«Не хочу учиться, все надоело, у меня ничего не получается». Знакомая ситуация? Школьник может потерять мотивацию по 4 причинам: в статье мы разберем каждую и расскажем, как помочь ребенку. Вы узнаете, как мотивируют сотрудников на студии Pixar, что такое принцип сэндвича и как мгновенно повысить уверенность в себе.

1. Ребенку ничего не интересно

Ни языки, ни математика, ни химия с биологией — ни один предмет не вызывает у школьника желания открыть учебники. В дневнике накапливаются «двойки», а в знаниях — пробелы. На предложение позаниматься вы слышите: «А зачем мне это нужно?» или «Я ничего не понимаю».

Как помочь:

✅ Применить знания. Поговорите с ребенком, как он может использовать школьные знания, причем не в абстрактном будущем, а прямо сейчас.

Американские психологи провели эксперимент: в течение учебного семестра после уроков просили старшеклассников написать один абзац о том, как полученные знания могут им пригодиться. Те, кто написали от 1 до 8 таких текстов, стали больше интересоваться предметами и лучше учиться.

✅ Начать с хобби. Школьник не любит или не умеет писать сочинения? Предложите написать пару абзацев на тему, которая ему искренне интересна: любимом блогере, компьютерной игре или виде спорта. Это зарядит его энергией и поможет «расписаться», а потом и обязательное задание не покажется таким уж сложным.    

Ларри Ферлаццо, известный американский преподаватель и писатель, применил этот прием с одним из учеников. Когда тот отказался писать эссе о стихийном бедствии, учитель предложил ему рассказать о любимой футбольной команде или видеоиграх. В итоге школьник так увлекся, что написал эссе на обе темы.

Важно: покажите ребенку, как учеба связана с его целями и интересами, помогите ему найти внутреннюю мотивацию. Доказано: такие стимулы в разы сильнее внешних, например, похода в кино за хорошие оценки.

2. Ребенок теряет мотивацию после неудач

Школьник «загорается» новой темой, но ошибается при первом же ответе у доски  — и теряет веру в себя. Фразы вроде «Это не мое», «У меня все равно ничего не выйдет» означают, что над уверенностью в себе еще стоит поработать. 

Как помочь:

✅ Говорить «что, если» вместо «но». Примените стратегию студии Pixar. Когда аниматор, работающий над «Историей игрушек-3», делится черновыми набросками с режиссером, тот не критикует, а говорит что-то вроде: «Мне нравятся глаза Вуди, а что, если они закатятся влево?»

Использование слов «и», «да, и», «что, если» вместо «но» — это способ корректно предложить улучшения, не демотивируя человека. Именно так работают учителя в «Алгоритме».

Лариса Николаевна Новикова
«Леша с удовольствием отвечал на уроках, а если отвечал неправильно, Светлана Анатольевна с улыбкой поправляла его так, что Леша просто старался запомнить правильный ответ. При таком подходе у него не возникало никакого дискомфорта от замечания».
Лариса Николаевна Новиковамама ученика «Алгоритма» Алексея Андрейчева (начальная школа, прошел 1-2 класс за год)

✅ Спрятать критику в сэндвич. Что такое принцип сэндвича? Критика, спрятанная между двумя комплиментами, как начинка между кусками хлеба. Этот метод поможет придерживаться оптимального соотношения похвалы и критики — от 3:1 до 5:1. 

✅ Вспомнить об успехах. Чем увереннее в себе ребенок, тем легче он переносит критику. Накануне контрольной или экзамена напомните школьнику о его успехах или интересах. Лари Ферлаццо за десять минут до важного теста просит своих учеников написать об успешном предке или обсудить их увлечения. Исследования показывают, что такая информация повышает мотивацию и активизирует мозг.

Важно: чаще делайте акцент на успехах, всегда находите, за что похвалить. Не закрывайте глаза на недочеты, но говорите о них максимально деликатно.

3. Ребенок не доводит ни одно дело до конца

Экономика? Ух ты! Физика? Дайте две! Мотивировать ребенка легко, но его внимания хватает минут на 10. Школьник не может усидеть на месте, постоянно отвлекается, а потому не справляется с задачами, которые требуют погружения.

Как помочь:

✅ Учиться интервалами. Не сидеть 1,5 часа над одной темой, а разбить ее на короткие блоки: 20 минут учиться — 10 минут активно отдыхать. Доказано, что такой способ помогает лучше усвоить и надолго запомнить информацию. А школьники, которые постоянно учатся интервально, успешнее сдают экзамены.

✅ Подстраивать график под темперамент. Занимайтесь по графику, который подходит характеру и биоритмам школьника. Недавно мы писали о техниках, которые помогают самостоятельно распределять нагрузку и управлять временем. Все это возможно при индивидуальном формате обучения.

Амина Айдын
«Я считаю, что дистанционное обучение более продуктивное. Ты можешь заниматься именно тем, что тебе важно. Мне интересно получать новые знания, поэтому я самостоятельно занимаюсь дома».
Амина Айдынученица 9 класса и GCSE в «Алгоритме»

Важно: найдите формат, комфортный именно для вашего ребенка. Один из ведущих специалистов по образованию сэр Кен Робинсон пошутил: «Если дети сидят час за часом, занимаясь примитивной канцелярской работой, стоит ли удивляться тому, что они начинают ерзать?»

4. Ребенок эмоционально выгорел

Вы спокойны за школьника: он успевает по всем предметам, готовится к поступлению, да еще и в олимпиадах успевает побеждать. И вдруг ребенок теряет интерес ко всему или даже заявляет, что бросает школу. Так проявляется выгорание: не пропустите его, чтобы вовремя принять меры.

Как помочь:

✅ Снизить нагрузку. «Нет» — дополнительным занятиям и изматывающим олимпиадам. «Да» — творчеству, хобби и новым впечатлениям. Позвольте ребенку ослабить нагрузку, чтобы вынырнуть из привычной рутины и перезагрузиться.

✅ Обратиться к психологу. Психолог поможет школьнику разобраться в эмоциях и поступках, а родителям подскажет, как выстроить общение.

Анна Ашкинази
«У меня было выгорание после того, как я совмещала российскую школу в том же объеме, как у остальных ребят, и британскую. Плюс еще олимпиады. В итоге я решила, что ухожу из «Алгоритма». Меня уговорили хотя бы сдать экзамены в конце первого года. Я сдала экзамены почти на максимальные баллы и поняла, что хочу с этим что-то сделать».
Анна Ашкиназистудентка Оксфорда и выпускница британской школы «Алгоритм»

Важно: поддержите ребенка физически и эмоционально, дайте отдохнуть и мягко направьте в нужное русло.

Сэр Кен Робинсон так описал секрет мотивации школьников: «Нельзя заставить растение расти, можно только создать условия для роста. Хорошие фермеры знают об этих условиях, а плохие — нет». Мы в «Алгоритме» знаем, как вернуть детям интерес к учебе: наших учеников всегда поддерживают преподаватели, кураторы и психолог. 

Хотите узнать больше о том, как мы выстраиваем комфортное и эффективное обучение? Свяжитесь с нами любым удобным способом.

Попасть в топ университетского рейтинга не только престижно, но и полезно: так проще найти место для стажировки, получить работу по специальности на лето. И, конечно, профессора лояльнее относятся к успешным студентам. Что поможет оказаться в числе лучших? Мы задали этот вопрос трем выпускникам «Алгоритма», каждый из которых добился отличных результатов в своем вузе.

Егор Зайцев

вуз: The University of Manchester

факультет: химии

Как бы вы потратили свой свободный год? Егор решил выучить английский: 4 и 5 класс он прошел за год, а потом уехал в Англию. Британское обучение ему так понравилось, что из учебного центра Егор перешел в школу-пансион Sedbergh School, закончил программу средней школы GCSE и вернулся в Москву только в 16 лет.

В «Алгоритме» Егор довольно скоро понял, что не станет готовиться к ЕГЭ, а сосредоточится на программе A-level. Занятия шли 3 раза в неделю по 4 часа. Новый формат учебы дался Егору легко и стал для него мостиком между школой-пансионом, где учеников постоянно контролируют, и вузом, где за посещением лекций никто не следит.

Будущей профессией Егор выбрал химию. Он подал документы в 5 британских и 3 европейских университета и получил офферы почти от всех — включая Оксфорд. Оценки на экзаменах были блестящими: А*, А, А. К сожалению, до Оксфорда не хватило совсем чуть-чуть, и Егор стал студентом другого вуза из Russell Group — Манчестерского университета.

Теперь Егор рад, что учится в Манчестере. Программа по химии здесь престижнее, чем в лондонском UCL, и акцент в ней ставится на практическую часть: уже на первом курсе лабораторные работы занимали 6 часов в неделю, а дальше их количество только увеличилось. По успеваемости Егор — один из лучших студентов своего курса. Он исследует химию полимеров, практикует английский на дебатах, а лучшим отдыхом считает настольные игры.

Егор Зайцев
«Я благодарен всем учителям которые у меня были в «Алгоритме», но особенно — Василию Земчихину, преподавателю математики. Он мотивировал меня стремиться к новым целям и настолько хорошо меня обучил, что первые полгода в вузе я приходил на лекции по математическому анализу и ничего не делал — потому что уже все это знал. В конце первого курса экзамен по «матану» я сдал одним из лучших на курсе.

Инерция от знаний, полученных в школе, немножечко тащит меня даже до сих пор. Уже, конечно, в меньшей степени, но тесты по математике благодаря Василию я все еще пишу на 90+».

Егор Зайцеввыпускник британской школы «Алгоритм», студент Манчестерского университета

Екатерина Коноплева

вуз: Delft University of Technology

факультет: аэрокосмической техники

Ответ на вопрос «Кем стать?» Катя знала с детства: ее вдохновляли ракеты и космические корабли, а из всех предметов любимым с первого же урока стала физика. Британскую среднюю школу Катя окончила на Кипре, а в старших классах перешла в «Алгоритм».

Катя успевала заниматься спортом и изучать астрономию в научном клубе МГУ, но большую часть дня уделяла физике: читала книги, регулярно повторяла пройденный материал, решала экзаменационные задачи прошлых лет. А перед экзаменами старалась не смотреть телевизор и не слушать музыку, чтобы ни на что не отвлекаться. В итоге на A-level она получила высший балл по всем предметам: А*, А*, А*.

Делфтский университет Катя выбрала за его сильные программы по инженерии и аэрокосмической технике. Учиться на первом курсе было сложнее, чем в школе: двухчасовые лекции, 45-50 часов занятий в неделю, а перед экзаменами учебные дни длились по 8-10 часов. Но и здесь Катя стала одной из лучших, по итогам экзаменов войдя в топ-30 студентов курса — и даже топ-4 по некоторым предметам.

Катя гордится проектом компрессионной панели ракеты и проектом кессона крыла, который ее команда спроектировала, собрала, протестировала, а потом написала научный отчет на 40 страниц в Latex. В будущем Катя мечтает работать в NASA или в крупной компании, производящей космическую технику. Мы даже не сомневаемся, что так оно и будет.

Екатерина Коноплева
«Мой уровень математики и базовой механики, полученный в «Алгоритме», позволил мне получить довольно высокие оценки по некоторым экзаменам. В целом фундамент, который строит A-level Further Mathematics, дает тебе автоматическое преимущество перед большинством других студентов. На первом курсе приходилось учить много новых концептов по математике, но с моим бэкграундом это было легко».
Екатерина Коноплевавыпускница британской школы «Алгоритм», студентка Delft University of Technology

Елизавета Завьялова

вуз: Maastricht University

факультет: нейронаук

«Слушайте себя и делайте то, что вам интересно», — такой совет могла бы дать школьникам Лиза Завьялова.

Несколько лет назад Лиза перешла в «Алгоритм» из обычного лицея и уже у нас узнала о британской программе. Лиза вспоминает, что тогда не слишком задумывалась о том, где хочет учиться: «Мне очень нравилась наука, и идея о том, что образование за рубежом значительно расширит круг возможностей в этой области, казалась привлекательной».

Со временем Лизу все больше интересовали нейронауки. Вот только найти университет, где их преподавали на бакалавриате, было не так-то просто. Лиза выбрала три программы в голландских университетах и получила три оффера.

Сейчас Лиза учится в Маастрихтском университете, где есть возможность много работать в лаборатории. Уже после первой сессии Лиза стала одним из лучших студентов на потоке со средним баллом 9,2 баллов из 10. Кстати, в этом же университете учится еще одна наша выпускница — Даша Шумкова. Даша — тоже наша звездочка, в год поступления она получила больше 10 предложений из лучших вузов мира. 

Елизавета Завьялова
«Я очень благодарна «Алгоритму» за уровень знаний, который хорошо подготовил меня к университету. Именно во время обучения на программе A-level я нашла максимально комфортный для себя стиль обучения, и это позволило мне полюбить науку еще больше. Хотелось бы надеяться, что и с дедлайнами я научилась получше справляться, хотя некоторые преподаватели могут со мной не согласиться 😉».
Елизавета Завьяловавыпускница британской и российской школы «Алгоритм», студентка Маастрихтского университета

Чтобы проконсультироваться или приехать в нашу школу и познакомиться, свяжитесь с нами любым удобным способом.

Факт: у современных старшеклассников недельная нагрузка на 10 часов больше, чем у взрослых. И это только уроки и домашка, а теперь добавьте репетиторов, спорт и музыкальную школу, чаты, соцсети, видеоигры… В таком графике не справиться без тайм-менеджмента, то есть умения планировать свое время и соблюдать сроки. 

Как научить ребенка тайм-менеджменту? Мы нашли несколько эффективных техник, спросили наших учеников, что работает лично для них, и получили от психолога инструкцию для родителей. Читайте до конца!

1. Найти мотивацию

Мы движемся быстрее, когда видим цель. Важно, чтобы ребенок точно знал, для чего он учится, ради чего прикладывает усилия. Например, чтобы поступить в выбранный вуз, или переехать в другую страну, или перевернуть мир своим научным открытием. Поговорите с ним об этом, помогите найти мотивацию. А если он спросит: «Да зачем мне вообще ходить в школу?» — покажите ему этот пост 😉

Леонид Лебедев
«Главное — осознать, что все, что ты изучаешь, потом может пригодиться в жизни. И сразу хочется делать больше и увеличивать свою продуктивность. Когда понимаешь, что тебе это нужно, сам садишься и делаешь. Все идет от нашей «коробки передач».

Я кайфую от того, что идет прогресс. Я вижу, как от точки А приближаюсь к точке Б».

Леонид Лебедевученик британской школы «Алгоритм»

2. Использовать техники тайм-менеджмента

Универсальной техники управления временем не существует — лучше всего сочетать несколько. Мы собрали самые эффективные из них. Предложите ребенку испробовать каждую, а потом спросите, в чем они ему помогли.

ТОП-5 ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНИК ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА

🔠 Матрица Эйзенхауэра

Разделите лист на 4 части: «Важно», «Не важно», «Срочно», «Не срочно» (другой вариант: «Хочу», «Не хочу», «Надо», «Не надо»). А теперь оцените каждое из своих дел на день и впишите в соответствующую часть листа.

Чему учит: расставлять приоритеты и определять порядок действий.

🍅 Метод помидора

Заведите таймер на 25 минут и работайте, ни на что не отвлекаясь. Таймер выключать нельзя! После сигнала сделайте пятиминутный перерыв и повторите. После каждого четвертого «помидора», то есть отрезка работы, сделайте долгий перерыв (до получаса), а затем начинайте заново. Казалось бы, при чем тут помидоры? Просто эта форма раньше была популярной среди кухонных таймеров. Кстати, таймером «Помидор» можно пользоваться онлайн.

Чему учит: концентрироваться и работать эффективнее.

🐸 Съешьте лягушку с утра

Выберите небольшую, но самую неприятную задачу и начните с нее — так вы точно выполните ее максимально быстро. В результате именно то, что вы хотели бы отложить, даст вам глубокое чувство удовлетворения и заряд энергии на весь день. Только не ешьте несколько «лягушек» подряд! Это вредно для мотивации.

Чему учит: быстро решать трудные задачи. 

🏹 Метод стрелы

Планируйте все важные дела на понедельник и вторник, а потом постепенно разгружайте расписание, чтобы ваша неделя напоминала стрелу, которая от оперения сужается к острию.

Чему учит: вовремя выполнять приоритетные задачи, создавать запас времени.

🐘 Как съесть слона?

Дробите крупные задачи на мелкие и решайте их постепенно. За большие дела всегда страшно браться, они кажутся неподъемными. Подготовиться к ЕГЭ за один присест — все равно что пытаться проглотить слона, невозможно. Но вот по частям это вполне реально. (Не то чтобы мы предлагаем есть слонов. Они слишком милые.)

Чему учит: справляться с масштабными задачами, а не откладывать их.

Елизавета Завьялова
«Лично мне учиться помогает дробление задачи на шаги. Например, мне очень трудно себя заставить приступить к задаче, если я не уверена, насколько она сложная и сколько времени займет. В таких ситуациях я стараюсь разделить задачу на простые составляющие и выполнять их шаг за шагом. Еще полезно составлять списки — мне это помогает отслеживать прогресс и понимать оставшийся объем работы».
Елизавета Завьяловавыпускница британской и российской школы «Алгоритм», студентка Маастрихтского университета

3. Установить приложение для учета времени

Чтобы оценить нагрузку и найти утечки времени, нужно записывать все дела за день и сколько минут ушло на каждое. Этот метод называется фотографией рабочего дня. Если ваш ребенок любит писать от руки, предложите ему вести дневник с графиком каждого дня, но намного удобнее делать это в специальном приложении. Например, в одном из топ-10 приложений для тайм-менеджмента по мнению Forbes.

Светлана Александровна
«У нас есть несколько уровней планирования, основные из них — это “Subject  planner” и “Weekly to do list”. 

По русской программе Эллина сдает предметы раз в полгода, поэтому каждый предмет разбивается на полугодовой объем, а дальше по неделям — так формируется “Subject  planner”. Потом собирается недельный объем по всем предметам и распределяется по дням. Туда же добавляются часы для работы по британский программе и отработка заданий по музыке и по китайскому языку — получаем “Weekly to do list”.

Как ни странно, но остается свободное время для отдыха и безделья».

Светлана Александровнамама Эллины Гросс, ученицы программы GCSE (на фото — Эллина)

4. Выбрать подходящий формат обучения

Стандартную пятидневку по 6-8 уроков трудно совмещать с подготовкой к олимпиадам, концертам или спортивным соревнованиям. Обсудите с ребенком альтернативные варианты: 

  • онлайн-обучение позволит вашему ребенку сфокусироваться на нужных предметах и пройти школьную программу быстрее — возможно, даже сэкономив год
  • гибридное (очно-заочное) обучение, которое эксперты называют самым эффективным, даст возможность выбирать удобное для учебы время и не уставать от ежедневного посещения школы

Каждому ученику нашей школы мы даем несколько программ на выбор, в том числе индивидуальный учебный план.

Валентин Цуриков
«Благодаря уйме возможностей, которые дает «Алгоритм», можно выбрать любой удобный формат учебы. Для себя я выбрал такой: дважды в неделю я весь день проводил в школе. В 10:00 у меня начинались занятия — я даже начал высыпаться, не то что раньше 😉 Обычно у нас было 6 уроков, затем перерыв, и после него у меня начинались дополнительные занятия.

На домашние задания я тратил 2-3 часа в день, а дальше посвящал себя другим делам».

Валентин Цуриковвыпускник российской школы «Алгоритм»

5. Отдыхать

Думаете, чтобы хорошо учиться, нужно проводить за учебниками как можно больше времени? А вот и нет. Даже в офисе сотрудники продуктивно работают лишь 2,5 часа в день, а у детей способность к концентрации ниже, чем у взрослых. Так что отдыхать тоже очень важно, чтобы не перегореть. Предложите ребенку заранее вписать передышки в свой график. Например, по методу «90 на 30»:

  • 90 минут заниматься делом
  • 30 минут отдыхать
  • повторять этот цикл до конца дня.

Как помочь ребенку правильно распределять силы: инструкция от психолога

Наталья Валентиновна Скачкова

«Что делает ребенка организованным? Во-первых, цель — он должен понимать, зачем ему планировать свое время, почему это важно. Во-вторых, пример и поддержка родителей.

  1. Соблюдайте режим дня всей семьей

Будет ли ребенок придерживаться графика, если увидит, что другим можно этого не делать?

  1. Следите, чтобы ребенок правильно питался и пил достаточно воды

Вода и витамины необходимы, чтобы сохранять концентрацию, быстро запоминать новое и не утомляться.

  1. Оставляйте ребенку личное пространство для общения и хобби

Важно, чтобы в жизни ребенка оставались не только полезные, но и приятные занятия.

  1. Соблюдайте принцип свободного дня

Один день в неделю должен быть свободен от учебы. Обязательно!

  1. Поощряйте ребенка (и применяйте разумные санкции)

Отмечайте достижения ребенка: не преувеличивайте их, но и не воспринимайте как данность. Иногда похвала и есть лучшая награда, после которой хочется двигаться вперед».

Наталья Валентиновна Скачковапсихолог школы «Алгоритм»

Чтобы получить личную консультацию или приехать в школу и познакомиться, свяжитесь с нами любым удобным способом.

Планируете поступать в зарубежный вуз после программы A-level — старших классов британской школы? Мы подготовили ответы на самые важные вопросы. Из статьи вы узнаете, какие университеты принимают выпускников A-level, как выбрать перспективный вуз, какие документы понадобятся и сколько времени займет подготовка.

В какие вузы/страны можно поступить после программы A-level?

Сертификат A-level принимают примерно в тысяче университетов по всему миру, включая топовые вузы Великобритании, США, Канады, Европы, Азии. Наши выпускники учатся в The University of Oxford, University College London, The University of Manchester, Queen Mary University of London, Delft University of Technology, Maastricht University и многих других. 

Как выбрать вуз?

Начните с изучения двух мировых рейтингов университетов: Times Higher Education и QS (подробнее о том, на что обращать внимание в этом рейтинге — в нашем материале). Они учитывают качество преподавания, репутацию вуза среди работодателей, успеваемость студентов и десятки других факторов.

Советуем обращать внимание на рейтинг не только вуза, но и предметов, которые вас интересуют. Университет может не входить в топ-10, зато по уровню преподавания математики быть одним из лучших в мире.

Также важно узнать о доступных стипендиях и карьерных перспективах: предлагают ли выпускникам стажировки, проводят ли ярмарки вакансий, есть ли государственные программы для иностранцев.

Кроме официальной информации, пригодятся и отзывы студентов о преподавателях, кампусах, атмосфере в вузе. 

Когда нужно начать готовиться к поступлению в зарубежный вуз?

Лучше всего начать подготовку с программы GCSE — британского эквивалента 8-9 классов российской школы. На ней ученик адаптируется к зарубежной системе обучения и постепенно определяется со специализацией. 

Дальше, на программе выпускных классов A-level, каждый школьник изучает только те предметы, которые нужны ему для поступления на выбранную специальность (обычно это 3 дисциплины). А еще — получает знания и навыки, необходимые для учебы за рубежом: от свободного академического английского до умения вести дебаты.

В конце каждого учебного года выпускники сдают письменные экзамены по всем предметам. После первого года они получают сертификат AS-level, после второго — A-level. Приемные комиссии вузов учитывают результаты и первого, и второго года обучения.

Какие документы понадобятся для поступления в вуз?

Для поступления нужны:

  • Сертификат A-level или документ с прогнозом оценок по профильным предметам
  • Заявка на поступление в виде заполненной анкеты (ее можно найти на сайте вуза или в единой системе подачи заявок страны, как UCAS в Великобритании)
  • Мотивационное письмо
  • Рекомендательное письмо
  • Портфолио (для творческих специальностей)
  • Подтверждение достижений: например, грамоты и другие награды (этот пункт не обязателен)
  • Документы для стипендии или гранта (если абитуриент на них претендует)
  • Финансовые гарантии: например, выписка с банковского счета или письмо от спонсора

Финальный список документов лучше уточнять, так как требования вузов могут отличаться.

О чем писать в мотивационном и рекомендательном письмах?

В мотивационном письме выпускник рассказывает о себе сам, а в рекомендательном о нем пишет преподаватель. Но цель этих эссе одна: на конкретных примерах показать сильные стороны абитуриента и убедить приемную комиссию, что он достоин учиться в университете.

Объем каждого документа — не более 2 страниц. Важно, чтобы содержание писем не повторялось, а дополняло друг друга. 

Мотивационное письмо

Выпускник рассказывает о своих достижениях и целях

Рекомендательное письмо

Преподаватель оценивает способности и перспективы абитуриента

  • успехи в выбранной сфере (например, победы в олимпиадах)
  • карьерные цели
  • сильные качества
  • увлечения
  • причины, по которым интересует именно этот вуз и программа
  • успехи по профильным предметам
  • мотивированность
  • soft skills
  • достижения
  • личные качества, которые помогут в выбранной специальности

Во сколько вузов одновременно можно подавать документы?

Поступая в Великобританию, можно подать документы максимум в 5 университетов или на 5 программ (в одном или нескольких вузах). 

В других странах выбор может быть намного шире. Например, в США, Нидерландах и Канаде вы можете поступать в неограниченное количество вузов (но при этом в канадской провинции Онтарио в каждом вузе можно выбрать не более 3 специальностей).

Когда и как отправлять документы?

Сроки зависят от страны и выбранного университета. Так, большинство британских вузов принимают документы в определенные даты. В этом году дедлайн был 29 января, но вузы продолжают принимать заявки от иностранных абитуриентов до конца учебного года. А некоторые швейцарские университеты принимают заявки в течение всего года.

Чаще всего документы подают в электронном виде. Это можно сделать двумя способами: на сайте вуза или через единую онлайн-систему, которая охватывает все университеты в одной стране (например, UCAS в Великобритании или Common Application в США). Очень редко вузы просят отправить документы обычной почтой.

Когда ждать ответ от вуза?

Заявку могут рассматривать от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от сроков подачи, университета и факультета. Например, в 2021 году в Великобритании действуют такие сроки: до 20 мая ответ придет тем, кто отправил заявку до 29 января; до 13 июля — тем, кто подал документы до 30 июня; и, наконец, до 20 октября — всем остальным.

Как узнать о результатах поступления?

Абитуриент получает на электронную почту ответы от университетов, в которые отправлял документы. Положительные решения, то есть офферы, бывают двух видов:

  • unconditional offer: поступающий получает место в вузе;
  • conditional offer: для зачисления нужно выполнить условия (сдать экзамены на определенные оценки, пройти интервью или выслать недостающие документы).  

Наши ученики получают офферы каждый год. Благодаря сильной программе подготовки в 2020 году все выпускники британской программы «Алгоритма» поступили именно в те вузы, в которые стремились, включая UCL и The University of Manchester.

Что делать дальше?

Стоит ответить на все полученные приглашения — поблагодарить и принять их или вежливо отказаться от поступления:

  • firm acceptance: ответ университету первого выбора — тому, в который абитуриент стремится больше всего;
  • insurance acceptance: ответ «резервному» вузу — в случае, если поступающий не попадет в университет первого выбора;
  • decline: отклонение предложения.

Как быстро разобраться во всех нюансах поступления?

Обратиться к нам, в школу «Алгоритм». Мы не только готовим учеников по британским программам, но и консультируем на всех этапах подготовки — от выбора вуза до написания мотивационного и рекомендательного писем.

Планируете поступать в зарубежный вуз? Свяжитесь с нами любым удобным способом — и мы с радостью ответим на все вопросы об учебе и поступлении.

Отмена второй волны зачисления, «зашифрованные» конкурсные списки и только один обязательный экзамен — и это еще не все новости ЕГЭ-2021. Мы разобрались в нюансах вступительной кампании и подготовили ответы на актуальные вопросы.

1. Как будут организованы экзамены?

Процедура останется прежней. Но маски, санитайзеры и социальная дистанция будут обязательны. 

2. Когда пройдет ЕГЭ?

Расписание ЕГЭ-2021:

Итоговое сочинение (или изложение) выпускники напишут в середине апреля.

Основная сессия ЕГЭ — с 31 мая по 2 июля.

Дополнительная сессия ЕГЭ — с 12 по 17 июля.

Досрочную сдачу ЕГЭ в 2021 году отменили.

3. Какие предметы нужно сдавать?

Базовой математики в 2021 году на ЕГЭ не будет — так заявил глава Минпросвещения России Сергей Кравцов. Тем, кто не планирует в этом году поступать в вузы, предстоят два ГВЭ (государственных выпускных экзамена): русский язык и математика. Все остальные будут сдавать ЕГЭ только по одному обязательному экзамену — русскому языку. 

☝️ Обратите внимание: эта информация подтверждена на сайте Министерства образования, однако до выхода приказа она является предварительной. Мы будем сообщать вам об обновлениях. 

Другие предметы ЕГЭ выпускники будут сдавать по выбору. Количество дисциплин, необходимых для поступления, не изменится: 3 или 4 в зависимости от специальности.

Раньше для каждого направления был строгий набор предметов ЕГЭ: допустим, биология, русский и химия. С 2021 года вузы получили право предлагать альтернативу, и список может стать более гибким: например, биология, русский и химия ИЛИ математика.

Абитуриенты смогут узнать на сайте вуза список обязательных и альтернативных предметов для поступления и подать результаты тех ЕГЭ, по которым получат больше баллов.

4. Во сколько вузов и на сколько специальностей можно подавать документы?

Документы по-прежнему можно подать не более чем в 5 вузов. Зато максимальное количество специальностей увеличилось до 10-ти.

Еще одно важное изменение: раньше на каждую специальность нужно было поступать отдельно, а сейчас вузы имеют право сделать общий конкурс для смежных направлений. Например, история и философия, прикладная информатика и информационные технологии. В этом случае абитуриент сможет выбрать специализацию после поступления.

5. Как подавать документы?

В 2021 году документы можно будет подать как очно, так и онлайн. Подробности лучше уточнять на сайте выбранного университета.

6. Когда подавать документы?

Вузы должны начать принимать документы до 20 июня. Те, кто поступают по результатам ДВИ (дополнительных вступительных испытаний) или других экзаменов, проводимых вузом, должны подать документы до 20 июля. А те, кто поступают только по баллам ЕГЭ, — до 25 июля.

7. Как узнать результаты?

Конкурсные списки опубликуют на сайтах вузов 27 июля. Они будут выглядеть не так, как раньше:

  • вместо фамилий укажут страховые номера (СНИЛС) или номера, которые вузы присвоят абитуриентам;
  • в них больше не будет информации о тех, кто уже подал оригиналы документов;
  • списки обязаны обновлять не 1, а 5 раз в день.

До 3 августа те, кто поступают по результатам ЕГЭ, должны будут подать заявление на зачисление в университет. Результаты станут известны 5 августа. В какой форме это произойдет, еще до конца не ясно: согласно новым правилам, вузы не обязаны публиковать на сайтах приказы о зачислении.

8. А второй шанс поступить будет?

Самое главное: вторую волну зачисления в 2021 году отменили. Напомним, раньше в первую волну заполняли 80 процентов бюджетных мест, а во вторую — 20. Сейчас вузы будут обязаны сразу зачислять всех, кто прошел конкурс. Если останутся бюджетные места, университеты смогут провести дополнительные наборы осенью. Но в топовых вузах такая вероятность очень низкая.

9. Как выбрать вуз?

Советуем изучить отзывы студентов и рейтинги университетов — например, рейтинг Forbes. Издание учитывает множество критериев: качество преподавания и международную деятельность университета, необходимый уровень ЕГЭ для поступления, востребованность выпускников у работодателей, присутствие вуза в ведущих зарубежных рейтингах.

Топ-5 российских вузов 2020 года по версии Forbes:

  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)
  • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (Москва)
  • Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (Московская область)
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Свердловская область)
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва)

10. Что учесть при подготовке?

Наша рекомендация: решать как можно больше заданий ЕГЭ за прошлые годы. А если нужно подтянуть конкретные предметы — обращаться к специалистам. Мы в «Алгоритме» предлагаем подготовку к ЕГЭ по всем дисциплинам в любом удобном формате: в группе или индивидуально, очно или онлайн.

Наши опытные преподаватели — эксперты по ЕГЭ, которые знают все подводные камни заданий. Они подберут программу под задачи выпускника и будут регулярно мониторить прогресс в знаниях.

Свяжитесь с нами любым удобным способом, и мы ответим на все вопросы! А еще обещаем внимательно следить за изменениями в правилах ЕГЭ и делиться актуальными новостями.