Школа «Алгоритм»

Елена Перминова

Преподаватель истории A-level, GCSE, литературы GCSE, английского языка Pre-GCSE
«Британская программа — одна из лучших в мире», — уверена Елена Перминова, преподаватель гуманитарных наук в нашей британской школе. В интервью Елена рассказала о том, как училась в США (и даже строила дома в Новом Орлеане), почему интерактив и работа в команде хороши для любого возраста и чем онлайн-занятия отличаются от очных.

Бонус: о морских свинках, Байкале и о том, любили ли друг друга Ромео и Джульетта.
Я закончила институт филологии и истории РГГУ, после чего поехала в Америку преподавать русский язык как иностранный. Опыта до этого у меня практически не было, поэтому поначалу было сложно. Однако примерно через полгода поняла, что мне нравится преподавать, и я хочу заниматься этим и дальше. Закончила магистратуру в Штатах, вернулась в Россию и начала работать.

Еще в Америке я заинтересовалась именно школьным образованием, так как оно закладывает основы для всей дальнейшей жизни учеников. В сфере школьного образования сейчас много новых идей и подходов — это очень живая, активно развивающаяся область, в которой можно себя реализовать. Так что мой выбор профессии был осознанным. После возвращения из Америки я два года работала в одной из международных британских школ Москвы, что позволило мне своими глазами увидеть, как устроены британские школы, какая у них программа, как преподаются гуманитарные дисциплины. Этот опыт помогает мне и сейчас, уже в «Алгоритме», где я также веду уроки по британской программе.

«
Мне с детства нравились гуманитарные предметы: английский язык я начала учить чуть ли не с детского сада, всегда много читала и в школе обожала литературу и историю. Другие варианты специализации я для себя даже не рассматривала.

»
Я пришла в «Алгоритм» в 2016 году. За прошедшие годы школа сильно выросла и в плане пространства, и в плане количества учеников. Я до сих пор помню, как в первый год работы вела занятия на Лубянке, на Таганке и на Цветном бульваре — иногда все в один день! Сейчас такого уже нет. Учеников теперь тоже ощутимо больше, что очень радует.

Я преподаю историю по программам GCSE и A-level, литературу на GCSE и английский на Pre-GCSE. Помимо знаний по предмету, я стараюсь развивать в детях интерес к учебе и уверенность в своих силах. Бывает, что ребенок очень боится сделать ошибку, высказать собственное мнение, как-то проявить себя. На своих уроках я даю каждому и каждой понять, что страх — это плохой помощник в учебе, а ошибка — не трагедия, а возможность для роста.

Конечно, к разным возрастным группам нужен разный подход. С младшими ребятами нужно больше интерактива и разнообразных видов деятельности: на уроках я даю им песни, небольшие видео, творческие задания, игры. Это помогает держать их внимание и улучшает их мотивацию. В старших классах ученики обычно уже задумываются о будущем и понимают важность учебы, поэтому работать с ними проще. К ним я стараюсь относиться как к взрослым. Но капелька интерактива им тоже не повредит!
Мои ученики получают топовые результаты на экзаменах по гуманитарным предметам, и это всегда приятно. Во многом ради этого мы и работаем — чтобы дети смогли реализовать свой потенциал, получили отличные оценки и поступили в хороший вуз. Однако оценка не является самоцелью. Моя основная задача — помочь детям улучшить навыки понимания текста и критического мышления. Иногда оценке «С» радуешься больше, чем топовым результатам, так как знаешь, какой большой путь был пройден до этой оценки, насколько она выстрадана.

Программа литературы GCSE сильно отличается от литературы в русской школе. На британской программе дети «теряют» в количестве прочитанных книг: в русской школе за год нужно прочитать очень много произведений разных авторов, а на британской мы полгода можем проходить один роман или пьесу. Зато дети получают возможность детально разобрать этот текст, учатся формировать и обосновывать свою точку зрения, а не заучивать и транслировать какое-то «единственно правильное» прочтение, как это часто бывает в русской школе. Любили ли Ромео и Джульетта друг друга по-настоящему? Или, может быть, Джульетте стоило присмотреться к Парису? Ученики на британской программе решают это сами.

Я редко читаю ученикам лекции: обычно они знакомятся с материалом дома, а на уроке я задаю им вопросы, чтобы проверить, как они его поняли. Я часто даю им парные или групповые задания, чтобы возможность высказаться получил каждый, а не только самые активные дети. Конечно, у нас бывают и небольшие письменные тесты по окончании каждой темы. На A-level материал более обширный и сложный, чем на GCSE, поэтому даже способным ученикам бывает непросто. Одно остается неизменным и в средней, и в старшей школе: чтобы получить хороший результат, нужно хорошо поработать.

«
Я думаю, что ребенок не может быть слишком мал для Pre-GCSE. Для обучения на этой программе главное не возраст, а уровень английского. Если ребенок в состоянии понимать устную речь на английском и читать соответствующие возрасту тексты, то причин для беспокойства у родителей быть не должно. Чем младше ребенок, тем он быстрее адаптируется.

»
На онлайн-уроках мы разбираем тот же самый материал, так что в академическом плане они ничем не отличаются от очных. К тому же онлайн-уроки благотворно влияют на дисциплину: записочками уже не покидаешься!

В свободное время, как это ни банально, я люблю путешествовать. Где бы я ни была, сразу бегу в музей и из каждой поездки привожу какие-то новые знания. Например, прошлым летом я ездила волонтером на Байкал и узнала удивительный факт о Русско-японской войне. Когда Транссибирская магистраль еще не была достроена, а провиант для армии нужно было как-то доставлять к месту военных действий, целые поезда переправляли через Байкал на специальном пароме. Зимой даже прокладывали железнодорожные пути прямо по замерзшему озеру! Далеко не во всех учебниках истории об этом пишут.

Во время учебы в Штатах я два года подряд ездила волонтерить в Новый Орлеан: помогала строить дома, разрушенные ураганом «Катрина». Это был незабываемый опыт, благодаря которому я узнала о городе, его истории и жителях столько, сколько никогда не узнаешь во время обычной туристической поездки. Поэтому и теперь я стараюсь хоть иногда участвовать в волонтерских проектах.

Еще меня вдохновляет хорошее кино, йога и две моих морских свинки.
«Поддерживаю форму» преподавателя британской школы, путешествуя, общаясь с англоязычными друзьями, читая и смотря англоязычный контент. Иногда прохожу онлайн-курсы по разным аспектам преподавания на англоязычных платформах. Я считаю, что британский подход к образованию — один из лучших в мире, поэтому выбираю курсы именно от британских образовательных организаций.

Будущим ученикам школы «Алгоритм» желаю верить в свои силы и следовать за своими мечтами! Если вы открыты новым знаниям и навыкам, готовы работать для достижения своих целей, то у вас обязательно все получится.