Милютинский пер., дом 18, стр. 2
м. «Тургеневская»

 
Школа «Алгоритм»

Полина Леонидовна Микурова

Преподаватель русского языка и литературы

О том, как становятся преподавателями русского языка и литературы, что выгодно отличает «Алгоритм» от других школ и как «прокачать» грамотность за приятным занятием, — мы поговорили с Полиной Леонидовной Микуровой, нашим преподавателем русского языка и литературы.


Бонус: импровизировать ли на уроках или только готовиться к ЕГЭ?
Я училась в двух столичных вузах: Московском государственном гуманитарном университете им. М. А. Шолохова и Институте журналистики и литературного творчества. С детства я очень любила читать, в процессе чтения могла практически забыться и потерять счет времени, литература была и по сей день остается моей страстью.

С русским языком все оказалось еще проще — у меня врожденная грамотность, я просто не представляю, как «в течение» можно написать слитно или в слове «интеллект» сделать какую-либо ошибку. Собственно, любые ошибки всегда резали мне слух и сводили с ума, я мысленно объясняла допустившему ошибку, в чем она заключается, объясняла, как мне кажется, доступно.

Ну и плюс к сказанному — у меня было совершенно феерическое непонимание предметов математического цикла, как сейчас выражается молодежь, от слова «совсем». Так что путь мне был только один — филологический факультет. При этом меня всегда интересовали технологии создания и подачи материала, редакторские возможности.

Для овладения этими навыками я училась на журфаке и много лет проработала в журналистике.
В «Алгоритм» я попала по счастливой случайности. Хотела вернуться в педагогику, больше заниматься литературой, русским языком. Случайно увидела объявление о поиске сотрудников на позицию преподавателя русского языка. Да, были и другие возможности трудоустройства, но «Алгоритм» привлек и до сих пор привлекает меня отличной методической базой, высокопрофессиональным коллективом и верным, уважительным отношением к ученику, при котором только и может быть достигнут желаемый результат.

Так сложилось, что большинство моих учеников — старшеклассники. Вероятно, это связано с литературой, потому что программа старших классов мне самой интереснее. В первую очередь, это прекрасная и многоаспектная русская литература XX века.

«
Я провожу занятия и очно, и онлайн. Разумеется, у каждого урока должна быть схема, план: ход урока, его составные части заранее рассчитываются. Сейчас подготовка по предметам идет в формате ЕГЭ — необходимо соблюдать четкую структуру выполняемых работ, знания тоже должны быть структурированы.

»
Импровизировать, особенно на уроках литературы, приходится довольно часто.

Это связано с вопросами самих ребят как по изучаемой теме, так и по литературно-культурному процессу в целом. И в русском языке импровизация всегда возможна, даже необходима. Если ученику что-то непонятно, приходится применять иной способ объяснения, обращаться к истории языка, к этимологии и словообразованию. Эти разделы предмета выручают преподавателя очень часто.

На мой взгляд, самая сложная тема в русском языке — это спряжение:
Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Как я работаю с этим? Начинаю с азов: с объяснения, что такое причастие или почему и суффиксы причастия, и окончания глаголов определяются одинаково. Ну и дальнейшая работа ведется согласно выражению «повторение — мать учения». Объясняю материал до тех пор, пока ученик не начинает его озвучивать моими же словами.

«
Чтобы развивать русский язык с точки зрения лексики и грамматики — рекомендую школьникам банальный, но действенный способ — читать, читать и еще раз читать. Особенно русскую литературу XIX и XX веков.

»
3 момента, от которых я получаю радость в работе — это:

  • успехи учеников, у которых не все получалось;
  • делаю то, что люблю;
  • делаю то, что умею.

Работа должна не только нравиться, но и быть очевидно полезной, нужной, значимой в обществе. Профессия педагога такова. Так что я в своем выборе не ошиблась.

В свободное от работы (и проверки работ) время я занимаюсь историей культуры, литературой, самообразованием, кулинарией, всем, что связано с Санкт-Петербургом, пешими прогулками по столице.

Мой совет всем будущим ученикам «Алгоритма»: учитесь учиться — эта наука будет вам нужна в течение всей жизни. Любая учеба сначала — это учеба через не хочу. Но как только вы пройдете этот барьер, пересилив собственную лень, все сразу станет намного проще.