There is no translation available.

«Когда мама позвонила и сказала, что у меня 100 по русскому, я подпрыгнул с криком “Йу-хоо” и… пошел дальше к метро. Не помню даже, кому рассказал первому я сам: мама уже всем родственникам позвонила. Я больше думал о том, как буду учиться в вузе, о своей работе в политике». Так выпускник «Алгоритма», а теперь уже студент-политолог НИУ ВШЭ, Артем Мукучян начинает свою историю успеха.

В последние годы с введением дистанта истерия вокруг ЕГЭ возросла. Родители переживают больше школьников, закладывают расход на репетиторов в бюджет, ограждают детей от занятий спортом и творчеством. Сиди и занимайся. В то время как в «Алгоритме» 11-классники высыпаются, продолжают ходить на тренировки и получают 100 баллов на ЕГЭ.

В 2021 году сразу три выпускника школы поставили рекорд, при этом экзамены для ребят не цель. Так паниковать или не паниковать перед ЕГЭ? Есть ли что-то важнее баллов?

Чем опасен стресс перед ЕГЭ

Об это не принято говорить, но по данным Единой межведомственной информационной системы, на время ОГЭ и ЕГЭ у подростков возрастает количество депрессий с самыми печальными последствиями. При этом в Центре защиты прав и интересов детей утверждают, что переживания выпускников начинаются задолго до экзамена. Ставки высоки, школьники боятся не сдать экзамен вовсе или недобрать балл, не пройти по конкурсу. И придется платить за обучение в вузе — тут уже голова болит у родителей.

Артем: «И я ощущал давление этого периода. Однако у меня не было панических атак, чувства безысходности или страха. Нас в «Алгоритме» учили, что это напряженная работа, требующая много сил и времени, но не более того. И в ЕГЭ вреден именно момент зубрежки. Морально меня поддерживали мама и сестра, беседы с ними».

Как выпускники (и их родители) готовятся к ЕГЭ

Каждая четвертая семья в России берет ребенку репетитора к ЕГЭ, при том что подготовка к одному предмету стоит до 20000 рублей в месяц. Также большинство родителей (95,4%) помогают подросткам наладить отношения со школьными учителями — например, когда нужно будет сдать ЕГЭ по предмету, который не идет. Получается, что весь 11 класс обучается не выпускник, а буквально вся семья.

И школа не виновата, просто в традиционной модели сложно работать с каждым выпускником, выслушивать его цели и понимать, как к ним прийти напрямую, без перенапряжений. Команда школы «Алгоритм» работает именно над этой задачей. Здесь готовы сэкономить школьникам год, сделав упор на те предметы, которые нужно будет сдавать. «По русскому у меня не было репетитора. Зачем? Я была уверена в этом предмете и понимала его. Благодаря преподавателю, Анне Валерьевне, мне хватало школьных уроков», — говорит Милана Кондратюк, выпускница «Алгоритма». Как и Артем, она сдала ЕГЭ по русскому на 100 баллов в 2021 году. 

Факт: средний балл на ЕГЭ 2021 по школе «Алгоритм» — 77, тогда как средний балл по стране — 59,8 (по данным Рособрнадзора).

Артем: «Готовиться к экзамену начал с конца десятого класса. Честно говоря, всю подготовку направляла горячо мною любимая Анна Валерьевна Кучеренко, которая вела у меня русский язык в 10-11 классах. Лично я тратил сравнительно немного времени именно на русский язык, хотя лентяем меня назвать нельзя — практически к каждому занятию прорешивал вариант ЕГЭ, который нам задавали из сборника и что-то с «РешуЕГЭ» делал. 

С русским языком у меня ситуация интересная вышла. В 7 классе я ненавидел этот предмет, потому что у нас была очень злая учительница: я никак не мог понять и запомнить спряжения глаголов. В 8-9 классе было более-менее нейтрально. Но в 10 классе, когда попал в «Алгоритм» к Анне Валерьевне, я разобрался со спряжениями, даже подписался на лингвистический научпоп-канал на Ютубе по русскому и смотрю его до сих пор. Анне Валерьевне отдам должное и в этой части. Учит исследовать».

Анна Валерьевна Кучеренко
«Для подготовки к экзаменам нужен учитель. Хотя сама я, например, всегда готовилась к экзаменам самостоятельно. Но помню то чувство, когда нужен быстрый ответ на вопрос или такое объяснение, которое все по полочкам в голове разложит, а учителя рядом не было. Пока сам дойдешь до сути — время потеряно, появляется неуверенность: правильно ли я понимаю, хорошо ли готова».
Анна Валерьевна Кучеренкоучитель русского языка «Алгоритма», выпустившая уже четырех стобалльников (в 2020 и 2021 годах)

Свободное время в 11 классе? Да бросьте!

И действительно: утром учеба, вечером домашняя работа и «пробники по ЕГЭ». Кажется, вот он — оптимальный график. Однако так школьники быстро выгорают и от напряжения на экзамене забывают и то, что знали. А бизнес-коучи признают, что именно отдых — одно из немногих занятий, которое позволяет больше успевать (и больше зарабатывать). При нынешней нагрузке это применимо и к выпускникам.

Артем: «Я увлекаюсь реконструкцией исторических событий. Приходить в клуб на тренировки нужно было раз в неделю, и в «Алгоритме» даже в 11 классе я мог продолжать занятия. Это как спортивное фехтование со своими правилами, и никто не знает, чем закончится бой, он не постановочный. То есть мы бьем (аккуратно) настоящими железками, только, разумеется, незаточенными. А в остальном все, как вживую. В мае даже на фестиваль на несколько дней съездил, хотя мама была очень недовольна :)».

Артем Мукучян: Поскольку я не очень богатый воин, то вся моя защита — это плотная шерстяная одежда и шлем. Шлем и топор по 1 кг, ну и щит 3,5 примерно. Я не взвешивал :) А знания истории пригодились мне и в школе, и на ЕГЭ, и в Вышке.

Милана Кондратюк: Несмотря на экзамены и экстерн, я весь год ходила на тренировки, каждый день по 4 часа, а по выходным встречалась с друзьями. Больше уверенности, отдыха — больше баллов на ЕГЭ.

Артему вторит и Милана: «Несмотря на экзамены и экстерн, я весь год ходила на тренировки, каждый день по 4 часа, а по выходным встречалась с друзьями. Это удобно делать на домашнем обучении, ты не тратишь время на дорогу, ты сам распределяешь время». Милана прошла старшие классы в «Алгоритме» онлайн, за один год и поступила в МГУ.

ЕГЭ не цель, а средство

Выпускники и педагоги «Алгоритма» уверены, что корень нервозности в том, что ЕГЭ ставится целью. Баллы. Конечно, они важны для поступления, но циклясь на 100 баллах, к ним не прийти. Это как с высокой зарплатой. 

«Когда люди идут от самореализации, своих целей, они сначала становятся счастливыми, а потом — богатыми. В моей практике нет несчастных людей, занимающихся любимым делом», — говорит Виктория Кейлин, психолог и мама другого нашего выпускника, писателя Дэна Кахелина. И именно на любимом деле, на будущем школьника, Виктория советует фокусироваться родителям.

Артем: «ЕГЭ дает стимул к изучению дисциплины, но он недостаточен для того, чтобы выйти за грани тех вопросов, которые будут на экзамене, важен интерес к предмету. а не зубрежка. Знаете, друга с низким баллом за ЕГЭ я бы всегда успокоил. И, главное, посмотреть, что значит «низкий балл»: для кого-то 60 — это подвиг».

Анна Валерьевна Кучеренко
«Стобальниками горжусь, но моя педагогическая победа в «Алгоритме» — результаты девочек-спортсменок. Это была групповая онлайн-подготовка. График у девочек был плотный: они уезжали на сборы, порой занимались вдвоем с одного компьютера, уставшие после тренировок. Плюс они все шли по программе 10-11 и сдавали ЕГЭ досрочно, пробелов в знаниях было немало. Но мы с ними справились! Сочинение сдали на “зачет” с первого раза по всем критериям, ЕГЭ — у всех твердые “четверки”».
Анна Валерьевна Кучеренкоучитель русского языка «Алгоритма», выпустившая уже четырех стобалльников (в 2020 и 2021 годах)

Артем: «Поступил я в итоге куда хотел. В Высшую Школу Экономики на “Политологию”. Учусь на бюджете со стипендией: было всего 60 мест, и, конечно, баллы по ЕГЭ выручили. Выбрал специальность просто потому, что я интересуюсь политикой, а также имею определенные взгляды на политическое устройство общества, которые мне бы хотелось продвигать. Существующий экономический уклад тормозит развитие общества и в нем корень практически всех глобальных проблем».

Вторая наша героиня, Милана, поступила на юрфак МГУ. Милане 15 (!) лет, она осознанно выбрала базовую фундаментальную специальность, к которой можно «добавить второе высшее согласно своим перспективам и желаниям». Впрочем, Милана не исключает возможности поработать по специальности.

Что, кроме ЕГЭ, стоит взять из школы в вуз

11 класс не должен быть только про ЕГЭ, в нем пора взрослеть, самому за себя отвечать, контролировать эмоции и разобраться с дистантом, онлайн-обучением, которое по нынешним временам точно пригодится. Все это можно взять в «Алгоритме» — уверены выпускники школы.

«Главное, что мне пригодилось в МГУ — самоорганизация, умение контролировать себя. Вижу, как детям после обычной школы сложно перестроиться на университет, так как в школе им четко говорили, что делать, а в вузе, наоборот, ты сам контролируешь, как будешь готовиться, когда сдавать задание, — говорит Милана. — Еще важно понимать, что ЕГЭ — не показатель знаний в чистом виде, к ним подмешаны уверенность, везение, умение решать задания. Я уже в школе, в “Алгоритме”, это приняла и не нервничала».

Артем: «Наиболее полезным (кроме предметов) лично для себя я считаю то, что в “Алгоритме” я столкнулся с изменчивым графиком, получил опыт работы онлайн, а также навыки работы с электронными порталами типа Планера и Учебного портала».

🡆 Подведем итоги

Даже в пандемию 11-класснику можно набрать заветную сотню по ЕГЭ и не отказываться при этом от своей жизни, увлечений. Для этого есть гибкие программы с выстроенным онлайн- и смешанным обучением, педагогами-экспертами и гибким подходом к целям школьника. Такие, как в «Алгоритме». 

И, главное, что ученики школы не зацикливаются на ЕГЭ. Они уже в 10 классе смотрят дальше, думают о профессии, хотят изменить мир. Важно, что выпускники держат связь со школой, охотно рассказывают о своем опыте (нашего разговора хватило бы еще на статью). Сохранить теплые воспоминания о школе, о детстве — дорого стоит: это дает энергию для вуза и для жизни в целом.

ЕГЭ по русскому на все 100:

рецепт от Анны Валерьевны Кучеренко и Артема Мукучяна

1. Сомневаться в меру

Мне порой встречаются очень самоуверенные ребята: такие редко получают 100 баллов, бывает, что и до 80 не дотягивают, потому что они не готовы слышать учителя. А все мои «стобалльники» (4 выпускника за 2020-2021 гг.) — в меру сомневающиеся, здравомыслящие такие ребята. Они всегда считали, что им есть чему у меня поучиться. Надеюсь, я их не разочаровала.

2. При подготовке ⅓ времени — обобщающим упражнениям

Это и общую грамотность повысит, и позволит понять, какие темы проседают. Ведь бывает, что ученик выполняет верно 10 заданий одного типа, а в 11 — ошибается. А если это 11 задание выпадет на экзамене? Так что обобщающие упражнения обязательны, они позволяют избежать случайных высоких баллов во время подготовки (лично я таких боюсь, они вводят в заблуждение и меня, и ученика).

3. Онлайн-обучение работает

Онлайн-обучение в «Алгоритме» эффективно: об этом говорят результаты наших выпускников. У нас удобный инструментарий, онлайн-кабинет, и мы с коллегами стараемся вести уроки так, будто мы в аудитории. Для нас ребята по ту сторону экрана такие же наши, их успехи так же важны для нас. Живой урок это не заменит с точки зрения обмена энергией, но ведь и не всем такой обмен нужен.

Артем: Ребята, учитесь в «Алгоритме», делайте домашку и прислушивайтесь к себе. В ЕГЭ нет ничего ужасающего, мне было там даже весело. Знайте, что ваши учителя делают все возможное, чтобы вы сдали предмет успешно. Ставьте высокую планку, но при этом достижимую. Определитесь, куда хотите пойти, что вас интересует, поскольку я знаю, что многие из вас до сих пор не выбрали, куда поступать. Не забывайте отдыхать, чередуйте физическую и умственную нагрузку. Короче: вы и так все знаете, хорош волноваться, нормально вы все сдадите.

There is no translation available.

Проекты школы «Алгоритм» позволяют ученикам на практике получить жизненно важные навыки

Где найти мотивацию, чтобы ходить в школу? Как научиться решать примеры не только у доски, но и в жизни? Ответы на вопросы ученики «Алгоритма» получают в Центре Коллабораций. Это вся проектная деятельность школы: пространство для развития, экспериментов, получения опыта.

Руководство школы «Алгоритм» рассказывает об идее и закулисье проекта.

Об отличиях от классического образования

В классической системе образования мы передаем ребенку знания и готовим его к экзаменам. Да, есть еще воспитательная работа, образовательные события, но это не базовые процессы. В Центре Коллабораций в основе лежат пробы, взаимодействие, получение опыта. Не просто поучиться и решить пример у доски, а решить его в жизни.

Идея Центра Коллабораций в том, чтобы объединить людей на разных этапах пути: школьников, предпринимателей и специалистов, которые поддержат развитие мягких и жестких навыков. Все это в комплексе — новая идея для классического образования.

О важности ошибок в школе

Центр Коллабораций — это ответ на вопрос зачем. Зачем я хожу на уроки, зачем смотрю обучающие видео, зачем стараюсь, пишу, решаю задачи? В перспективе понятно: поступить в крутой вуз, устроиться на хорошую работу, стать счастливым. А сейчас — зачем?

Потому что мы успешны, когда умеем ориентироваться и учиться, быть гибкими и открытыми. Во взрослой жизни вполне можем занять должность, которая не на 100 процентов отвечает нашим навыкам, но быстро восполнить пробелы. Если не умеем адаптироваться — придется пробовать и учиться.

Так почему бы не сделать это раньше: не в 20-30 лет, а еще в школе? Мы подумали, что очень важно создать ребятам среду, в которой они могут ошибаться и получать опыт — успешный и неуспешный.

О том, почему подростков не нужно направлять

Как вести себя взрослым, когда ребенок учится новому: позволять ему проявляться или направлять? Правильного ответа нет: все зависит от возраста и характера ребенка.

Для младших школьников внешняя среда не родная и травматичная, поэтому мы очень бережно моделируем ситуации. Примерно с 5 класса дети начинают отдаляться от семьи и искать свое место в социуме. И вот тут начинается наша активная работа: мы можем моделировать больше ситуаций, которые позволяют получать опыт. А к старшим классам отдаем процесс в свободный полет: поддерживаем подростков, но выдаем знания только по запросу.

О hard skills

Школьники учатся и узкопрофессиональным навыкам. В штабе журналистики на практике узнают, как работать с текстом, чтобы донести информацию до аудитории. В штабе здорового питания — как продумать концепцию, вкус и дизайн упаковки продукта, чтобы он понравился покупателям.

В штабе экологии ребята изучали тему загрязнения окружающей среды и в итоге придумали несколько решений для школы: раздельный сбор отходов и разработку школьного мерча на основе переработанных материалов.

О результатах школьников

Какие цели ставим и как измеряем результаты? Есть 4к — универсальные компетенции: креативность, критическое мышление, командная работа, способность к коллаборациям. Да, это база, но не залог успеха в жизни. Та же командная работа — широкое понятие, в которое включены десятки разных навыков. Невозможно их сформировать быстро и качественно.

Поэтому мы выделяем определенный skill set, в зависимости от направления проекта. У каждого школьника в начале и в конце пути измеряем несколько показателей по конкретным навыкам и анализируем результаты.

О новых проектах в культуре и бизнесе

спросили Алексея Мисютина CEO и основателя школы «Алгоритм»

У нас много новых проектов-коллабораций. С музеем «Гараж» школьники придумали, как привлечь в музей юных скейтеров, с ITHub и лабораторией Алены Владимирской — познакомились с профессиями будущего и разобрались в нюансах профориентации.

Вместе с Альфа Банком подростки создадут реальные диджитал-продукты для клиентов, с Universal University — инсталляции для выставки, а с ITHub — научатся разрабатывать игры, сайты и мобильные приложения.

Есть идея сделать с ребятами проекты, которые можно подать на гранты для инвестиций, и во время учебного года помогать им воплощать эти идеи. Хотим поработать со сферой культуры: изобразительное искусство, музеи, кино, радио, телевидение. Еще одно направление связано с химией, медициной, биологией. Это очень сложные сферы, которые требуют специфических знаний. Сейчас думаем, как воплотить идеи в жизнь.

There is no translation available.

«Будь в моменте», «продыши это», «держи контекст на задачу» — из каждого смартфона продают нам осознанность коучи и блогеры. Это и не считая стереотипов про миллионы, которые зарабатывают «осознанные люди». И вот, хайп и шум вокруг этого понятия уже раздражает и не хочется разбираться в чем суть, правда?

Тем не менее осознанность — просто навык удерживать внимание. И, если дать ей шанс, осознанность сработает как зонт от ливня новостей, которым ежедневно окатывают нас и наших детей. Только представьте: чтобы бегло пролистать все инфоканалы, уже сегодня потребуется 17 жизней по 158 (!) лет. Добавьте к этому задачи по десятку предметов, спорт, творчество, соцсети, профориентацию, экзамены, гормональную перестройку — получите ежедневную нагрузку школьника.

Тут без осознанности (или фокусировки внимания) не обойтись. И пока этот навык усердно тренируют в офисах и корпорациях, мы в «Алгоритме» уверены, что осознанный подход пора применять в школах. Рассказываем, как все это работает.

Почему мы отвлекаемся и как с этим работает осознанность

Сейчас, когда наша жизнь все чаще перетекает в онлайн, сложно сосредоточиться на том, чтобы дописать предложение до точки. Мессенджеры тренькают, все вокруг отвлекает, лезут посторонние мысли, и вот уже и не вспомнить, зачем был открыт файл или учебник. 

Почему так происходит разъяснили исследователи Harvard Business Review Гоулман и Дэвидсон. Они звонили людям и спрашивали: «Что вы сейчас делаете?» и «О чем вы думаете?» В 47% случаях ответы не совпадали, а, значит, человек отвлекался. Виной тому эмоциональный центр, который довольно силен в нашем мозгу и остро реагирует на любой «дзынь» мессенджера, не давая нам завершить дело. 

Однако передний отдел мозга, этакий мудрый учитель, способен сдерживать этот порыв и отдать команду продолжать работу. Достаточно отследить, в какой момент нас что-то отвлекает и вернуть внимание на дело, которым занимались. Сходу это сделать не получится, но, при регулярных тренировках, можно прокачать эту связь между двумя отделами мозга, как мышцу. Вот эта мышца и есть осознанность.

Или, как пишет автор книги «Быть собой» Руби Уэкс: «Осознанность — способность обращать внимание, замечать свои мысли и чувства, не лопаясь от усилий». Последнее очень важно для школьников и родителей. Эмоциональные центры у подростков активнее, чем у взрослых, поэтому практически невозможно не реагировать на +1 лайк в соцсети или трейлер нового сезона сериала. Не стоит ругать за это подростка: для начала важно отследить эти моменты отвлечения, а тренировать осознанность лучше на упражнениях, которые приведем ниже.

Что осознанность дает школьнику?

Американские коучи любят пример офицера Джейка Д., который, подорвавшись на мине (и потеряв обе ноги), вспомнил дыхательное упражнение из учебника. Так он сфокусировался на том, что нужно сделать: последовательно проверил состояние своих людей, отдал приказ позвать на помощь, наложил себе жгуты и даже не забыл приподнять ноги. Врачи, прибывшие на место, сказали, что если бы Джейк не сохранил спокойствие на 3 минуты благодаря ровному дыханию, он бы умер бы от потери крови.

Школьникам концентрация внимания на задаче, которую принято называть осознанностью, позволит добиться трех мирных, но значимых целей ↓

1. Переключать тумблер с мыслей на эмоции и обратно

Научившись возвращать ускользнувшее внимание на эссе, тест по математике, рисеч по физике, у школьника возрастает вероятность завершить и сдать работу вовремя. Кстати, у нас в «Алгоритме» есть куратор, который помогает справиться с этой задачей, вернуть на нее внимание ребенка, пока осознанность не прокачана. У куратора для этого есть и технические инструменты (напоминания, дашборды) и психологическая подготовка для «настройки» контакта со школьниками.

Мария Кузьмина
«Подростки — непростая аудитория. Они выбирают направление в жизни, меняют интересы и отношение к себе и родителям, впервые влюбляются. Всегда удобно, когда приходит ученик с четкой целью и желанием активно работать, но порой нужно не дергать, а помогать с поиском себя (будь то вопросы, относящиеся непосредственно к учебе, или личные моменты)».
Мария КузьминаКуратор в школе «Алгоритм»

2. Понимать, что и зачем сейчас делаешь

Один из бонусов от осознанной жизни для школьника — когда цель мотивирует заниматься. Только эту цель надо сформулировать через «хочу». И вот, она уже драйвит, становится мечтой.

Например, вместе со школьником можно построить такую связь: я хочу создавать роботов → поэтому хочу программистом → поэтому хочу поступить на мехмат МГУ → поэтому хочу сдать ЕГЭ по математике на 95 баллов → поэтому хочу изучать математику → поэтому сейчас решаю уравнение. К нам в «Алгоритм» часто приходят дети с таким запросом, а кураторы и преподаватели регулярно возвращают их к целям.

Кстати: в 7-8 классе наши ученики еще могут не знать термина «осознанность», но понимают, зачем они сегодня сядут за уроки.

Виктория Плахова
«Не знаю, как описать осознанность: можно назвать практикой осознанности процесс обучения, решения задач и уроков. Осознанность сама по себе есть в обыденных вещах в “Алгоритме”, например, в грамотно составленном расписании и такой нагрузке, чтобы я везде успевала».
Виктория Плаховаученица 8 класса «Алгоритма», музыкант, художник, писатель и будущий дизайнер

3. Обрести себя прямо сейчас

Главный зарубежный исследователь внимания, Дэниел Сигел, пришел к выводу, что мы — то, на чем сейчас наше внимание. К примеру, если школьник ночью тревожится о занятиях, то он занят учебой, а не сном, хотя пора бы отдохнуть. А вот и позитивный пример: если школьник пишет простой код на уроке по информатике, погружен в задачу, считая себя программистом — он уже программист. Подумайте, какие широкие возможности это открывает! Можно фокусироваться на успехе, снять тревожность, сберечь силы для поступления или для отдыха.

Сергей Сыроешкин
«У меня и хобби всей жизни есть — программирование. Если не тренировать внимание, не собираться с мыслями над целью и забывать дышать (выйти на улицу или на балкон), то заканчиваются силы. А они у меня заканчиваются часто, так как я уже планирую поступление, много занимаюсь».
Сергей Сыроешкин ученик 8 класса «Алгоритма», будущий программист

Как школьнику тренировать осознанность

Психологи признают, что заставить подростка тренировать осознанность — дело гиблое. Можно только втянуть/пригласить школьника в эту задачу, переместить его фокус внимания на какие-то вещи и тренировать их вместе с ним. Руби Уэкс в книге «Будь собой» рекомендует пару небанальных упражнений для подростков.

Автопилот — 1 минута в день

Отследите с домашними, какое дело вы делаете, буквально не включая голову. Чаще всего в режиме автопилота мы чистим зубы. Чтобы вернуть внимание в эту задачу, понять, что вы чувствуете в моменте, достаточно начать чистить зубы другой рукой и предложить это школьнику. Будет неудобно и долго, местами смешно, зато фокус внимания на 2 минуты в день (утром и вечером) гарантирован.

Одно фото в Инстаграм (время — по ситуации)

Соцсети все давно ведут на автопилоте. Чтобы вернуть фокус, можно предложить школьнику делать не селфи, а одно осознанное фото в день для Инстаграм. Пусть это будет тот момент, который чем-то зацепил ребенка, даже если это разметка на асфальте. Такую ленту крайне полезно листать спустя месяц — вспоминаются эмоции. Чтобы не отказываться от привычной активности в соцсетях, достаточно придумать таким постам уникальный тег или завести закрытый аккаунт для себя.

Тело — 5-10 минут в день

Чаще всего в нас застревают негативные эмоции (кто-то обидел, что-то не вышло) и оседают они в какой-то части тела. Например, гиперответственность обычно в прямом смысле давит на плечи (а у школьника ответственности как минимум на еще один рюкзак). Можно вместе с подростком нарисовать контур тела и попросить его отметить, где засела обида/разочарование? Какой она формы? Она колет, стучит, ноет? Какого она цвета? Даже беглые ответы на эти вопросы рассеивают негатив.

По данным исследователей, привычка к осознанности формируется за 6 недель. Однако стоит подготовить школьника к тому, что быть осознанным 24/7 не выйдет, внимание будет ускользать, какие-то дела можно поручить автопилоту. Главное — нащупать этот самый тумблер внимания и научиться его переключать. И всегда будут задачи, которые бесят, и места работы/учебы, на которых выгорают (таким оказался даже «Диснейленд»). Такие дела стоит принять как факт и ограничить их во времени. Например, время выпускных экзаменов займет 2-3 недели в июне и все.

В помощь родителям: как в «Алгоритме» работают над осознанностью школьников:

1. Нагрузка сохранит включенность

Подбираем программу обучения с нагрузкой, которая нужна ребенку для цели. Кроме насыщенной пятидневки (где в перерывах практикуют йогу и правильное дыхание) можно взять интенсив на 3 дня в неделю или вовсе заниматься онлайн. Так подростку не придется отсиживать на ненужных предметах или тратить время на дорогу. Проверено: в каждом из этих вариантов обучения включенность в процесс гораздо выше.

2. Куратор напомнит об уроках и удержит фокус

Со школьником в «Алгоритме» занимаются кураторы, которые следят за успеваемостью, напоминают о домашних работах, обсуждают, почему «не идет», возвращая фокус внимания ребенка на обучение. Когда регулярно приходят напоминания о начале урока, сдаче теста и есть, с кем обсудить сроки, — забыть/проспать/залипнуть невозможно.

3. Преподаватель проведет прямо к цели

Преподаватели благодаря квалификации, технологиям (онлайн+офлайн), маленьким группам обучения — могут поработать с каждым школьником, вернуть его к цели (скажем, поступить в МГУ) и поделиться опытом своих выпускников. Такие партнерские отношения уже включают эмоциональный отдел мозга (помните, насколько он силен?), и работа идет веселее.

4. «Центр Коллабораций» даст попробовать себя в деле

Фишка «Алгоритма» — проекты, где подростки общаются с бизнес-средой (it-компаниями, крутыми вузами, арт-пространствами), задают вопросы, участвуют в проектах. То есть подкрепляют цели практикой, чтобы хотелось не просто сесть за уроки, а перевернуть мир. Кстати, в этом сезоне у нас «Гараж», Британская высшая школа дизайна, Альфа-Банк и ITHub.

5. Среда не даст залипнуть

Школьники в «Алгоритме» знают с какими баллами хотят сдать ОГЭ и ЕГЭ, куда поступить, чего добиться в спорте, музыке, творчестве. Понимают, на что точно могут повлиять только они сами. Новички быстро втягиваются в эту «осознанную систему обучения» и уже не могут плыть по течению.
There is no translation available.

Старшеклассник и поступление — серьезный челлендж. У него много этапов: выбрать специальность, определиться с вузом, подготовиться к экзаменам. Как сохранить время и не выгореть? Мы — за agile-подход, поэтому предлагаем сразу 3 дорожных карты. Или, говоря официальным языком, образовательных трека.

Трек? Что это? Зачем мне его выбирать?

У каждого человека в старших классах свои цели. Кто-то собирается поступать за рубеж, кому-то нужно совместить учебу с профессиональным спортом, а кто-то хочет сдать ЕГЭ на максимальные баллы.

Трек — это формат обучения, который мы подбираем под конкретную цель старшеклассника. Гибкий график позволяет:

  • сфокусироваться на важных задачах;
  • учиться в комфортном режиме;
  • совмещать учебу с профессиональными интересами.

Что вы предлагаете?

Мы продумали 3 формата обучения: один стандартный и два для экстернов, то есть ребят, которые изучают программу самостоятельно, а в школе только сдают экзамены. Ниже — коротко о каждом.

Стандарт

  • Для кого? Для выпускников, у которых нет серьезной дополнительной нагрузки и есть возможность учиться в спокойном темпе.
  • Как? Школьники проходят программу 10 и 11 классов за 2 года, а в конце сдают ЕГЭ.

10+

  • Для кого? Для учеников, которые хотят максимально сконцентрироваться на поступлении.
  • Как? В 10 классе выпускники проходят все предметы по программе 10-11 классов, кроме русского языка и математики. В 11 классе — изучают русский и математику (два обязательных экзамена) и предметы, которые нужны для поступления. Остается время и для дополнительной подготовки: участии в олимпиадах или составлении портфолио для творческих специальностей.   

10-11 классы за 1 год

  • Для кого? Для ребят, которые хотят закончить школу за год: например, для поступающих за границу, будущих спортсменов или артистов.
  • Как? Программу двух классов ученики проходят за год: в первом полугодии — программу 10 класса, во втором — 11-го. В конце года сдают ЕГЭ и получают аттестат.

А как именно будет учиться старшеклассник?

Школьники могут учиться в удобном режиме: мы корректируем программу под особенности каждого выпускника. Занятия проходят очно и онлайн в таких форматах: лекции, вебинары, практикумы, уроки.

А экстерны в «Алгоритме» могут совмещать две программы: российскую и британскую. Успешно их окончив, ребята получают сразу два аттестата и могут поступить в топовые вузы как в России, так и за рубежом.

Мы знаем: четкое планирование в разы увеличивает шансы достичь цели. Именно поэтому мы разработали 3 гибких и доступных трека. Эффективность каждого из них подтверждают десятки успешных кейсов. Наши выпускники показывают лучшие результаты экзаменов в Европе и мире и поступают в ведущие университеты, от МГУ до Оксфорда.  

Хотите узнать больше и подобрать программу для старшеклассника? Будем рады ответить на все вопросы на консультации

There is no translation available.

По данным Mail.ru, домашнее задание с детьми делают 70% родителей (причем, 56% признались, что порой делают «домашку за ребенка»). В среднем родители учатся за детей или вместе с детьми по 2 часа в день и больше всего сил вкладывают в русский язык и математику. 

Мы в «Алгоритме» решили освободить родителям время на личную жизнь и запустили онлайн-школу без домашних заданий. И обучаться у нас можно прямо с первого класса. Рассказываем, как все устроено.

Зачем уходить от привычной системы с домашними заданиями?

Для начала давайте разберемся, почему домашние задания стали головной болью для детей и родителей. Часто ребенок не понял темы в школе, и тогда дома ему просто не по силам справиться с задачей или написать текст. Бывает и так, что темы более-менее ясны, а вот заданий очень много. В 2016 году Россия заняла первое место в рейтинге стран мира, где на домашние задания дети тратят более 10 часов в неделю, в остальных странах предел — 6,5 часов. И этот объем приходится делать в «третью смену», так как первую часть дня ребенок проводит непосредственно в школе, вторую — на секциях и кружках. Неудивительно, что вечером школьник засыпает над тетрадями, а мама с папой берутся за дело. Увы, это привычный сценарий для большинства школ.

mother daughter doing homework home

Не отменить ли домашние задания совсем? Смотря, какие у вас планы на будущее ребенка. Многие творческие школы и школы с авторским подходом пошли по пути отмены заданий на дом, столь обременительных для всех. Но стоит вспомнить о главной цели домашней работы — отработке и закреплении темы на практике, а также способе показать, как теоретический параграф из учебника применим в жизни. Без такой практики школьнику сложно овладеть основами наук, понять алгоритмы решения задач. И не стоит забывать, что ребенок, не имеющий опыта отработки навыков, вряд ли сможет рассчитывать на высокий балл на ЕГЭ в будущем.

Получается тупик? Ни в коем случае! Как оставить домашние задания в их самом приятном и необременительном виде мы придумали в школе «Алгоритм»

Алиса Овсянникова
«В «Алгоритме» я не трачу время на дорогу. При очном обучении я в день на учебу тратила 7-8 часов в школе плюс 3-4 часа дома с домашним заданием. А сейчас, благодаря онлайн-обучению, я учусь в день максимум 6 часов (а не 10-12!!!)!»
Алиса Овсянниковатанцовщица и преподаватель tribal fusion, окончила 8 класс онлайн в «Алгоритме»

Как устроено обучение без домашних заданий в онлайн-школе «Алгоритм»

Коротко: 5 дней в неделю ребенок будет заниматься у нас онлайн, а после учебы выполнять домашнюю работу вместе с учителем в онлайн-классе. Классы у нас маленькие, до 14 человек, поэтому внимания всем хватит. Кроме того, это отличный способ мягко перейти на домашнее обучение — ребенок также остается в школе на полдня, только виртуально, с индивидуальным подходом.

Подробно: Наша система построена как в живой школе, только круче. У нас есть Учебный портал со всеми материалами для учебы, Планер, где школьники видят свое расписание, оценки и комментарии учителя, даты контрольных работ. По отзывам родителей, недели достаточно, чтобы ученик освоился с нашей системой.

Узнайте подробности об онлайн-школе «Алгоритм»

Узнать подробности
mother daughter doing homework home

Учебный процесс без домашних заданий построен так:

Объяснение нового материала школьник получит на вебинарах

Учитель ведет вебинар из высокотехнологичной студии с четкой картинкой и объемным звуком. Если школьник не успел на вебинар — видеолекцию можно посмотреть потом, в записи.

Понять, как дети поняли материал, учитель сможет на онлайн-уроке

Уроки проходят в вебинарных комнатах в режиме реального времени. В системе учитель видит школьников, отвечает на их вопросы по теме, дает устные и письменные задания. Классы у нас маленькие — до 14 человек, учитель успевает поработать с каждым.

Отработка знаний (домашка) будет на практикумах с учителем

Школьники будут решать примеры, писать диктанты, отвечать материал в онлайн-классе под руководством учителя. И на дом никаких заданий не останется. Закончилась онлайн-сессия на сегодня? Значит, можно отдыхать до завтрашнего дня.

Елена Петровна Серая
«Уроки в «Алгоритме» особенные, эффективные. Онлайн-занятие охватывает темы целой недели (а это 3-5 тем). Поэтому часто приходится импровизировать, обобщать, выбирать самое главное и самое трудное в темах, чтобы помочь ребятам разобраться».
Елена Петровна Сераяучитель русского языка и литературы в «Алгоритме», в 2020 году ее ученица набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку

Какие преимущества видят в нашей системе онлайн-обучения дети, родители и педагоги

Мы насчитали как минимум 6 преимуществ, о которых школьники и родители говорят в своих отзывах и отмечают наши педагоги:

Ребенок практикуется под руководством педагога

Родителям больше не надо вспоминать, как сами учились, а педагог на онлайн-практикуме увидит, где ребенок отстает, и дополнительно объяснит материал. Ведь обучение для этого и нужно, правда?

Нет возможности списать (да и желания не возникнет)

«Лучший учебник — решебник». Слышали эту шутку? Увы, большинство задач из учебников уже решены, а ответы изданы большим тиражом — ученикам остается только аккуратно переписать решения всех задач, полученных на дом. А у нас не так. Ребенок занимается вместе с учителем на практикуме, где хочется работать самому.

У ребенка остается свободное время на секции и отдых

Сделать уроки или пойти на тренировку? Наши ученики идут на тренировку, репетицию, в парк, в бассейн, на английский — куда захочется, так как уроки сделаны уже в школе. А после тренировки можно отдохнуть и погулять. На то оно и детство, согласны?

Нет рисков, что школа закроется из-за коронавируса

Пандемия 2020 не прошла бесследно: у большинства родителей сохранился страх, что нужно будет «сажать» ребенка дома, к чему-то подключать, как-то обучать. А у нас уже все настроено и отлажено. Полноценная онлайн-школа без домашних заданий.

Тендетник Вероника Всеволодовна
«Несомненную ценность системы обучения в «Алгоритме» я увидела в связи с пандемией. Мне кажется, что у детей, их родителей и учителей обычных образовательных школ началась истерика, головная боль, паника. Наши дети, учащиеся в «Алгоритме», как учились спокойно, так и продолжили спокойно учиться, без всяких проблем».
Тендетник Вероника Всеволодовнамама Константина Тендетника, окончившего 4 класс в «Алгоритме»

Комплексный подход, как в живой школе, только лучше!

Мы предлагаем комплексный подход: передача знанийпроверка знанийзакрепление навыков в рамках одного отлаженного учебного процесса. Мы не ограничиваемся видеолекциями или онлайн-тестами. Мы работаем со школьником от и до, освобождая родителей от домашних заданий.

Технологии, с которым ребенок полюбит учиться онлайн

Наши преподаватели ведут вебинары из высокотехнологичных студий Jalinga, чтобы у школьника был эффект присутствия учителя рядом, безупречные картинка и звук. Эти технологии используют для обучения Яндекс, Газпром, НИУ ВШЭ, Сбербанк и другие гиганты.

В завершение хочется сказать о том, что, как и в «живой школе» у нас есть онлайн-клубы и активности для социализации ребят. Например, дети полюбили «Большую онлайн-перемену», где можно просто поболтать по видеосвязи с одноклассниками или включиться в упражнения на снятие стресса вместе с нашим психологом. Это сближает и мотивирует ребят, учит работать в команде и уважать друг друга.

Набор в нашу онлайн-школу без домашних заданий открыт!

Подберите удобную для вас программу онлайн-обучения

Подобрать программу

Если у вас остались вопросы, пожалуйста звоните +7 (499) 116-34-64 и мы вас обязательно проконсультируем

Не нашли подходящей программы обучения?
Предлагаем подробнее ознакомиться с нашей школой в презентации.
Узнайте все наши секреты…
Презентация