Я работаю практически с самого запуска британской школы и, в первую очередь, вижу, что число студентов в классе увеличивается, администрация стабильна и также увеличивается, чтобы обслуживать возросшее число студентов, и что в основном работают одни и те же преподаватели. Это означает, что идет накопление опыта и совершенствование школы. Школа — не стены, а люди.
В начале моих уроков обычно 5-минутная летучка. Потом бывают разные форматы. В основном это лекции со слайдами и попутным обсуждением, часто по пятницам студенты группами пишут ответы на экзаменационные задания прошлых лет.
Иногда я задаю на дом посмотреть видео или поискать в интернете информацию о некотором событии — в таком случае занятие начинается с совместного общения студентов, они делятся друг с другом тем, что они узнали.
Например:
Все, что мы делаем в классе или в домашнем задании, — строго по программе. Просто в программе написаны темы вроде «Факторы, влияющие на курс обмена валюты» или «Значимость размера дефицита бюджета и государственного долга», а про Текиловый кризис и обвал песо в Мексике в 1994 году — не написано.
Что касается атмосферы на моих уроках, возможно, есть отличие между тем как я ее вижу, и как студенты ее ощущают. Я всегда приветствую вопросы, исправления и возражения, но, понимаю, что многие студенты могут стесняться, или считать что они что-то не так поняли, или что это они сами ошиблись, а не я.
Сложно ли детям изучать математику, физику, экономику на английском? Некоторым — очень сложно. Если есть проблемы с языком, студент не может более-менее свободно или хотя бы бегло говорить по-английски, то нужно быть готовым к аду. Если же студент уже говорит хорошо, то особых проблем с перестройкой именно в плане языка я не вижу.
Правда, те в основном ехали на программы магистратуры или PhD, а не бакалавриата, как ребята из «Алгоритма».
Анна и Семен, поступившие после «Алгоритма» в Оксфорд, как и другие подобные студенты, — умные, целеустремленные, самостоятельные люди. Анна была более самокритичной, даже, может быть, слишком самокритичной, в то время как Семен был более самоуверенным. Анна, несмотря на всю свою неуверенность и требовательность к себе, в итоге была признана лучшей в мире по экономике по всей международной программе Edexcel за ее год выпуска, среди десятков тысяч человек. Это очень много говорит о ней, и не так много — обо мне. Я думаю, что они бы и без меня справились бы, разве что пришлось бы больше усилий приложить. Вместо меня можно было бы поставить у доски метлу или клюшку для гольфа :) — они все равно прекрасно бы учились и все равно добились бы прекрасных результатов. Конечно, хотелось бы думать, что я помог им в чем-то, но, скорее всего, я могу больше помочь более слабым студентам.
Успех Анна Ашкинази (она показала по экономике лучший результат в мире и поступила в Оксфорд) повторить крайне сложно, нет никаких секретных ингредиентов, рецептов или магических заклинаний. Во всяком случае, действенных. Анна всегда была крайне щепетильной к деталям, детально изучала материал и копала действительно глубоко. Лучше у нее спросить, как именно это ей удалось. Я могу только предположить, но она просто скажет: занималась усердно, прорабатывала экзамены прошлых лет. В ответах пыталась показать широту кругозора, включая туда различные кейсы из истории экономики разных стран, которые мы изучали в классе. Все.
В российской школьной программе экономика встречается редко. Обычно ее изучают уже в вузе. В то время как современным школьникам экономика помогает лучше понимать, что происходит вокруг. Инфляция, безработица касаются всех, но важно также понимать происходящие процессы и критически оценивать действия (или бездействие) политиков. Я не уверен, что предмет «Экономика» кому-то поможет стать успешным бизнесменом, но, во всяком случае, заставит по-новому смотреть на свои решения в жизни. Студенты, я надеюсь, будут лучше понимать, почему другие люди, фирмы, рынки, правительства ведут себя так, как ведут. Возможно, они смогут лучше отреагировать при изменении обстоятельств. С другой стороны (а в экономике всегда есть другая сторона), неоднократно отмечалось падение альтруизма и возрастание жадности в поведении изучивших экономику.
Как отдыхаю от работы? У меня не так много свободного времени. С увеличением числа студентов увеличиваются и другие вещи, например объем домашнего задания, который надо проверить. Потом, как говорится, «семья, дети». Но для знающих людей скажу, что в CoC у меня макс TH13 («Clash of Clans» — стратегическая компьютерная игра, прим. редактора).
Будущим ученикам нашей британской школы рекомендую быть готовыми к тому, что успешно учиться и справляться с программой обучения на иностранном языке — кровь и пот, а не прогулка в парке. Особенно, если решите совмещать две учебные программы. Британская программа — крайне требовательная, призванная дать возможность отобрать со всего мира лучших абитуриентов лучшим университетам Великобритании (вторая по популярности страна для иностранных студентов, после США).
В России иногда родители (да и дети) недооценивают конкуренцию при поступлении в британские вузы. Бывает так, что родители и их дети смотрят вокруг — не так много людей на британских программах, не так много людей могут себе позволить даже задумываться о высшем образовании в Великобритании, стало быть, конкуренция не такая высокая. Ничего подобного! Это здесь, в Москве, не так много. Но если добавить саму Англию, Китай, Европу, Пакистан, Индию, Эмираты и прочие страны Африки — становится понятно, что конкуренция просто сумасшедшая