Школа «Алгоритм»
  • /
  • /
  • /
  • /

Родителям на заметку:
7+1 способ помочь ребенку
стать креативным

Креативность больше не блажь художников и поэтов. Это навык, который вошел в ТОП-3 важнейших для современного специалиста на Международном экономическом форуме. Дело в том, что к 2030 исчезнут большинство профессий, требующих автоматического труда, энциклопедических знаний, умения считать, внимательности. Это умеют и машины.

А для человека важно сохранить свежий взгляд, нешаблонно решать проблемы, придумать, что автоматизировать и как распределить ресурсы. Это и есть креативность в общем смысле. И 180 новых профессий, что придут на смену ушедшим, будут требовать креатива от вашего ребенка. Поэтому сегодня предлагаем 7 способов развить креатив у подростка в домашних условиях. Кстати, все способы подходят и для взрослых.
10 идей в день

Просто предложите ребенку придумывать 10 идей в день, а можно и делать 10 фотографий на одну тему, писать 10 строк в рифму, сочинять 10 способов использовать самый странный предмет, что сегодня попался на глаза. Так формируется привычка тренировать мозг каждый день, сбрасывать шоры, думать иначе. К слову, ученые доказали, что привычка формируется не 21 день, а в среднем — 66. Так что запаситесь терпением. Здорово, если вы включитесь в этот «марафон идей» вместе с ребенком и будете делиться результатами — мотивация не выбыть из игры у школьника точно возрастет.

Игра в ассоциации

Ребенок любит настольные игры и «Крокодила»? Значит, он уже тренирует навык ассоциативного мышления. Ассоциации — это связи между двумя предметами, осознав которые, можно иначе взглянуть на задачу и найти удивительное решение. Итак, ассоциировать можно по схожим признаками (карандаш-дерево), по расстоянию (дом-магазин), по причинам и следствиям (спичка-пожар) и даже по противоположности (кролик-аллигатор). И вот вам готовое упражнение — сделайте прямо сейчас:

  • Есть задача, которую ребенку не хочется решать? Запишите ее и разберите на составляющие. Например: нужна уборка = мусор + швабра + пылесос + мойка окон
  • Для каждого составляющего напишите ассоциации по разным признакам. Получится 20−30 ассоциаций.
  • Затем пересоберите задачу заново из других терминов в десяти разных формулировках. Какая вам больше нравится? Ту и реализуем!

Фрирайтинг — свободное письмо

Ребенок и так перегружен сочинениями? В том то и дело, фрирайтинг — не сочинение, правил тут нет и, более того, они вредны. Просто ставим таймер на 5−10 минут и пишем. Если есть проблема — пишем, все что думаем по ее поводу, быстро, без остановки, пока не пропищит таймер. А если задачи нет — просто пишем, можно даже повторить одну фразу раз 18: вот увидите, на 19-й раз вы напишете что-то новое, неожиданное. Это правило использовал сам Гоголь, и современные авторы так пишут целые романы.

Скампер

Скампер или SCAMPER (Substitute — заменить, Combine — комбинировать, Adapt — адаптировать, Modify — улучшить, Put — применить, Eliminate — удалить, Reverse — перевернуть) — сильнейший инструмент доработки и поиска идей. Возможно, его применение потребует от школьника чуть больше времени, но результат того стоит. Как работает скампер? Выписываем задачу, бьем ее на составные части, а потом каждую «прогоняем через скампер».

То есть отвечаем на вопрос: что в ней можно удалить, заменить, добавить, перевернуть с ног на голову и т. д. Удобно работать в табличке Excel или просто в тетради в клетку. Вот увидите, среди всего написанного будет и правильное решение, и еще 5−10 годных идей.

Карты эмпатии

Эмпатия не удел психологов. И это не сострадание, а умение понять точку зрения другого человека, при этом не забывая своих целей и реальности. Интересно, что эмпатия появилась как инструмент для создания юзабилити — дизайна, ориентированного на человека. И сейчас эмпатию изучают дизайнеры в Стэнфордском университете. А карта эмпатии — отличный способ заглянуть в голову другому человеку или целой группе. Как сделать? Рисуем большую голову, делим ее на 8 частей и отвечаем на вопросы, как на рисунке. Лучше писать ответы на стикерах и клеить в нужное место. После проделанной работы важно отвлечься на пару часов, затем взглянуть на карту свежим взглядом — увидите, идеи решения задачи придут сами собой.

ПМИ: плюс, минус, интересно

ПМИ: плюс, минус, интересно

Ребенок все делит на черное и белое? ПМИ спешит на помощь! Всего-то потребуется листок бумаги, где в трех столбиках нужно написать: «+», «-» и «i». Теперь берем весь список задач, идей, сомнений (что сейчас требует креативного подхода) и прогоняем через список. Всему, что попало в списки «+» и «-» ставим по одному баллу. Далее по каждой идее вычитаем из суммы «плюсов» сумму «минусов». Там, где разница самая большая — и живет стоящая идея. А зачем столбец «интересно»? Там водятся идеи на будущее: обязательно сохраните себе список и вернитесь к нему через пару недель.

ТРИЗ или траблшутинг

ТРИЗ был придуман в СССР для решения изобретательских задач. Сейчас он настолько популярен, что обрел родного брата на западе — траблшутинг (устранение неполадок). Траблшутеры — одна из самых перспективных профессий будущего. Потому что они умеют видеть в любой задаче нестандартное, а то и идеальное конечное решение (ИКР). И в итоге так переворачивают процесс, что он сам себя выполняет. В ТРИЗ важно выписать задачу, имеющиеся ресурсы, 3 ИКР и как их реализовать. При этом фокусироваться на главном, а не перебирать все возможные результаты. Сложно? Скорее, захватывающе! Особенно если этому обучают на курсе «Учись мыслить смело» у нас, в Алгоритме. Программу разработали мастера ТРИЗ Анатолий и Евгения Гины, ведущие специалисты международной ассоциации «Образование для Новой Эры». Программа составлена специально для подростков 11−16 лет, дети разделены в группы по возрасту и работают над решением задач в удобное время (по субботам).

Набор на сентябрь уже открыт!

Бонус: Ничего не делать — тоже способ креативить

Как же так? Нужно было писать, сочинять, рассматривать, додумывать и вдруг — стоп? Именно так. Научите ребенка остановиться минут на 5, спокойно дышать, закрыв глаза и при этом не сутулить спину. Мысли буду тревожить голову — надо представлять их облаками и разрешить им проплывать мимо. Очень напоминает медитацию, и делать ее полезно каждый день. После такой практики в голове освободится место для новых идей и отдохнувший мозг будет снова служить школьнику верой и правдой.