There is no translation available.

Евгений Павлович Мошкин

Преподаватель математики РБШ Алгоритм

Вам не освоить математику? Уверены? Преподаватель Евгений Павлович Мошкин как истинный математик доказал нам, почему быть такого не может и как сделать вас фанатом этой науки. В интервью мы также поговорили о силе онлайн-обучения в школе «Алгоритм», о том, как пластилин помогает освоить геометрию, и почему главное в обучении — понимание, а не зубрежка.

Бонус: фильмы и YouTube-каналы, чтобы навсегда влюбиться в математику

Я учился в МГУ, закончил химфак, потому что в школе любил химию. У меня была классная учительница, она научила меня думать, мыслить. Я ей очень благодарен. А в университете мне еще показали красоту математического анализа. Я осознал, что математика — это мощно. И дипломную работу писал уже по направлению физической химии, сегнетоэлектрики. Это была полностью расчетная работа, я ничего руками не делал. Было здорово, я получал удовольствие от процесса вычислений. В итоге по окончании университета я выбрал профессию учителя математики, так как люблю эту науку и люблю преподавать, доносить смыслы — можно сказать, для меня звезды сошлись в этой специальности ;)

Работа в школе «Алгоритм» привлекла меня:

  • маленькими классами и небольшим количеством часов занятий

Это серьезный плюс — дети меньше устают, они не так измождены программой. А потому они легче улавливают материал, с ними проще общаться, объяснять. Мне как педагогу очень нравятся сокращенные программы, экстернат. 

  • контингентом учеников

Дети в «Алгоритме» — очень интересные личности: актеры, спортсмены. С ними всегда есть, что обсудить.

Сейчас в школе стало уделяться много внимания онлайну, студийным записям уроков. Очень современно. У нас есть специалист, который развивает это направление. Появляется много классных вебинаров, онлайн-уроков в студиях Jalinga с таким техническим оснащением, которое едва ли есть у других школ. А еще важнее, что мы правильно используем эту технику, на всю мощь, инновационно, с пользой для детей.

Математику преподаю и онлайн, и очно:

  • очно обучать удобнее, привычнее, очный контакт — один из самых продуктивных, на мой взгляд;
  • онлайн обучение дает нам всем экономию времени, удобство работать из любой точки мира. А сложные темы можно объяснить на дополнительном вебинаре, тогда у ребят все укладывается в голове.

Вообще для уроков есть стандартная схема, не я ее придумал: актуализация знаний → прохождение новой информации → отработка новой информации → завершение урока, рефлексия. Внутри этой схемы я часто импровизирую. Потому что, возможно, я-то наметил пойти по схеме и пройти новую тему, а ребята не поняли фундаментальную концепцию, без которой новой темы не освоить. Нет никакого смысла идти дальше, поэтому возвращаемся и закрепляем.

Часто на уроках я рассказываю факты о математике, астрофизике, Вселенной. Потому что математика есть отражение красоты мира. Та же самая гипотеза Пуанкаре, которая долгое время оставалась без ответа, а потом наш российский ученый Григорий Яковлевич Перельман ее доказал. Теперь она стала теоремой Пуанкаре-Перельмана. То есть буквально 10 лет назад была доказана теорема тысячелетия, которая объясняет устройство Вселенной. Разве не захватывающе?

Я не верю в то, что есть люди с гуманитарным или техническим складом ума. Наше сознание границ не имеет. И если математика ребенку не дается, значит, у него где-то было пропущено фундаментальное ядро знания, потерялось звено в понимании. И задача учителя — вычислить это звено и объяснить его так, чтобы учащийся понял. Именно понял, как это работает, а не просто запомнил формулу.

Впечатление, что математика не дается, появляется, когда таких звеньев пропущено много, да еще и давно. Вот и приходится пробираться к первому звену. Это процесс долгий, но он того стоит. Уверен, что каждый человек способен понять математику и любую науку вообще.

Ребятам сложнее всего дается тригонометрия. Она не совсем интуитивна, там очень много формул. И классический подход заставляет их заучить. Это не совсем верно. Если понять, как они выводятся друг через друга, то их учить не нужно. Достаточно понять алгоритм. А если зубрить — то все забудется сразу после контрольной.

Нелегко дается школьникам и геометрия. Хотя это совершенно особенная область математики, сродни игре. Я ее очень люблю. Если в алгебре ты можешь применить алгоритм и, даже не совсем понимая как это работает, придешь к правильному решению. С геометрией этот номер не пройдет. Можно знать все теоремы для решения, а все равно не сложить эту головоломку.

При изучении стереометрии (геометрии в объеме) я приношу пластилин и спички. И мы на уроках строим фигуры. На плоскости неясно что и как работает. А на фигурах проще объяснить школьникам. Так что формируем пространственное воображение.

Кстати, знаете, как появилась геометрия, зачем она была нужна в древнее время? Оказывается — не только для строительства. Я рассказываю школьникам, что во времена, когда не было Instagram, геометрия была развлечением. Собирались ученые мужи в тогах и решали геометрические задачи. Было весело.

Это и сейчас круто — порешать геометрические задачи. Важно только взять уровень чуть сложнее своего, поразмыслить и сложить этот пазл. Процесс решения — чистое творчество, он отлично прокачивает креативную сторону мышления.

Подготовке к ОГЭ и ЕГЭ на уроках уделяем довольно много времени. Хотя я не разделяю, что есть математика фундаментальная, а есть — ОГЭ и ЕГЭ. Мы сначала проходим концепцию, понимаем, почему это решается так, а не иначе. Смотрим на конкретных примерах. А когда мы разобрались, смотрим, как эта концепция или формула поможет нам на экзаменах.

Я больше всего люблю, когда человек понимает. Не заучил, а именно понял. Это очень приятное и понятное мне чувство. Особенно, если выдалась сложная тема, вы вместе бьетесь, бьетесь, и вдруг кого-то из класса озаряет. Когда ученики поняли, это стало их, навеки, у них образовался новый нейронный маршрут, они уже не смогут это забыть. Потому что с пониманием при необходимости можно вывести любую формулу.

Люблю работать с детьми, пошутить с ними, посмеяться. У меня на уроках царит, скорее, расслабленная атмосфера. Кстати, она не мешает результатам — в моих классах они высокие. Я думаю, что она даже наоборот, помогает: расслабленный человек не боится ошибаться, думать, высказывать предположения.

Я горжусь поступлениями своих учеников в топовые вузы: МГУ, Вышку.

Еще горжусь Кристиной, девочкой, которая до 10 класса была уверена, что она гуманитарий. А в 10 классе, когда училась у меня, решила пойти получать естественнонаучное образование. Насколько я знаю, она сейчас учится в Бауманке, у нее все получилось. Это я с гордостью вспоминаю ;)

Чтобы влюбиться в математику, есть прекрасные просветительские YouTube-каналы: Алексей Савватеев, Артур Шарифов, Дмитрий Побединский. Рассказывают классные современные вещи о прошлом и настоящем математики. Если хочется художественных фильмов, посмотрите «Одаренную» про девочку с математическим способностями, ну или классику — фильм «Умница Уилл Хантинг». Почитать рекомендую «Что такое математика?» Р. Куранта и Г. Роббинса. Пожалуй, это лучшая книга о математике, она начинается с основ, но приходит на серьезный уровень и помогает понять, чем живет математика сейчас.

Я сам люблю смотреть популяризаторов, читаю книжки околоматематические, углубляю знание математики. Могу порешать олимпиадные сборники или открыть том Зорича «Математический анализ». Но, в принципе, практики с детьми хватает. Школьная математика становится безгранично понятной, и это здорово.

Как учитель ты должен понимать предмет в 50 раз шире учеников, чтобы видеть взаимосвязи и донести их до ребят.

В свободное от работы (и проверки заданий) время у меня масса увлечений. Люблю путешествовать, хожу в походы в горы, занимаюсь музыкой: играю на барабанах, на гитаре — в студенчестве играл в рок-группе. Больше всего люблю ударные. Люблю спорт, занимаюсь ежедневно, играю в шахматы, у меня первый разряд с детства. Иногда и с учениками можем сыграть. Вообще люблю жить. Классное времяпрепровождение ;)