Милютинский пер., дом 18, стр. 2
м. «Тургеневская»

 
Школа «Алгоритм»

Александр Федорович Белянин

Учитель истории
Школа «Алгоритм» — живой организм, постоянно развивающийся, не стоящий на месте. Мне кажется, что в последние годы был сделан мощный рывок. Это касается и вдумчивой целенаправленной работы по совершенствованию методик, и корректировки учебных программ и планов, и внедрения новых форм организации урочной деятельности.
Как я стал учителем? С самого детства перед моими глазами была мама, сидящая вечерами над тетрадками учеников, готовящаяся к следующему уроку. И отец — учитель физкультуры по первой специальности, позднее переведенный по зову партии на административную работу. Поэтому работа в школе не была для меня чем-то новым и неожиданным — преемственность поколений, так, кажется, это называется.

Что касается истории, то главную роль в выборе специализации сыграли книги. Я имел свободный доступ в школьную библиотеку и зачитывался до упоения историческими романами, голова кружилась от подвигов героев, хотелось встать вместе с ними и до последней капли крови бороться со злом. Мечтательность ребенка позднее переросла в серьезный и осмысленный интерес к истории как науке. Таким образом, само по себе произошло слияние меда мудрости и терпкого вина надежды. Технически это осуществилось путем окончания исторического факультета МОПИ, славной кузницы педагогических кадров.

«
Я зачитывался до упоения историческими романами, голова кружилась от подвигов героев, хотелось встать вместе с ними и до последней капли крови бороться со злом!

»
В «Алгоритм» пришел случайно. В обычной московской школе было уже неинтересно, стал повторяться, чувствовал, что начинается педагогическое выгорание. Друг-интернет всегда поможет: заинтересовало объявление о вакансии учителя истории в школе «Алгоритм». Захотелось узнать подробнее, а что же такое информационные технологии и как это соотносится с процессом обучения, подумалось: «А может быть, и я на что-либо сгожусь». Прежде всего хотелось узнать, какие методики при этом применяются, что такое «урок наоборот» (или перевернутый урок, когда тему школьники изучают сами, а отрабатывают уже вместе с учителем — прим. «Алгоритм»), как работает российско-британская школа, какие технические средства обучения использует. Прошел собеседование, оказался в команде — не жалею.

Школа «Алгоритм» — живой организм, постоянно развивающийся, не стоящий на месте. Мне кажется, что в последние годы был сделан мощный рывок. Это касается и вдумчивой целенаправленной работы по совершенствованию методик, и корректировки учебных программ и планов, и внедрения новых форм организации урочной деятельности. Постоянно происходит обмен знаниями и навыками между преподавателями, который помогает молодым учителям в их работе. Огромную поддержку учителям-предметникам оказывает команда кураторов. Заметен прогресс в работе психологов. Кабинеты оснащены всеми необходимыми техническими средствами.

«
Неудивительно, что проблемы удаленного обучения в период коронавируса ни в коей мере не отразились на учебном процессе нашей школы.

»
Я работаю практически во всех классах, основная нагрузка в среднем звене. Вопрос о том, где интереснее работать — некорректен. Постараюсь объяснить:

  • Маленькие дети, пришедшие в нашу школу, жадно учатся. Учатся думать, излагать свои мысли, делать первые презентации. Им интересен сам процесс обучения, который накладывается на благодатнейший и интереснейший материал истории Древнего мира и Средних веков. Как им хочется вместе с героями Греции бороться с темными силами, служить прекрасной даме, открывать новые миры!!! Сопереживание, искренняя личная заинтересованность в попытке понять, что руководит мыслями и чувствами действующих лиц истории, — отсюда горящие глаза, желание узнать как можно больше.

  • Старшеклассники постигают то, что история — суть священная корова, она неприкосновенна, а любые посягательства на нее должны быть в корне пресечены, причем немедленно и, если потребуется, безжалостно. Дети должны понимать, что без знания событий прошлого невозможно правильно проанализировать день нынешний. Ребята этого возраста крайне категоричны в оценках, не признают полутонов. Преподавателю важно не заставить принять свою точку зрения, а направить в правильное русло, подсказать, где найти информацию, ни в коем случае не избегать острых тем, ведь в споре рождается истина, не правда ли?

Какие недоработки/ошибки я готов простить ученикам? Простить можно невольную ошибку, шалость. Простить — это прежде всего понять, почему это произошло. Я стараюсь привить навык системной работы. Если есть система — значит, есть порядок и голове, и в тетради. Случайное выпадение из системы вполне простительно. А вот высокомерие и ложь не терплю.

Современные школьники интересуются и российской, и зарубежной историей. Как такового тренда не существует. Все зависит от интересов конкретного ученика, его любознательности, желания узнать что-то новое о том или ином периоде истории.

«
Я думаю, что ребенок не может быть слишком мал для Pre-GCSE. Для обучения на этой программе главное не возраст, а уровень английского. Если ребенок в состоянии понимать устную речь на английском и читать соответствующие возрасту тексты, то причин для беспокойства у родителей быть не должно. Чем младше ребенок, тем он быстрее адаптируется.

»
Я работаю как очно, так и онлайн:

  • Работа очно — классика жанра: можно проверить наличие системы работы в тетради, результативность работы над ошибками, выполнение заданий в контурной карте, степень готовности написания практической работы и многое другое, что требует непосредственного контакта ученика и учителя. Но самое главное — реакция детей на происходящее на уроке, их глаза, жесты, эмоции, написанные на лицах! При очном обучении еще важен элемент социализации: умение строить отношения со сверстниками, преподавателями, получение навыков работы в группе и т. д.

  • Работа онлайн предоставляет ученикам возможность получения качественного образования в любой точке мира, не прерывая процесс. Это касается командировок родителей, спортивных соревнований, других ситуаций, требующих мобильности. Доступ к учебникам, пособиям, учебной литературе в обоих случаях абсолютно одинаков. Но онлайн-обучение требует от учащихся очень серьезной самоорганизации, самоконтроля. Так при удаленной работе у школьника есть возможность «схитрить», пользуясь тем, что не все его действия видны на экране.
Выпускных классов у меня нет, поэтому можно говорить лишь о промежуточных результатах моих учеников. Прежде всего, это отличные оценки при написании ВПР в 5−6 классах в прошлом учебном году (ВПР в этом году из-за пандемии не проводились). Все остальное — в рамках учебных программ, которые успешно реализуются. Хочу привести отрывок из письма мамы ученицы 6 класса Шашковой Василины:

«Хочу Вас поблагодарить за прекрасные уроки, Василина всегда с восторгом вспоминает! История — ее любимый предмет, конечно, в первую очередь, благодаря Вам! К сожалению, не всем планам удалось осуществиться, с экскурсией ничего не вышло. Будем надеяться, что в следующем учебном году все нормализуется, и мы все-таки сможем посетить и Кремль, и, может быть, еще и Исторический музей. Василина рассказывала, что Вы высоко оценили ее презентацию по Русской музыке, спасибо большое! Она любит готовить презентации, у нее есть работы по музыкальной литературе, мы снимали и монтировали для участия в различных олимпиадах по музыковедению».

Безотказного способа заинтересовать историей любого ученика не существует. Дети очень тонко чувствуют твое отношение работе, не терпят фальши. Все остальное — театр, где ставится спектакль в несколько действий с прологом и эпилогом.

И в этом спектакле главное не сухой перечень дат, имен, событий, а живые люди, которые любят, ненавидят, совершают глупые и героические поступки, увлекаются, живут полной жизнью со своими достоинствами и недостатками. Такую историю ребята понимают и воспринимают.

Я человек достаточно подвижный, не люблю суету городской жизни, каменные джунгли. В свое время я прошел на байдарках практически по всем рекам центра России, начиная от Великой и заканчивая Волгой, и со мной путешествовали дети из школ, в которых я работал.

«
Сейчас каждое лето ухожу в карельскую тайгу, страну тысячи озер: чистейшая вода, рыбалка, комары…

»
Будьте готовы к серьезной работе — вот мой совет школьникам, которые только планируют поступать в школу «Алгоритм». Вас встретит коллектив высококвалифицированных преподавателей, которые априори дадут вам глубокую подготовку по всем предметам с использованием самых передовых педагогических технологий. Но это потребует от вас стопроцентной отдачи, систематической подготовки, умения вложить в учебу весь ваш внутренний потенциал.