There is no translation available.

C мая школы Европы постепенно возвращаются в офлайн-режим. В России сохраняется дистанционная система обучения, и большинство школьников 15 мая получат итоговые оценки за год. Массовый переход школ в онлайн с 6 апреля 2020 прошел нелегко, в первую очередь, из-за неготовности: моральной и технической. Даже министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что его дочь «мучилась с онлайн-платформами».

В школе «Алгоритм» переход на дистант прошел за 1 день, а за следующую неделю в новых реалиях освоилось около 1000 наших учеников, а также 100 преподавателей и сотрудников. Спустя месяц после перехода анализируем наш кейс вместе с директором нашей российской школы Еленой Шпигун.

Елена Шпигун

Академический директор россиийской школы Алгоритм

Спойлер: зачем запускать экскурсии, квизы и большую перемену в онлайн


З составляющие нашего перехода на дистант

  • Масштабирование решений и переход в 2 этапа

«Алгоритм» изначально создавался как высокотехнологичная онлайн-школа, и треть наших ребят на момент карантина уже учились в онлайн-формате. Поэтому у нас была образовательная платформа с онлайн-классами, электронными дневниками, планировщиком времени, — и переход был максимальным мягким, поэтапным.

Буквально в пятницу было принято решение с понедельника перевести всех учеников (и преподавателей) в онлайн. К задаче подключились все сотрудники школы. Кураторы, которые отвечают каждый за свой класс, технически перевели учеников на на онлайн-обучение в системе. Параллельно с этим мы уведомили о переходе в онлайн детей, родителей, преподавателей (по почте и классных чатах WhatsApp). А также подготовили и выслали всем участникам процесса понятные инструкции, что не растеряться в новой обстановке. 

В выходные мы сделали ряд действий, чтобы обеспечить детям возможность обучения в ближайшие дни. С помощью кураторов дети освоились на платформе, родители поняли как будет идти учеба, все немного выдохнули. В дальнейшие несколько дней мы перевели в режим онлайн уже все уроки до конца года. Сотрудники выступили единой командой, это стало залогом успеха.

  • Подготовка преподавателей, детей и родителей

Преподаватели

Все преподаватели «Алгоритма», в основном, ведут и очные, и онлайн-занятия. Для педагогов, которые занимались с детьми только в классе, мы провели обучение по работе в онлайн-системе: форматам онлайн-уроков, созданию презентаций к уроку, пользованию онлайн-кабинетом. Первая неделя дистанционного обучения у нас шла из студий. Было важно провести уроки с эффектом дополненной реальности. То есть сначала дети учились из дома, а преподаватели приезжали в школу, чтобы вести трансляцию уроков из студий. С режимом самоизоляции преподаватели начали вести уроки с домашних компьютеров.

Ученики и родители

Знакомство детей с онлайн-форматом выполняли кураторы. Кто-то из учеников уже был знаком с форматом, так как у нас проходят вебинары и онлайн-лекции по некоторым предметам для всех классов, а также классные часы онлайн. Другая часть учеников еще до карантина совмещала онлайн и офлайн-форматы: например, проходили основную программу в классе, а онлайн — готовились к экзаменам. Поэтому здесь потребовалась лишь поддержка.

А вот ребятам, которые занимались исключительно очно, мы провели детальное обучение по онлайн-формату. Здесь очень много легло на плечи техподдержки: коллеги были на связи 24/7. С массовым переходом в онлайн всей страны были сбои в сети, что-то не подключалось, могла быть неисправной гарнитура, так как ею не пользовались. Важно было быстро исправлять и идти дальше.

  • Мониторинг

15 мая 2020 у нас выставляются итоговые оценки и завершается основной блок уроков, но до конца мая идут обучающие онлайн-сессии и онлайн-мероприятия для детей. Оценки выставляются в электронном журнале, а руководство школы, преподаватели, кураторы, служба поддержки держат руку на пульсе, чтобы помочь детям достойно завершить этот непростой год.


 

WOW! Как мы запустили социальную онлайн-жизнь на дистанте

Важно, что мы уже сделали шаг дальше онлайн-обучения: в сторону социальной жизни детей, онлайн-общения друг с другом и педагогами. Мы водим учеников на онлайн-экскурсии, делимся эмоциями и мыслями от пройденного материала на онлайн-перемене в Zoom и не только.

  • Онлайн-мероприятия

Все началось с инициативы руководства школы, наших кураторов. До карантина кураторы проводили со своими классами классные часы онлайн, где разбирались организационные вопросы. В начале мы продолжили именно эту практику, чтобы прояснить детям и родителям ситуацию, обсудить все новости и рассказать о наших планах. Проводили по два мероприятия в неделю, чтобы снять эмоциональное напряжение. Когда все освоились в онлайн-режиме, мы запустили дополнительные активности из разряда урок рисования, урок музыки, экскурсии в музеи и тематические (например, ко Дню космонавтики). То есть мы стали разбавлять официальную информацию играми, квестами в режиме онлайн. Позже к задаче подключились и преподаватели, которым интересно геймифицировать свой предмет.

  • Большие онлайн-перемены

До карантина у нас таких организованных перемен не было. Так как дети, которые учились дистанционно, между уроками переключались между онлайн-кабинетами и должны были отдохнуть 10-15 минут в офлайне. Эта практика сохранилась, но мы добавили большие онлайн-перемены на 40 минут, где дети встречаются со своим классом и куратором в Zoom, общаются, делятся своими эмоциями. Это очень важный момент — дети подзаряжаются друг от друга, вовлекаются в учебу.

  • Классные часы онлайн

На классных часах мы поднимаем и разбираем самые актуальные темы. Сейчас новости сменяются быстро и детям, родителям важно быть в курсе: говорим об электронных журналах, окончании года, переносе ЕГЭ. Важно привлечь внимание родителей к новостям и объяснить порядок завершения года.

Мы не боимся осваивать и новые ресурсы под цели нашей социальной жизни. Мы ввели Zoom и инструменты для проведения викторин. Zoom позволяет ученикам всего класса видеть и слышать друг друга, обсуждать какие-то вопросы, общаться, сервисы викторин позволяют выполнять увлекательные задания. Для обучения мы по-прежнему используем нашу образовательную платформу c онлайн-кабинетами Jalinga. Она удобна и привычна.

Что мы рекомендуем взять на вооружение?

Сейчас, когда с дистантом школы более или менее освоились, рекомендуем преподавателям, руководству школ брать на себя инициативу, увлекать детей. Это способствует и академической успеваемости. Конечно, не все дети сразу подключаться к активностям. У нас учатся спортсмены, актеры, танцовщики, музыканты, и кроме онлайн-учебы у них есть онлайн-тренировки и онлайн-репетиции. И да, для них лишнее часы у компьютера — уже лишний стресс. Но детей, которым не хватает общения, нам удалось привлечь довольно быстро. Теперь уже сами предлагают нам темы дополнительных онлайн-мероприятий. Значит, несмотря на пережитый «сложный апрель», детям снова и снова хочется в школу :)