There is no translation available.

Анна Валерьевна Кучеренко

Учитель русского языка школы «Алгоритм»

Русский язык — третий по сложности в мире (он даже китайский обогнал). Как же ученики «Алгоритма» сдают ЕГЭ по русскому на 100 баллов? Залог успеха — наши педагоги ❤️ Анна Валерьевна Кучеренко работает с 9-11 классами и знает, как подготовить к экзаменам и уставших спортсменов, и тех, кто собрался на журфак МГУ. В интервью Анна Валерьевна рассказала, как идет обучение русскому онлайн, кто у нас обучается на программе 10-11 класс за год и как распределить время при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

.

Спойлер: Анна Валерьевна знает историю своей семьи до 1860-х годов. А вы?

В профессию я пришла по совету моего учителя русского языка и литературы и еще ни разу об этом не пожалела. Я окончила Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина по специальности «Филология» с правом преподавания русского языка и литературы. А сразу после окончания университета поступила в аспирантуру по специальности «Литература народов стран зарубежья».

Моя диссертация была по творчеству Артура Конан Дойла: меня интересовали его исторические романы.

Я с детства любила играть в школу: мучила младшую сестру 😄 (сестра, Ольга Валерьевна Кучеренко, также преподает у нас русский язык и литературу — прим. «Алгоритм»). И методика меня всегда интересовала: как сделать так, чтобы было понятно или чтобы дети запомнили. У нас дома было методическое пособие для воспитателей детского сада, я эту книгу перечитывала часто, она меня завораживала. 

Меня пригласили на собеседование в «Алгоритм». Я пришла, заполнила анкету, решила вариант ЕГЭ, а через некоторое время мне предложили группу по подготовке к ЕГЭ. Это было 5 лет назад. Так и работаю с тех пор. 

«Алгоритм» меня привлекает своим свободолюбием, гибким подходом ко всему. Учителя нельзя загнать в узкие рамки, если вы хотите, чтобы он был интересен детям и самому себе. В «Алгоритме» преподавание может быть творчеством. Для меня это самое важное в профессии, хоть это и нелегко и даже страшно иногда. 

Я работаю в выпускных классах (9, 10, 11). Самая любимая программа — 10-11, когда ученики за 1 год проходят 2. У нас все ребята необычные, но на этой программе встречаются просто потрясающие дети. Представляете, они только ОГЭ сдали, а в следующем году их ждет итоговое сочинение и ЕГЭ. Настоящие смельчаки! 🤩 Помню свой первый выпуск «10-11» в «Алгоритме»: 15 человек сдали русский на 90+! И после экзамена мы с ними общались, обсуждали уроки, мои методические приемы. Они рассказывали, что особенно сработало, — мне было очень интересно получить такой фидбэк. До сих пор храню эту переписку с ними. Скучаю.  

Самая любимая программа — 10-11, когда ученики за 1 год проходят 2. У нас все ребята необычные, а тут встречаются просто потрясающие дети. Представляете, они только ОГЭ сдали, а в следующем году их ждет итоговое сочинение и ЕГЭ. Смельчаки!

В 2020 году моя ученица Ника Беляева набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Наверное, самое важное для учителя и ученика — найти друг друга и обязательно друг другу довериться, научиться слушать и слышать, как в любых человеческих отношениях. Мне порой встречаются очень самоуверенные ребята: такие редко получают 100 баллов, бывает, что и до 80 не дотягивают, потому что они не готовы слышать учителя. А все мои «стобалльники» — в меру сомневающиеся, здравомыслящие такие ребята. Они всегда считали, что им есть чему у меня поучиться. Надеюсь, я их не разочаровала 🙂 Ника, кстати сказать, училась по программе 10-11.

Для подготовки к экзаменам нужен учитель. Хотя сама я, например, всегда готовилась к экзаменам самостоятельно. Но помню то чувство, когда нужен быстрый ответ на вопрос или такое объяснение, которое все по полочкам в голове разложит, а учителя рядом не было. Пока сам дойдешь до сути — драгоценное время потеряно, появляется чувство неуверенности: правильно ли я понимаю, хорошо ли готова. Так что да, учитель нужен. И добавлю: если это ваш учитель, общение с ним эмоционально обогащает (то же происходит и с учителями, когда они находят своего ученика). И все получается. 

Что делать школьникам, у которых совсем «не идет» русский язык? Так часто бывает, когда ученик сопротивляется, поэтому главный совет — практиковать смирение. Не всегда в жизни приходится делать то, что «идет» или нравится, да и без препятствий было бы неинтересно. 

В 2020 году моя ученица Ника Беляева набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Все мои «стобалльники» — в меру сомневающиеся, здравомыслящие такие ребята. Они всегда считали, что им есть чему у меня поучиться.

Сколько времени изучать программу, а сколько — тренироваться перед ОГЭ / ЕГЭ? Думаю, что в каждом предмете по-разному. Русский язык в этом смысле стоит особняком: у нас практически вся программа в 9 классе пройдена, потом начинается систематизация знаний, нового очень мало. Но, на мой взгляд, выполнять только задания ЕГЭ не стоит, это несколько ограничивает мышление. Нужно уделять внимание упражнениям обобщающего характера с разнообразными орфограммами и пунктограммами. Примерно:

  • При подготовке к ОГЭ ½ времени уделяем общим темам. Потому что новый материал в 9 классе есть, и он достаточно серьезный — все это встретится на экзаменах.
  • При подготовке к ЕГЭ ⅓ времени уделяем обобщающим упражнениям. Это и общую грамотность повысит, и позволит понять, какие экзаменационные темы проседают. Ведь бывает, что ученик выполняет верно 10 заданий одного типа, а в 11 — ошибается. А если это 11 задание выпадет на экзамене? Так что обобщающие упражнения обязательны, они позволяют избежать случайных высоких баллов во время подготовки (лично я таких боюсь, они вводят в заблуждение и меня, и ученика).

Онлайн-обучение в «Алгоритме» эффективно: об этом говорят результаты наших выпускников. Для нас ребята по ту сторону экрана такие же наши, их успехи так же важны для нас.

Ученики «Алгоритма» — это ребята, глядя на которых у вас не возникнет желание сказать что-то нелицеприятное о молодом поколении. Они все разные, все необычные. Меня всегда поражало, как хорошо подавляющее большинство моих учеников знает себя, умеет ставить и достигать цели. Они многое успевают, это так здорово! Мне радостно, что в их жизни есть место друзьям, путешествиям, новым открытиям, — учеба не занимает все их время. И это правильно. У них можно поучиться принимать серьезные жизненные решения, несмотря на то что они еще молоды. Я говорю обобщенно, а перед глазами у меня конкретные ребята, которые не боялись менять решение, искали и слушали себя. Поразительно, не каждый взрослый так может.

Онлайн-обучение в «Алгоритме» эффективно: об этом говорят результаты наших выпускников. У нас удобный инструментарий, онлайн-кабинет, и мы с коллегами стараемся вести уроки так, будто мы в аудитории. Для нас ребята по ту сторону экрана такие же наши, их успехи так же важны для нас. Живой урок это, возможно, не заменит именно с точки зрения обмена энергией, но ведь он и не всем нужен. У меня в этом году было 2 ученика: одному из них потребовалось одно занятие по подготовке к итоговому сочинению, а другому 2 — к ЕГЭ. Все занятия прошли дистанционно, но они были такими насыщенными, и ребята так точно знали, чего хотят от этих занятий, что и результаты были отличными. Итоговое сочинение — зачет по всем критериям, ЕГЭ — 91 балл. Да и все онлайн-группы порадовали результатами.

Моя педагогическая победа в «Алгоритме» — результаты девочек-спортсменок (выпуск 2019 г.). Это была групповая онлайн-подготовка. График у девочек был плотный: они часто уезжали на сборы, порой занимались вдвоем с одного компьютера, уставшие после тренировок. Плюс они все шли по программе 10-11 и сдавали ЕГЭ досрочно, пробелов в знаниях было немало. Но мы с ними справились! Сочинение сдали на «зачет» с первого раза по всем критериям, ЕГЭ — у всех твердые «четверки». Это действительно была наша с ними победа!

Каждый день выходить на работу меня вдохновляет разное. Бывает, какая-то мысль, которой я должна поделиться с ребятами, или случайные интересные наблюдения. Бывает, что я особенно остро чувствую себя нужной. А бывает — обычное чувство долга 🙂 Оно ведь тоже необходимо в работе.

Скажу честно: школа порой поглощает все мое время, а если не время, то мысли. Но я учусь находить время и для семьи (у меня две дочки), и для своих увлечений.

Мои ученицы-спортсменки сочинение сдали на «зачет» с первого раза по всем критериям, на ЕГЭ — у всех твердые четверки. При том, что они часто уезжали на сборы и порой занимались вдвоем с одного компьютера, уставшие после тренировок.

Главным хобби считаю генеалогию: историю своей семьи знаю пока до 1860-х годов. Когда что-то узнаешь о своих предках — это удивительное чувство (такая смесь радости и грусти). В этом году нашла, где в Германии похоронен мой двоюродный дедушка. Он в 17 лет ушел на войну, встретил Победу в Германии, но домой, к сожалению, так и не вернулся. Мы его очень долго искали. У меня большая семья, я этим горжусь. Мы общаемся с родственниками по пятому, шестому колену. Надеюсь, что мои дети продолжат эту традицию. Задатки у них есть 🙂

Еще люблю велосипедные прогулки с детьми, просто прогулки с ними, особенно осенние. Я вообще домашний человек, шумные собрания не для меня. Но люблю встречаться с близкими по духу людьми, их обычно много не бывает. Читать люблю, пытаюсь быть обычным читателем, а не литературоведом. Люблю, когда книга захватывает настолько, что невозможно оторваться, пока не дочитаешь. Так у меня с книгами Бориса Акунина (серия про Фандорина). Хотя и другие серии мне тоже нравятся, потому что во многих переплетены линии разных героев, можно даже генеалогическое древо составить (вот опять все в генеалогию упирается!). Из классики люблю И.С. Тургенева и обожаю Рэя Брэдбери.    

Мой главный главный совет всем, кто планирует поступать в «Алгоритм» — смелее! Главное — будьте готовы к диалогу, и все получится!

Не нашли подходящей программы обучения?
Предлагаем подробнее ознакомиться с нашей школой в презентации.
Узнайте все наши секреты…
Презентация