Эмоциональный интеллект важнее обычного — так ли это? Чем он полезен для учебы и будущей карьеры и почему британские образовательные программы начинают развивать его с 10 лет? Отвечаем на эти и другие вопросы и делимся советами по развитию эмоционального интеллекта от наших преподавателей.
Что такое эмоциональный интеллект
Если коротко, это способность расшифровывать эмоции других людей и свои собственные: узнавать их проявления, понимать причину, управлять ими.
К сфере эмоционального интеллекта относятся:
- эмпатия — умение сопереживать, разделять чувства другого человека,
- мотивация: ответ на вопрос «Чего я хочу и почему?» делает цель осознанной и увеличивает шансы ее достичь,
- самоконтроль и экологичное проявление эмоций. «Что я сейчас испытываю? По какой причине? Как мне отреагировать? Что будет, если я так поступлю?» Человек, владеющий собой, всегда инстинктивно обдумывает эти вопросы.
Сила воли, стрессоустойчивость, адаптивность — за все эти навыки отвечает эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект придумали миллениалы. Раньше прекрасно обходились и без него. Так ведь?
Не совсем. Сам термин появился в 60-ые годы XX века, и вскоре ученые стали активно говорить об эмоциональной грамотности. Но массовая популярность пришла к этому понятию лишь в конце прошлого века, после книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ».
Спойлер: Гоулман ошибался. Современные исследователи уверены, что базовый интеллект и эмоциональный не заменяют друг друга, а работают только в паре.
Что сделало эмоциональный интеллект трендом? Цифровизация. Мы стали реже общаться вживую и, как следствие, хуже понимать друг друга, поэтому нам важно прокачивать эту способность — особенно детям. А еще эмоциональный интеллект необходим, чтобы не уступить свое рабочее место интеллекту искусственному: даже самые умные машины не испытывают и плохо распознают чувства. Пока 🤖
4 причины развивать у ребенка эмоциональный интеллект
1. Успехи в учебе
По данным исследований, дети с высоким эмоциональным интеллектом лучше учатся и даже вне школы принимают правильные решения чаще своих сверстников.
2. Построение карьеры в будущем
Факт: 90% руководителей обладают развитым эмоциональным интеллектом. Уинстон Черчилль стал премьер-министром Великобритании, потому что умел находить подход к людям и выстраивать полезные связи.
3. Хорошие отношения со сверстниками и родителями
Обиды зачастую рождаются из непонимания, а эмоциональный интеллект помогает ставить себя на место другого человека, задумываться о его чувствах.
4. Психологическое и физическое здоровье
Ученые Кардиффского университета доказали, что развитый эмоциональный интеллект у ребенка способствует снижению тревожности, помогает ему намного легче переживать неудачи, а также уменьшает риск приобретения вредных привычек (курения и употребления наркотиков).
Как британские программы помогают развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект формируется у человека с младенчества, а развивать его можно даже у взрослых, но эффективнее делать это в подростковом возрасте, когда нейропластичность мозга еще очень высока.
В нашей британской школе ребята учатся с 10-11 до 17-18 лет. Эти годы часто называют “formative years”, то есть период становления. Поэтому развитию эмоционального интеллекта мы уделяем особое внимание, и вот какие методы для этого используем:
👉 творческие задания
Нью-Йоркские ученые из Новой школы социальных исследований выяснили, что чтение книг (особенно подростковых бестселлеров) не развивает эмоциональный интеллект: мотивы персонажей слишком просты и понятны. Намного полезнее оказались ролевые игры.
Вживаясь в роль другого человека, ребенок учится анализировать причины возникновения той или иной эмоции. Поэтому педагоги нашей британской школы дают ученикам не только академические задания, но и творческие. Например, написать дневник от лица персонажа.
👉 командная работа
Один из главных инструментов проработки эмоционального интеллекта — это командное взаимодействие, и на уроках в британской школе оно активно используется.

👉 самоопределение
«Какие предметы мне интересны? Чем я предпочел бы заниматься в будущем? Где я хочу учиться?» — ученики британской школы задаются этими вопросами намного раньше своих ровесников.
Уже в средней школе, на программе GCSE, ребята изучают всего 7 предметов, зато вникают в них глубоко, с полным погружением в материал. Это позволяет им к 15-16 годам, поступая на программу старших классов A-level, определиться с будущей специализацией, а зачастую и с вузом.
👉 игровое обучение
Игры нужны только малышам-дошкольникам? Вовсе нет! Даже чтобы устроиться в Tesla к Илону Маску, перед собеседованием надо сыграть в игру. Современным школьникам просто необходим элемент игры в обучении: он помогает лучше усваивать материал и дольше сохранять концентрацию, а еще учит эмпатии.

В старших классах, на A-level, ученики обычно уже задумываются о будущем и понимают важность учебы, поэтому работать с ними проще. К ним я стараюсь относиться как к взрослым. Но капелька интерактива им тоже не повредит!»
Будем рады ответить на ваши вопросы о британской школе «Алгоритм»!
Чтобы проконсультироваться или приехать в школу и познакомиться, свяжитесь с нами любым удобным способом.