графиком он сам следит, встает в 7 утра и в общем-то весь день занят на учебе: либо онлайн-занятия, либо подготовка домашнего задания. Из домашних заданий я проверяю только математику, потому что сын скорее гуманитарий, и, если вижу ошибку, мы вместе разбираемся. Также по выходным можем взять вариант задания на ОГЭ, и Саша рассказывает, как бы он решал. Мне важно, что он понимает ход решения. В остальном — не вмешиваюсь, в школе все выстроено".

Галина Викторовна, мама нашего ученика Александра, 9 класс

Дополнительно — рекомендации для родителей от Министерства просвещения
Что еще важно знать о «дистанте»?
  • Сколько времени ребенку проводить за компьютером?
В сложившейся ситуации СанПиНы по длительности онлайн-занятий за компьютером не столь жестки. Раньше детям младшего возраста предписывалось работать за компьютером до 20 минут в день. Сейчас выполнить это нереально, поэтому нужно отталкиваться от самочувствия ребенка. Если он быстро утомляется, стоит разбавить занятия перерывами, делать гимнастику для глаз, опускать избыточную информацию.
  • Что будет с ЕГЭ и ОГЭ?
Экзамены перенесли:

  • ЕГЭ будут начнут сдавать после 8 июня, дата уточняется.
Правительство не видит возможности отменить ЕГЭ, так как нет другого адекватного и честного инструмента оценки знаний, поступления в вузы, распределения бюджетных мест (об этом сообщил врио Рособрнадзора Анзор Музаев). Сроки приема документов в вузы также сдвинули, чтобы у выпускников была возможность поступить в этом году туда, куда планировали.

  • ОГЭ перенесли на 9 июня 2020 г.
По ОГЭ отменили предметы по выбору (сообщение Рособрнадзора). Также сроки ОГЭ могут быть изменены в регионах согласно эпидемиологической ситуации.
  • Сколько продлится дистанционное обучение?
Эксперты выдвигают разные предположения относительно сроков карантина. Министерство просвещения даже выпустило рекомендации о том, чтобы 1−8 классы закончили учебу пораньше, но регионы пока не поддержали эту инициативу.

Скорее всего, те, кто захочет вернуться к очному обучению, смогут это сделать после пандемии, но позитивные моменты из дистанционного обучения также «приживутся» в школах. Напоминаем, что сложившаяся ситуация лишь ускорила цифровизацию, которая планировалась к 2024 году по нацпроекту «Образование». Поэтому освоить дистанционное обучение как минимум полезно.
Минутка позитива: эффект от дистанционного обучения может вас удивить

Еще до пандемии Яндекс и НИУ ВШЭ измерили эффективность дистанционного обучения. В масштабном исследовании участвовало 6000 третьеклассников и преподавателей из 343 школ Алтайского Края и Новосибирской области, которые добровольно перешли на полное онлайн-обучение. Организации исследования помогали эксперты из Калифорнийского университета и Стэнфорда. А среди самых любопытных выводов — то, что «дистант» повышает успеваемость именно отстающих учеников, а у успешных ребят вызывает больше интереса к учебе.

Мы в «Алгоритме» можем подтвердить результаты исследователей своими успехами. Среди наших выпускников более 50% оканчивают школу именно в дистанционном формате. При этом ежегодно ребята набирают высокие баллы по ЕГЭ и поступают в ТОП-10 вузов страны, включая МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, ФизТех и другие.

Подробнее о том, как поступить к нам в «Алгоритм», расскажут наши консультанты. Свяжитесь с нами любым удобным способом!