There is no translation available.

Джеффри Локшин

Преподаватель экономики, математики, физики A-level, кандидат технических наук

Какие фильмы смотрят ученики нашей британской школы в качестве домашнего задания по экономике, как сенсорные перчатки помогают постичь физику, в чем секрет Ани Ашкинази, поступившей из «Алгоритма» в Оксфорд? Обо всем этом нам рассказал Джеффри Локшин, замечательный преподаватель экономики, математики, физики на A-level. А еще мы обсудили, откуда такой конкурс в британские вузы и можно ли «обмануть систему».
Спойлер: узнаете о том, как авоська связана с командной экономикой и какой уровень у Джеффри в “Clash of Clans” ;)

Первое высшее образование я получил в Московской академии тонкой химической технологии (сейчас — МИРЭА), там же получил степень кандидата технических наук. Но затем я дополнительно получил Diploma for graduates in Economics и Master of research in education от Университета Лондона (University of London). Я начал преподавать в аспирантуре, и с тех пор я преподаю.

Сначала, в школе, меня больше интересовала химия, но уже в институте я перешел на химическую технологию, что ближе к математической физике, чем к, собственно, химии. С экономикой я познакомился в НИУ ВШЭ, где я работал около 10 лет (там я преподавал математику). И только годы спустя, после того, как я изучил экономику и получил соответствующую бумажку, я начал понимать значение и важность экономики как прикладной социальной науки.

Иногда важные решения в жизни определяются случайными деталями. Когда нужно было выбирать основное место работы, условия оплаты и работы в разных предложениях были заманчивыми, но что мне особенно понравилось в «Алгоритме» — это атмосфера и оформление классов. Каждый учебный класс в «Алгоритме» имеет название предмета. Это, пожалуй, даже обыденно — в обычной школе классы тоже называются кабинетами физики, химии, литературы и т.д.

Но в «Алгоритме» даже крючки для вещей на стене соответствовали предмету. Я тогда понял: чтобы потратить время, искать и подбирать, например, крючки в виде животных в кабинет биологии, эти люди должны реально любить свою работу и свое дело. Такое отношение к школе не измеряется деньгами, и я бы сказал что это — однозначное преимущество «Алгоритма».

Я работаю практически с самого запуска британской школы и, в первую очередь, вижу, что число студентов в классе увеличивается, администрация стабильна и также увеличивается, чтобы обслуживать возросшее число студентов, и что в основном работают одни и те же преподаватели. Это означает, что идет накопление опыта и совершенствование школы. Школа — не стены, а люди.

В начале моих уроков обычно 5-минутная летучка. Потом бывают разные форматы. В основном это лекции со слайдами и попутным обсуждением, часто по пятницам студенты группами пишут ответы на экзаменационные задания прошлых лет.

Иногда я задаю на дом посмотреть видео или поискать в интернете информацию о некотором событии — в таком случае занятие начинается с совместного общения студентов, они делятся друг с другом тем, что они узнали. Например:

  • по экономике студенты на первом году обучения смотрели видео о экономическом становлении Южной Кореи, историческую программу BBC об экономике и политике в Германии после Первой мировой войны и причинах гиперинфляции в Веймарской республике, лекцию об экономическом кризисе в США в 1837 году.
  • по физике, кроме обычных задач, я задаю не видео смотреть, а пытаться ответить на разные вопросы, например в разделе астрофизики — почему есть звезды красные, оранжевые, желтые и голубые, но зеленых нет ни одной? Или, в разделе электромагнетизма — что особенного в тех перчатках, которые позволяют использовать сенсорный экран зимой?
  • по математике сложнее задавать подобные вопросы, не скатываясь в олимпиадные задачи, но тем не менее студенты второго года обучения по статистике таки познакомились с Теоремой о конце света (Doomsday argument), когда обсуждали непрерывные случайные величины с неизвестными параметрами.

Все, что мы делаем в классе или в домашнем задании, — строго по программе. Просто в программе написаны темы вроде «Факторы, влияющие на курс обмена валюты» или «Значимость размера дефицита бюджета и государственного долга», а про Текиловый кризис и обвал песо в Мексике в 1994 году — не написано.

Я однажды задал вопрос студентам: «Откуда в русском языке слово “авоська”?». Некоторые удивились: при чем здесь экономика? А при том, что есть тема «Свободный рынок, смешанные и командные экономики». Командная система неизменно приводит к дефициту товаров (поэтому в СССР авоську брали с собой на прогулку, чтобы купить товар, который вдруг «выбросят» на полки магазинов, то есть «на авось»), в то время как свободный рынок дефициты устраняет очень быстро.

Что касается атмосферы на моих уроках, возможно, есть отличие между тем как я ее вижу, и как студенты ее ощущают. Я всегда приветствую вопросы, исправления и возражения, но, понимаю, что многие студенты могут стесняться, или считать что они что-то не так поняли, или что это они сами ошиблись, а не я.

Сложно ли детям изучать математику, физику, экономику на английском? Некоторым — очень сложно. Если есть проблемы с языком, студент не может более-менее свободно или хотя бы бегло говорить по-английски, то нужно быть готовым к аду. Если же студент уже говорит хорошо, то особых проблем с перестройкой именно в плане языка я не вижу.

В Оксфорде, Кембридже, Стэнфорде и других лучших вузах мира за годы преподавания отучилось достаточно много моих выпускников.

Правда, те в основном ехали на программы магистратуры или PhD, а не бакалавриата, как ребята из «Алгоритма».

Анна и Семен, поступившие после «Алгоритма» в Оксфорд, как и другие подобные студенты, — умные, целеустремленные, самостоятельные люди. Анна была более самокритичной, даже, может быть, слишком самокритичной, в то время как Семен был более самоуверенным. Анна, несмотря на всю свою неуверенность и требовательность к себе, в итоге была признана лучшей в мире по экономике по всей международной программе Edexcel за ее год выпуска, среди десятков тысяч человек. Это очень много говорит о ней, и не так много — обо мне. Я думаю, что они бы и без меня справились бы, разве что пришлось бы больше усилий приложить. Вместо меня можно было бы поставить у доски метлу или клюшку для гольфа :) — они все равно прекрасно бы учились и все равно добились бы прекрасных результатов. Конечно, хотелось бы думать, что я помог им в чем-то, но, скорее всего, я могу больше помочь более слабым студентам.

Успех Анна Ашкинази (она показала по экономике лучший результат в мире и поступила в Оксфорд) повторить крайне сложно, нет никаких секретных ингредиентов, рецептов или магических заклинаний. Во всяком случае, действенных. Анна всегда была крайне щепетильной к деталям, детально изучала материал и копала действительно глубоко. Лучше у нее спросить, как именно это ей удалось. Я могу только предположить, но она просто скажет: занималась усердно, прорабатывала экзамены прошлых лет. В ответах пыталась показать широту кругозора, включая туда различные кейсы из истории экономики разных стран, которые мы изучали в классе. Все.

В российской школьной программе экономика встречается редко. Обычно ее изучают уже в вузе. В то время как современным школьникам экономика помогает лучше понимать, что происходит вокруг. Инфляция, безработица касаются всех, но важно также понимать происходящие процессы и критически оценивать действия (или бездействие) политиков. Я не уверен, что предмет «Экономика» кому-то поможет стать успешным бизнесменом, но, во всяком случае, заставит по-новому смотреть на свои решения в жизни. Студенты, я надеюсь, будут лучше понимать ,почему другие люди, фирмы, рынки, правительства ведут себя так, как ведут. Возможно, они смогут лучше отреагировать при изменении обстоятельств. С другой стороны (а в экономике всегда есть другая сторона), неоднократно отмечалось падение альтруизма и возрастание жадности в поведении изучивших экономику.

Как отдыхаю от работы? У меня не так много свободного времени. С увеличением числа студентов увеличиваются и другие вещи, например объем домашнего задания, который надо проверить. Потом, как говорится, «семья, дети». Но для знающих людей скажу, что в CoC у меня макс TH13 (“Clash of Clans” — стратегическая компьютерная игра, прим. редактора).

Будущим ученикам нашей британской школы рекомендую быть готовыми к тому, что успешно учиться и справляться с программой обучения на иностранном языке — кровь и пот, а не прогулка в парке. Особенно, если решите совмещать две учебные программы. Британская программа — крайне требовательная, призванная дать возможность отобрать со всего мира лучших абитуриентов лучшим университетам Великобритании (вторая по популярности страна для иностранных студентов, после США).

В России иногда родители (да и дети) недооценивают конкуренцию при поступлении в британские вузы. Бывает так, что родители и их дети смотрят вокруг — не так много людей на британских программах, не так много людей могут себе позволить даже задумываться о высшем образовании в Великобритании, стало быть, конкуренция не такая высокая. Ничего подобного! Это здесь, в Москве, не так много. Но если добавить саму Англию, Китай, Европу, Пакистан, Индию, Эмираты и прочие страны Африки — становится понятно, что конкуренция просто сумасшедшая.

Чтобы успешно учиться (где «успешно» означает больше, чем не получить двойку), — нужно будет очень много времени уделить учебе, забыть про многие увлечения. На этих программах реально учат, реально учатся, и никаких механизмов обойти или обмануть эту систему нет.