Школа «Алгоритм»
  • /
  • /
  • /
  • /
  • /

Осознанность для

подростка: мышца,

которая поможет

учиться

«Будь в моменте», «продыши это», «держи контекст на задачу» — из каждого смартфона продают нам осознанность коучи
и блогеры. Это и не считая стереотипов про миллионы, которые зарабатывают «осознанные люди». И вот, хайп и шум вокруг этого понятия уже раздражает и не хочется разбираться в чем суть, правда?

Тем не менее, осознанность — просто навык удерживать внимание. И, если дать ей шанс, осознанность сработает как зонт от ливня новостей, которым ежедневно окатывают нас и наших детей. Только представьте: чтобы бегло пролистать все инфоканалы, уже сегодня потребуется 17 жизней по 158 (!) лет. Добавьте к этому задачи по десятку предметов, спорт, творчество, соцсети, профориентацию, экзамены, гормональную перестройку — получите ежедневную нагрузку школьника.

Тут без осознанности (или фокусировки внимания) не обойтись. И пока этот навык усердно тренируют в офисах
и корпорациях, мы в «Алгоритме» уверены, что осознанный подход пора применять в школах. Рассказываем, как все это работает.

Почему мы отвлекаемся и как с этим работает осознанность


Сейчас, когда наша жизнь все чаще перетекает в онлайн, сложно сосредоточиться на том, чтобы дописать предложение до точки. Мессенджеры тренькают, все вокруг отвлекает, лезут посторонние мысли, и вот уже и не вспомнить, зачем был открыт файл или учебник.

Почему так происходит разъяснили исследователи Harvard Business Review Гоулман и Дэвидсон. Они звонили людям и спрашивали: «Что вы сейчас делаете?» и «О чем вы думаете?» В 47% случаях ответы не совпадали, а, значит, человек отвлекался. Виной тому эмоциональный центр, который довольно силен в нашем мозгу и остро реагирует на любой «дзынь» мессенджера, не давая нам завершить дело.

Однако передний отдел мозга, этакий мудрый учитель, способен сдерживать этот порыв и отдать команду продолжать работу. Достаточно отследить, в какой момент нас что-то отвлекает и вернуть внимание на дело, которым занимались. Сходу это сделать не получится, но, при регулярных тренировках, можно прокачать эту связь между двумя отделами мозга, как мышцу. Вот эта мышца и есть осознанность.
Или, как пишет автор книги «Быть собой» Руби Уэкс: «Осознанность — способность обращать внимание, замечать свои мысли и чувства, не лопаясь от усилий». Последнее очень важно для школьников и родителей.

Эмоциональные центры у подростков активнее, чем у взрослых, поэтому практически невозможно не реагировать на +1 лайк в соцсети или трейлер нового сезона сериала. Не стоит ругать за это подростка: для начала важно отследить эти моменты отвлечения, а тренировать осознанность лучше на упражнениях, которые приведем ниже.

1. Переключать тумблер с мыслей на эмоции и обратно

Научившись возвращать ускользнувшее внимание на эссе, тест по математике, рисеч по физике, у школьника возрастает вероятность завершить и сдать работу вовремя. Кстати, у нас в «Алгоритме» есть куратор, который помогает справиться с этой задачей, вернуть на нее внимание ребенка, пока осознанность не прокачана. У куратора для этого есть и технические инструменты (напоминания, дашборды) и психологическая подготовка для «настройки» контакта со школьниками.
  • Мария Кузьмина

    Куратор в школе «Алгоритм»

    «Подростки — непростая аудитория. Они выбирают направление в жизни, меняют интересы и отношение к себе и родителям, впервые влюбляются. Всегда удобно, когда приходит ученик с четкой целью и желанием активно работать, но порой нужно не дергать, а помогать с поиском себя (будь то вопросы, относящиеся непосредственно к учебе, или личные моменты)».

2. Понимать, что и зачем сейчас делаешь

Один из бонусов от осознанной жизни для школьника — когда цель мотивирует заниматься. Только эту цель надо сформулировать через «хочу». И вот, она уже драйвит, становится мечтой.
Например, вместе со школьником можно построить такую связь: я хочу создавать роботов → поэтому хочу программистом → поэтому хочу поступить на мехмат МГУ → поэтому хочу сдать ЕГЭ по математике на 95 баллов → поэтому хочу изучать математику → поэтому сейчас решаю уравнение. К нам в «Алгоритм» часто приходят дети с таким запросом, а кураторы и преподаватели регулярно возвращают их к целям.
Кстати: в 7−8 классе наши ученики еще могут не знать термина «осознанность», но понимают, зачем они сегодня сядут за уроки.
  • Виктория Плахова

    ученица 8 класса «Алгоритма», музыкант, художник, писатель и будущий дизайнер

    «Не знаю, как описать осознанность: можно назвать практикой осознанности процесс обучения, решения задач и уроков. Осознанность сама по себе есть в обыденных вещах в „Алгоритме“, например, в грамотно составленном расписании и такой нагрузке, чтобы я везде успевала».

3. Обрести себя прямо сейчас

Главный зарубежный исследователь внимания, Дэниел Сигел, пришел к выводу, что мы — то, на чем сейчас наше внимание. К примеру, если школьник ночью тревожится о занятиях, то он занят учебой, а не сном, хотя пора бы отдохнуть. А вот и позитивный пример: если школьник пишет простой код на уроке по информатике, погружен в задачу, считая себя программистом — он уже программист. Подумайте, какие широкие возможности это открывает! Можно фокусироваться на успехе, снять тревожность, сберечь силы для поступления или для отдыха.
  • Сергей Сыроешкин

    ученик 8 класса «Алгоритма», будущий программист

    «У меня и хобби всей жизни есть — программирование. Если не тренировать внимание, не собираться с мыслями над целью и забывать дышать (выйти на улицу или на балкон), то заканчиваются силы. А они у меня заканчиваются часто, так как я уже планирую поступление, много занимаюсь».

Как школьнику тренировать осознанность

Психологи признают, что заставить подростка тренировать осознанность — дело гиблое. Можно только втянуть/пригласить школьника в эту задачу, переместить его фокус внимания на какие-то вещи и тренировать их вместе с ним. Руби Уэкс в книге «Будь собой» рекомендует пару небанальных упражнений для подростков.

Автопилот — 1 минута в день

Отследите с домашними, какое дело вы делаете, буквально не включая голову. Чаще всего в режиме автопилота мы чистим зубы. Чтобы вернуть внимание в эту задачу, понять, что вы чувствуете в моменте, достаточно начать чистить зубы другой рукой и предложить это школьнику. Будет неудобно и долго, местами смешно, зато фокус внимания на 2 минуты в день (утром и вечером) гарантирован.

Одно фото в Инстаграм (время — по ситуации)

Соцсети все давно ведут на автопилоте. Чтобы вернуть фокус, можно предложить школьнику делать не селфи, а одно осознанное фото в день для Инстаграм. Пусть это будет тот момент, который чем-то зацепил ребенка, даже если это разметка на асфальте. Такую ленту крайне полезно листать спустя месяц — вспоминаются эмоции. Чтобы не отказываться от привычной активности в соцсетях, достаточно придумать таким постам уникальный тег или завести закрытый аккаунт для себя.

Тело — 5−10 минут в день

Чаще всего в нас застревают негативные эмоции (кто-то обидел, что-то не вышло) и оседают они в какой-то части тела. Например, гиперответственность обычно в прямом смысле давит на плечи (а у школьника ответственности как минимум на еще один рюкзак). Можно вместе с подростком нарисовать контур тела и попросить его отметить, где засела обида/разочарование? Какой она формы? Она колет, стучит, ноет? Какого она цвета? Даже беглые ответы на эти вопросы рассеивают негатив.

По данным исследователей, привычка к осознанности формируется за 6 недель. Однако стоит подготовить школьника к тому, что быть осознанным 24/7 не выйдет, внимание будет ускользать, какие-то дела можно поручить автопилоту. Главное — нащупать этот самый тумблер внимания и научиться его переключать. И всегда будут задачи, которые бесят, и места работы/учебы, на которых выгорают (таким оказался даже «Диснейленд»). Такие дела стоит принять как факт и ограничить их во времени. Например, время выпускных экзаменов займет 2−3 недели в июне и все.
  • В помощь родителям: как в «Алгоритме» работают над осознанностью школьников:

    1. Нагрузка сохранит включенность

    Подбираем программу обучения с нагрузкой, которая нужна ребенку для цели. Кроме насыщенной пятидневки (где в перерывах практикуют йогу и правильное дыхание) можно взять интенсив на 3 дня в неделю или вовсе заниматься онлайн. Так подростку не придется отсиживать на ненужных предметах или тратить время на дорогу. Проверено: в каждом из этих вариантов обучения включенность в процесс гораздо выше.

    2. Куратор напомнит об уроках и удержит фокус

    Со школьником в «Алгоритме» занимаются кураторы, которые следят за успеваемостью, напоминают о домашних работах, обсуждают, почему «не идет», возвращая фокус внимания ребенка на обучение. Когда регулярно приходят напоминания о начале урока, сдаче теста и есть, с кем обсудить сроки, — забыть/проспать/залипнуть невозможно.

    3. Преподаватель проведет прямо к цели

    Преподаватели благодаря квалификации, технологиям (онлайн+офлайн), маленьким группам обучения — могут поработать с каждым школьником, вернуть его к цели (скажем, поступить в МГУ) и поделиться опытом своих выпускников. Такие партнерские отношения уже включают эмоциональный отдел мозга (помните, насколько он силен?), и работа идет веселее.

    4. «Центр Коллабораций» даст попробовать себя в деле

    Фишка «Алгоритма» — проекты, где подростки общаются с бизнес-средой (it-компаниями, крутыми вузами, арт-пространствами), задают вопросы, участвуют в проектах. То есть подкрепляют цели практикой, чтобы хотелось не просто сесть за уроки, а перевернуть мир. Кстати, в этом сезоне у нас «Гараж», Британская высшая школа дизайна, Альфа-Банк и ITHub.

    5. Среда не даст залипнуть

    Школьники в «Алгоритме» знают с какими баллами хотят сдать ОГЭ и ЕГЭ, куда поступить, чего добиться в спорте, музыке, творчестве. Понимают, на что точно могут повлиять только они сами. Новички быстро втягиваются в эту «осознанную систему обучения» и уже не могут плыть по течению.