There is no translation available.

Хотя топовые российские вузы уже имели свои онлайн-платформы и методики дистанционного приема сессии, настоящими героями в пандемию стали НИУ ВШЭ и СПбГУ, которые помогают настроить процессы «дистанта» другим вузам, в том числе и региональным. Кроме того, бюджетных мест в вузах в этом году прибавится аж на 30 000, а цены на платное высшее образование, скорее всего, не вырастут. Рассказываем, как российские вузы пережили кризис, какие есть альтернативы для поступления в 2020/21 году и какие вызовы стоят перед российским высшим образованием (кроме пандемии). 


Как вузы закончили 2019-2020 учебный год и принимали сессию

С 16 марта 2020 года большинство вузов страны перевело свои программы на онлайн-формат, как и рекомендовало Минобрнауки. Лекции проходили онлайн, а исключения студентов по неуспеваемости на период пандемии и вовсе отменили.

По данным «Коммерсанта», онлайн обучали и топовые вузы (МГИМО, МГУ, МГТУ им. Баумана, МГЮА имени Кутафина, МЭИ), и вузы попроще: Российский новый университет, Университет «Синергия» и т.п. Например, в МГИМО занятия по обучению всем 50 языкам шли онлайн, по расписанию — «дистанционные пары» здесь были и до пандемии. А в сильных региональных вузах, например, УРФУ даже был свой онлайн-портал обучения, где преподаватели проходили повышение квалификации. Поэтому здесь потребовалась лишь техническая работа по наращиванию мощностей. Вузы, где не было своих образовательных платформ, использовали ресурсы «Открытого образования», Zoom, MS Office 365.

Что касается летней сессии, то ее тоже провели (или проводят) онлайн. По словам ректора МГИМО Анатолия Торкунова, онлайн-формат экзамена не значит, что можно списывать: «И экзамены, и защиту дипломов сможем провести онлайн, по видеосвязи. По опыту двойных магистерских диссертаций, которые мы реализуем с зарубежными вузами, я бы не сказал, что у студентов есть возможность халтурить на таких экзаменах. Ведь они идут в живом формате, все видят». 

В НИУ ВШЭ ситуация у студентов несколько проще, так как обучение идет модулями, есть промежуточные оценки, и от летней сессии зависит не так уж много. По словам проректора вуза, Сергея Рощина, у Вышки есть возможность организовать и онлайн-экзамены с контролем за исполнением, так называемым «прокторингом». А вот дипломные работы в НИУ ВШЭ уже 5 лет принимают и в бумажном, и в электронном виде (для проверки на плагиат), а с этого года намерены перейти только на электронный диплом. Аналогичная система прокторинга налажена с 2015 года налажена и в МГУ. Она объединяет видеосвязь, чтобы экзаменатор видел студента, и непосредственно онлайн-тестирование. А в питерском ИТМО есть даже собственная разработка —  “ITMOProctor”, которая записывает поведение студента во время экзамена и фиксирует все попытки списать.

Самые современные вузы с разработанными онлайн-платформами для дистанционного образования не только перестроились сами, но и помогали «коллегам» из регионов. Так НИУ ВШЭ открыл доступ к своей онлайн-платформе, и заявки на подключение к ней уже подали 32 региональных вуза. По данным НИУ ВШЭ, сейчас планируются масштабные образовательные проекты с Mail.ru Group. СПбГУ разработал бесплатные онлайн-курсы по предметам, к которым может подключиться любой студент, пройти их, сдать онлайн-экзамен и засчитать предмет в своем вузе. Кроме того, СПбГУ закрепил процесс дистанционной защиты диссертаций, который применяется в вузе уже не первый год.


Как вузы будут принимать абитуриентов на 2020-2021 учебный год

Как говорил древнеримский историк: «Хочешь мира — готовься к войне». Так и большинство российских вузов планируют провести новый учебный год в режиме очного обучения, но готовятся вернуться к онлайн-формату, если что-то пойдет не так. Приемные кампании и дни открытых дверей вузов уже перешли в онлайн-формат. 

Документы в вузы этим летом можно подать только онлайн, для этого у большинства университетов разработаны платформы с описанием процесса регистрации, подачи, ответами на вопросы и датами приема документов. Это сильно упрощает процедуру, экономит время абитуриентов на дорогу и стояние в очередях. Так на сайтах МГУ и СПБГУ сейчас указано, что документы на бакалавриат и специалитет принимают с 20 июня 2020 года. При этом для иностранных студентов МГУ, по данным ТАСС, принимает документы с 15 июня 2020 года и готовится провести первый семестр онлайн, так как из-за эпидемиологической ситуации границы пока закрыты, и планировать что-то сложно.

Для тех, кто еще не определился с вузом — дни открытых дверей онлайн. Расписание таких встреч можно посмотреть на сайтах вузов, при этом онлайн-мероприятия выглядят едва ли не более информативными, чем очные встречи: проходят трансляции в YouTube и соцсетях, где можно задать вопросы и приемной комиссии, и преподавателям, и ректору.

Про возможности поступления — сплошь хорошие новости

  • По мнению экспертов, российские топовые вузы будут бороться в этом году за тех студентов, которые отменили решение учиться за границей из-за пандемии. Возможно, даже появятся новые программы и модули внутри программ.
  • В этом году правительство выделило еще 30 000 дополнительных бюджетных мест в российских вузах (получилось всего 525 000 мест), что должно несколько ослабить конкурс.
  • Для тех, кто не поступит на бюджет: Путин предостерег университеты от «задирания» цен на получение высшего образования в пандемию и просил руководство вузов рассматривать финансовую ситуацию каждого студента и продумывать способы поддержки.

Немного об альтернативах — заочное образование

В пандемию мы все как-то забыли о том, что заочное высшее образование существовало еще с советских времен и продолжает существовать до сих пор. В современной России такая форма получения высшего образования легализована Федеральным законом от 29.12.2012 г. По сути, современная «заочка» — это система онлайн-образования на собственных платформах, где у студента есть онлайн-кабинет со всеми материалами для изучения, видеолекциями, заданиями, графиком зачетов и сессий.

Такая система позволяет изучать предметы в относительно свободном режиме и ориентирована на тех, кто хочет получить высшее образование без отрыва от работы. Но в текущей ситуации обучение на заочной программе может стать отличным временным решением, «планом B». Это возможность не переплачивать за год обучения в очном вузе, который со «второй волной пандемии», также рискует превратиться в дистант. А по окончании первого курса «заочки» можно подумать о переводе в желанный вуз.

Заочные программы предлагают вузы различного уровня, среди них и рейтинговые. Например, РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет) и РГСУ (Российский государственный социальный университет). Специальности: экономика, управление, маркетинг, журналистика, психология, бизнес-информатика. Стоимость заочных программ порядка 60 000 – 100 000 рублей в год.


В завершение — вызовы, на которые еще предстоит ответить вузам (кроме пандемии)

Эксперты НИУ ВШЭ и РАНХиГС сходятся во мнении, что переход на дистант в высшем образовании — только начало большой перестройки. Высшее образование нуждается в фундаментальности, педагогическом дизайне, получении нескольких специальностей одновременно и понимании, что образование — это не «корочка», а инвестиция. То есть до этого мы говорили про «как учить» — дистанционно или очно. А дальше речь пойдет о переосмыслении того, чему учить.

Коротко о каждом вызове, который современность ставит перед российскими вузами:

  • Фундаментальность — это та самая база по направлению своей специальности, которая не устаревает. На нее можно накладывать soft skills, новые подходы, но база быть должна. Вузам важно пересмотреть и вычленить это ядро в каждой специальности, не заигрываться в новые веяния, так как они вторичны.
  • Педагогический дизайн (Instructional Design) — служба или специалист, который уложит идеи преподавателя в курс: четкий, понятный, последовательный. В живых лекциях маститые преподаватели часто справляются за счет харизмы или строгого контроля. В условиях дистанционного обучения каждый курс должен быть «правильно упакован» под задачи студента и его будущей специальности.
  • Получение нескольких специальностей — например, на западе есть модели “liberal arts”, когда студент специализируется по нескольким направлениям, а после выпуска может работать по смежным специальностям или выбрать какое-то направление из пройденных. Такой гибкости, по мнению экспертов, недостает программам высшего образования в России.
  • Образование как инвестиция — растет спрос на серьезные программы высшего образования. Такие программы дают фундамент и передовые знания, применимые на практике, и само обучение на них интересное, развивающее. Поэтому программы, дающие диплом ради диплома, скоро уйдут в прошлое. 

Это будут глобальные, но нужные, системные перемены. Мы в «Алгоритме» ориентируем школьников и их родителей именно на построение академической карьеры, инвестиции в школьное образование, которое станет ступенькой в вуз мечты. Результаты наших выпускников по поступлениям это подтверждают. Кроме того, наши ребята, занимаясь в экстернате, на «ты» с дистанционными форматами обучения, они умеют управлять своим временем, расставлять приоритеты и добиваться своих целей.

Желаем всем нашим выпускникам удачи на экзаменах, а тех, кто задумывается об суперэффективном обучении в старших классах, приглашаем на консультацию с нашими менеджерами — расскажем о нашей школе и ответим на ваши вопросы.