Это не очередная статья про навыки высокоэффективных людей XXI века. Это небольшое исследование наших учеников, выбравших экстернат как альтернативу классической школьной пятидневке. Они учатся очно, очно-заочно или онлайн, проходят все классы или заканчивают школу на год раньше сверстников, но, главное, растут личностно и развивают навыки, которые пригодятся любому взрослому. Рассказываем, как и почему им это удается.

Целеполагание

Про собеседования, где спрашивают: «Кем вы себя видите через 5 лет?», — ходит много шуток. И тем не менее этот вопрос вводит в ступор добрую половину кандидатов. А ребята, которые приходят в «Алгоритм», чтобы учиться в экстернате, уже имеют представление о своем будущем. У нас они получают возможность развивать свой талант без ущерба успеваемости, сформулировать краткосрочные цели и спланировать свою академическую карьеру до поступления в вуз и дальше.

«В «Алгоритм» я пришел в сентябре 2017 года. Искал возможность сформировать расписание занятий, которое позволяет совмещать учебу и мою работу на телевидении. И чтобы качество обучения при этом не страдало. «Алгоритм» мне полностью подошел. Мои краткосрочные планы — это, прежде всего, постараться успешно сдать экзамены и поступить в вуз. Вуз для меня очевиден. Это факультет журналистики МГУ, специальность «Телевизионная журналистика». Глобально — убежден, что нужно быть профессионалом в профессии, которая тебе по душе и которую ты выбрал».
Алексей Лапин
Алексей Лапин учится в 11 классе в экстернате «Алгоритм», соведущий программы «В мире животных»

Расстановка приоритетов

Дети, обучающиеся у нас в экстернате, всегда чем-то интересуются, склоняются в пользу нужных предметов, получая по остальным «проходной» балл. В обычных школах учителя могут быть обижены таким невниманием, у нас же, наоборот, именно они помогают детям устроить учебу так, чтобы не распыляться. Это западная модель специализации, которая доказала большую состоятельность, чем советское, всеохватное образование.

«В обычной школе очень много времени уходило на подготовку к предметам, которыми я не интересовалась. Одинаково глубоко мы изучали и историю, и химию, и литературу. Мне хотелось иметь возможность сконцентрироваться только на тех предметах, которые я сдавала на ЕГЭ. Также мне не хватало времени на подготовку творческих работ для поступления. Уйдя из обычной школы, у меня появилась возможность заниматься важными для себя вещами без ущерба учебе в школе».
Екатерина Новосельцева
Екатерина Новосельцеваокончила 10-11 класс в экстернате «Алгоритма», сейчас — студентка МАРШ

Тайм-менеджмент

«Самые любимые вещи нельзя купить», — так Стив Джобс говорил о времени, которое считал самым ценным ресурсом в нашей жизни. Школьники, которые учатся у нас в экстернате, во-первых, умеют следить за временем, подсчитывать и планировать временные затраты, чтобы в череде своих проектов успеть сдать домашнюю работу. А, во-вторых, обучаясь онлайн (или очно-заочно), вдвое экономят свой временной ресурс. 

«Я не трачу время на дорогу. Также при очном обучении я в день на учебу тратила 7-8 часов в школе плюс 3-4 часа дома с домашним заданием. А сейчас, благодаря онлайн обучению, я учусь в день максимум 6 часов (а не 10-12!!!)».
Алиса Овсянникова
Алиса Овсянниковаучится в экстернате «Алгоритма» онлайн, профессионально занимается танцами tribal fusion и сама преподает

Профориентация, изучение своих интересов

Профориентационные тесты, по исследованиям МГУ, ставят в тупик 90% подростков. Неудивительно, что эта тема стала головной болью детей и родителей. А у нас эта задача со звездочкой решается самими учениками, качественно и постепенно. В обычной школе дети заканчивают учиться во второй половине дня, потом до позднего вечера делают уроки, и так — 5-6 дней в неделю. Добавьте к этому занятия с репетиторами или секции, и получится, что изучить свои интересы, начать развивать их в школе нет никакой возможности. Не говоря о том, чтобы состояться как спортсмен, танцовщик, актер. Наши ученики, благодаря выстроенной системе обучения в экстернате, могут попробовать разные направления и выходят из школы юными профессионалами с портфолио.

«Я пришел в экстернат в 8 классе, а вышел из школы уже с одним крупным проектом, который дал мне дорогу в настоящий дизайн. Это были школьные тетрадки*, с довольно смешными принтами, их заметили в магазине Республика и выкупили права на них. Если бы я учился в обычной школе, такого точно бы не было».
Виктор Сивак
Виктор Сивакперешел в экстернат «Алгоритма» в 8 классе, закончил 10-11 классы за год, сейчас — успешный графический дизайнер

*Дизайн - проект Виктора Сивака - школьные тетрадки 


 
Умение найти свое окружение

В популярной теории о «Синдроме Самозванца», который заставляет людей сомневаться в своей компетентности, указано, что одна из стартовых точек роста — это найти свое окружение. Или попасть в такое окружение, которое станет твоим: будет разделять твои ценности, цели, увлечения, ритм. И именно среди таких людей можно расти в разы быстрее и не выгорать. К нам в экстернат часто приходят ученики, разочаровавшиеся в своих одноклассниках, которым «ничего не нужно», или в преподавателях, которые «не горят» своим предметом. У нас ребята находят поддержку своих амбиций, свой круг общения, осознают, как это важно. Этот навык они вынесут из школы, чтобы дальше выбирать благодатное, развивающее окружение.

«В обычной школе у меня не складывалось общение с ребятами, хотя я не интроверт. Я не вписывалась в их компании, не понимала их шутки, мне это было неинтересно. Более того, в той школе учителя часто отвлекались на плохое поведение учащихся, что мешало моему обучению. Мой интерес к учебе в школе никто не поддерживал. И в итоге, когда мама все осознала и нашла, куда меня перевести, я перешла в “Алгоритм”»
Амина Айдын
Амина Айдынотличница, учится в 8 классе в экстернате «Алгоритма» и на GCSE

Умение адаптироваться

Дарвин подтвердил, что выживает не самый умный и самый сильный, а самый гибкий. Тот, кто быстрее и лучше всех адаптируется. Мы в школе «Алгоритм» выстраиваем именно такую, высокотехнологичную, но гибкую систему обучения и обучаем этому детей. При переходе к нам из обычных школ дети за первую неделю осваивают нашу обучающую платформу, электронный дневник, систему работы с преподавателями и кураторами, легко впитывают в себя новый опыт, так в пандемию 1000 наших учеников перешли на «дистант» за 1 день.


В завершение: умение учиться — тоже навык

Элвин Тоффлер, футуролог, социолог и философ, утвердил главный навык XXI века. Он говорил, что безграмотными будут те, кто не умеет учиться. В экстернате мы учим ребят брать нужные знания, работать с информацией, спорить, формировать и презентовать собственную точку зрения. То есть даем им алгоритм, по которому они будут учиться в вузе и всю жизнь. Ведь современные специалисты меняют профессию раз в 5 лет и чаще.

«После того, как я перешла в Алгоритм, моя успеваемость сильно повысилась. Я считаю, что школа Алгоритм — школа будущего. Чтобы учиться в «Алгоритме», нужно любить учиться и захотеть улучшить этот навык. Нельзя расслабляться, если онлайн-уроки только 2 раза в неделю, и думать, что будет легко. Зато по любой проблеме можно обратиться к куратору, он поможет и поддержит».
Амина Айдын
Амина Айдын

И это лишь часть навыков “soft skills”, которые мы даем ребятам в экстернате. У нас работают сильнейшие преподаватели, с которыми ученики становятся исследователями, получают прочную базу знаний по предметам и для сдачи ЕГЭ, и для обучения в вузе. Мы подберем оптимальный формат обучения в экстернате, сфокусированный на нужных предметах, и для вашего ребенка — проконсультируйтесь с нашим специалистами.

Дистанционное высшее образование в зарубежных вузах существовало и до пандемии. Заочные программы удаленно присылали студентам задания, а появиться нужно было для сдачи экзаменов или непосредственно на защиту диплома. В эпоху Covid-19 возникла необходимость в организации дистанционного обучения и в «очных» вузах. И тут мир высшего образования буквально раскололся надвое. Титулованные вузы, вроде ETH Zurich и Durham University, ждут конца «ситуации», чтобы осенью начать новый, 2020/21 учебный год в кампусах вживую. А более юные (или более гибкие) университеты активно перекраивают часть программ на онлайн-формат, чтобы удержать своих студентов. 

Рассмотрим, как проходит обучение на зарубежном онлайн-бакалавриате и какие вузы предлагают такие программы в Европе, Великобритании и США.


Онлайн-бакалавриат за рубежом: как организовано обучение?

Дистанционное обучение в западных вузах проходит онлайн, с использованием своих образовательных платформ, Zoom- и Skype-конференций для семинаров (время назначается заранее), зачетов и тестов в интерактивных формах. Лекции проходят в формате видео: например, главный дистанционный вуз Германии, Хагенский заочный университет, присылает студентам 300 видеолекций в год, также у студентов есть электронные учебники и доступ к онлайн-библиотекам вуза.

На онлайн-бакалавриате у студентов есть расписание экзаменов по пройденным модулям и финальной аттестации. Вживую, в зависимости от уровня вуза, может потребоваться приехать лишь на итоговую годовую аттестацию. Например, у одного из старейших в Великобритании Открытого университета (Open University UK) есть экзаменационные центры по всей стране и континентальной Европе. В России экзамены можно сдать в ближайшем центре British Council (в связи с пандемией эту необходимость заменило онлайн-решение).

Разумеется, онлайн-обучение в зарубежном вузе требует самостоятельной работы, исследований, дисциплины и знания языка. Если при очном обучении у первокурсника есть возможность погрузиться в языковую среду, практиковаться, подтягивать знания даже при походе в супермаркет, то на онлайн-обучении уже требуется рабочий языковой уровень. Зато на дистанционной программе не нужно резко менять среду обитания, надолго расставаться с близкими, да и плюсы в виде экономии средств на проживание, перелет, оформление визы забывать не стоит.

Кстати, по исследованиям, которое провел QS (создатель одного из главного рейтинга мировых вузов), 90% иностранных студентов, планирующих поступать на 2020/21 учебный год в европейские вузы, не намерены отказываться от своих планов. В исследовании приняли участие 14 416 абитуриентов. При этом 61% иностранных студентов всерьез готовы к вузовскому онлайн-обучению на период пандемии. 


Какие программы онлайн-бакалавриата предлагают зарубежные вузы (и сколько они стоят)

Сразу оговоримся, что вузы из первой сотни рейтинга QS 2020 пока частично перешли на онлайн и рассматривают дистанционные решения как временную необходимость. Полностью дистанционные программы предлагают менее рейтинговые вузы с хорошим выбором специальностей: от дизайна до медицины. Заметьте: стоимость таких программ в разы ниже очного обучения. Рассмотрим несколько вузов старого и нового света.

Европа

Хагенский заочный университет предлагает обучение бакалавров онлайн на пяти факультетах: от гуманитарных наук до информатики. При этом стоимость программы на получение степени порядка €1600 – €2400. Достоин рассмотрения и итальянский «конкурент» — International Telematic University UNINETTUNO. На шести факультетах можно выбрать порядка 20 специальностей для онлайн-изучения: финансы, менеджмент, юриспруденция и даже digital-коммуникация. У каждого студента вуза есть наставник, который мотивирует и помогает не забросить учебу. Обучение рассчитано на 3 года, стоимость программы €2000 – €3500.

Великобритания

Большой выбор онлайн-программ предлагает «профильный» Открытый университет Великобритании (Open University UK). Тем, кого интересуют творческие специальности, стоит заглянуть на сайт London School of Design and Marketing (PT), где за 2,5 года онлайн-обучения можно получить степень бакалавра дизайна. Стоимость программы: от £8550. В поисках бизнес- или IT-специальности можно посмотреть онлайн-программы Arden University. Вуз предлагает 23 специальности, где прямо сейчас обучаются 9000 студентов. Стоимость программы: от £12000. 

США

В США онлайн-программы вузов самые дорогие. Например, обучение в University of Illinois at Chicago, выпускающего серьезных финансистов и даже медиков, программа онлайн-бакалавриата стоит порядка $18000. В University of Florida, занимающем почетное 4-е место по дистанционным программам США, предлагают обучение по 200 различным программам и модулям. Получение степени бакалавра онлайн здесь обойдется в $20000. Для выбора других вузов и программ — посмотрите рейтинг онлайн-программ для бакалавров по версии US News.


Как поступить на онлайн-бакалавриат за рубежом

Требования к поступающим зарубежным студентам в большинстве своем не зависят от формы обучения (онлайн или офлайн):

  • Релевантный программе аттестат о полном среднем образовании с оценками (в британские вузы — только международный аттестат, который можно получить и в России, в вузы США могут потребоваться тесты SAT или ACT)
  • Мотивационное письмо с объяснением вашей заинтересованности в программе
  • Рекомендательные письма
  • Сертификат о владении языком (IELTS/TOEFL) с нужным баллом

К слову, в связи с пандемией подтвердить свое владение языком оказалось особенно непросто. Поэтому Министерство внутренних дел Великобритании разрешило некоторым вузам самим оценивать уровень английского у иностранных студентов или принимать студентов с условием предоставить языковой сертификат позднее. Получили широкое распространение и тесты Duolingo на знание английского языка, которые можно сдать онлайн в любое время и в любом месте. Тест занимает один час, стоит $49, результаты через 2 дня. Одним из самых последовательных вариантов остается окончание международной программы GCSE, которая подтверждает владение языком без сдачи IELTS. 


Когда начинать подготовку к онлайн-обучению в зарубежном вузе

Абитуриенты всего мира морально уже готовятся к тому, что даже рейтинговые вузы и программы, на которые они поступили зимой–весной 2020, начнутся в онлайн-формате. 

Будущим абитуриентам, так как требования зарубежных онлайн- и офлайн-программ схожи, рекомендуем пройти полноценную подготовку в британской школе «Алгоритм». Помимо владения английским, углубленного изучения нужных для вашей специальности предметов, вы получите международный аттестат, который принимают в 1000 вузов по всему миру, а наша команда поможет вам сориентироваться в многообразии программ, текущей ситуации и подаче документов. 

Полезная информация 

C мая школы Европы постепенно возвращаются в офлайн-режим. В России сохраняется дистанционная система обучения, и большинство школьников 15 мая получат итоговые оценки за год. Массовый переход школ в онлайн с 6 апреля 2020 прошел нелегко, в первую очередь, из-за неготовности: моральной и технической. Даже министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что его дочь «мучилась с онлайн-платформами».

В школе «Алгоритм» переход на дистант прошел за 1 день, а за следующую неделю в новых реалиях освоилось около 1000 наших учеников, а также 100 преподавателей и сотрудников. Спустя месяц после перехода анализируем наш кейс вместе с директором нашей российской школы Еленой Шпигун.

Елена Шпигун

Академический директор россиийской школы Алгоритм

Спойлер: зачем запускать экскурсии, квизы и большую перемену в онлайн


З составляющие нашего перехода на дистант

  • Масштабирование решений и переход в 2 этапа

«Алгоритм» изначально создавался как высокотехнологичная онлайн-школа, и треть наших ребят на момент карантина уже учились в онлайн-формате. Поэтому у нас была образовательная платформа с онлайн-классами, электронными дневниками, планировщиком времени, — и переход был максимальным мягким, поэтапным.

Буквально в пятницу было принято решение с понедельника перевести всех учеников (и преподавателей) в онлайн. К задаче подключились все сотрудники школы. Кураторы, которые отвечают каждый за свой класс, технически перевели учеников на на онлайн-обучение в системе. Параллельно с этим мы уведомили о переходе в онлайн детей, родителей, преподавателей (по почте и классных чатах WhatsApp). А также подготовили и выслали всем участникам процесса понятные инструкции, что не растеряться в новой обстановке. 

В выходные мы сделали ряд действий, чтобы обеспечить детям возможность обучения в ближайшие дни. С помощью кураторов дети освоились на платформе, родители поняли как будет идти учеба, все немного выдохнули. В дальнейшие несколько дней мы перевели в режим онлайн уже все уроки до конца года. Сотрудники выступили единой командой, это стало залогом успеха.

  • Подготовка преподавателей, детей и родителей

Преподаватели

Все преподаватели «Алгоритма», в основном, ведут и очные, и онлайн-занятия. Для педагогов, которые занимались с детьми только в классе, мы провели обучение по работе в онлайн-системе: форматам онлайн-уроков, созданию презентаций к уроку, пользованию онлайн-кабинетом. Первая неделя дистанционного обучения у нас шла из студий. Было важно провести уроки с эффектом дополненной реальности. То есть сначала дети учились из дома, а преподаватели приезжали в школу, чтобы вести трансляцию уроков из студий. С режимом самоизоляции преподаватели начали вести уроки с домашних компьютеров.

Ученики и родители

Знакомство детей с онлайн-форматом выполняли кураторы. Кто-то из учеников уже был знаком с форматом, так как у нас проходят вебинары и онлайн-лекции по некоторым предметам для всех классов, а также классные часы онлайн. Другая часть учеников еще до карантина совмещала онлайн и офлайн-форматы: например, проходили основную программу в классе, а онлайн — готовились к экзаменам. Поэтому здесь потребовалась лишь поддержка.

А вот ребятам, которые занимались исключительно очно, мы провели детальное обучение по онлайн-формату. Здесь очень много легло на плечи техподдержки: коллеги были на связи 24/7. С массовым переходом в онлайн всей страны были сбои в сети, что-то не подключалось, могла быть неисправной гарнитура, так как ею не пользовались. Важно было быстро исправлять и идти дальше.

  • Мониторинг

15 мая 2020 у нас выставляются итоговые оценки и завершается основной блок уроков, но до конца мая идут обучающие онлайн-сессии и онлайн-мероприятия для детей. Оценки выставляются в электронном журнале, а руководство школы, преподаватели, кураторы, служба поддержки держат руку на пульсе, чтобы помочь детям достойно завершить этот непростой год.


 

WOW! Как мы запустили социальную онлайн-жизнь на дистанте

Важно, что мы уже сделали шаг дальше онлайн-обучения: в сторону социальной жизни детей, онлайн-общения друг с другом и педагогами. Мы водим учеников на онлайн-экскурсии, делимся эмоциями и мыслями от пройденного материала на онлайн-перемене в Zoom и не только.

  • Онлайн-мероприятия

Все началось с инициативы руководства школы, наших кураторов. До карантина кураторы проводили со своими классами классные часы онлайн, где разбирались организационные вопросы. В начале мы продолжили именно эту практику, чтобы прояснить детям и родителям ситуацию, обсудить все новости и рассказать о наших планах. Проводили по два мероприятия в неделю, чтобы снять эмоциональное напряжение. Когда все освоились в онлайн-режиме, мы запустили дополнительные активности из разряда урок рисования, урок музыки, экскурсии в музеи и тематические (например, ко Дню космонавтики). То есть мы стали разбавлять официальную информацию играми, квестами в режиме онлайн. Позже к задаче подключились и преподаватели, которым интересно геймифицировать свой предмет.

  • Большие онлайн-перемены

До карантина у нас таких организованных перемен не было. Так как дети, которые учились дистанционно, между уроками переключались между онлайн-кабинетами и должны были отдохнуть 10-15 минут в офлайне. Эта практика сохранилась, но мы добавили большие онлайн-перемены на 40 минут, где дети встречаются со своим классом и куратором в Zoom, общаются, делятся своими эмоциями. Это очень важный момент — дети подзаряжаются друг от друга, вовлекаются в учебу.

  • Классные часы онлайн

На классных часах мы поднимаем и разбираем самые актуальные темы. Сейчас новости сменяются быстро и детям, родителям важно быть в курсе: говорим об электронных журналах, окончании года, переносе ЕГЭ. Важно привлечь внимание родителей к новостям и объяснить порядок завершения года.

Мы не боимся осваивать и новые ресурсы под цели нашей социальной жизни. Мы ввели Zoom и инструменты для проведения викторин. Zoom позволяет ученикам всего класса видеть и слышать друг друга, обсуждать какие-то вопросы, общаться, сервисы викторин позволяют выполнять увлекательные задания. Для обучения мы по-прежнему используем нашу образовательную платформу c онлайн-кабинетами Jalinga. Она удобна и привычна.

Что мы рекомендуем взять на вооружение?

Сейчас, когда с дистантом школы более или менее освоились, рекомендуем преподавателям, руководству школ брать на себя инициативу, увлекать детей. Это способствует и академической успеваемости. Конечно, не все дети сразу подключаться к активностям. У нас учатся спортсмены, актеры, танцовщики, музыканты, и кроме онлайн-учебы у них есть онлайн-тренировки и онлайн-репетиции. И да, для них лишнее часы у компьютера — уже лишний стресс. Но детей, которым не хватает общения, нам удалось привлечь довольно быстро. Теперь уже сами предлагают нам темы дополнительных онлайн-мероприятий. Значит, несмотря на пережитый «сложный апрель», детям снова и снова хочется в школу :)

Правда ли, что все школы в Европе закрыты? Принимают ли заявки на поступление вузы в США? Что будет с летними английскими лагерями? Мы изучили первоисточники, аналитические материалы, правительственные рекомендации и подготовили обзор ситуации в зарубежном образовании на конец апреля 2020.

Как перестроились зарубежные школы

Обучение

Школы Европы, Великобритании и США в марте-апреле 2020 года перешли на дистанционный режим. Еще 5 марта закрылись и начали перестраиваться на дистанционный формат школы Италии, одного из эпицентров пандемии. Подробная информация о закрытии школ на местном и общенациональном уровне — в таблице ЮНЕСКО. Таблица интерактивная, данные обновляются ежедневно, можно отслеживать статус в интересующих странах

Экзамены

Выпускные экзамены в европейских школах в большинстве своем отменили или перенесли. Исключение составила Германия. Старшеклассники написали свой выпускной экзамен очно в школах 20 апреля. Немецкие школы уже начали частично открываться, чем вызывают недовольство родителей и протесты школьников.

В Британских школах серия летних экзаменов 2020, включая GCSE, AS- и A-level, отменена правительством. Оценки будут выставлять на основании работы учащихся и их оценок за промежуточные аттестации в течение учебного года. Правительство сообщило, что оценку можно будет обжаловать, а также пересдать экзамен осенью 2020 года (для международных центров) или в 2021 году (для Великобритании).

По данным исследования Hepi Poll, несмотря на отмену экзаменов и общую неопределенность, большинство британских старшеклассников все же уверены, что поступят в вузы первого выбора. Исследование проводили с 27 марта по 1 апреля 2020, в нем приняли участие 506 абитуриентов Великобритании.

В США традиционные экзамены для старшеклассников — это SAT или ACT (выбор зависит от того, куда старшеклассник будет поступать). В связи с пандемией SAT отменили совсем, ACT перенесли на июнь. Школам навстречу пошли и многие вузы, готовые принимать студентов на основе промежуточных результатов успеваемости. Среди них: Oregon State University, University of Toledo, Midland University и даже знаменитый MIT.


Как перестроились зарубежные вузы

Глобально: большинство вузов мира принимают онлайн-заявки на поступление. Точную актуальную информацию по процессу обучения, экзаменам и поступлению рекомендуем смотреть на сайте вузов. Ниже — об общих тенденциях.

В вузах Европы ситуация с обучением зависит от эпидемиологической ситуации в каждой стране. Есть 2 главных сценария: кампусы закрылись и вузы приостановили свои программы (Федеральный институт технологии в Цюрихе (ETH Zurich)) или перенесли обучение в онлайн и отложили экзамены на лето (Nyenrode Business University в Нидерландах).

Британские вузы в большинстве своем закрылись, ждут изменения ситуации и не торопятся с онлайном. Но и план B по дистанционному обучению продумывают. Так вице-канцлер Durham University Стьюарт Корбридж заявил, что «планирует новый семестр в кампусе с 5 октября 2020, как обычно, и готовится к наихудшему сценарию реагирования на новые вспышки COVID-19». Корбриджа сложно осудить, ведь именно за классическим очным образованием в Великобританию ежегодно приезжают тысячи студентов. Их отток в связи с пандемией и туманными перспективами онлайн-обучения грозит отрасли потерей £1.4 млрд. в год.

Задачу с аттестацией студентов каждый вуз Великобритании решает самостоятельно. Как пояснила Мишель Доннеллан, британский министр по вопросам высшего образования, «в отличие от школ, университеты независимы и сами несут ответственность за принятые решения». В то же время Национальный союз студентов в Великобритании призвал вузы отменить экзамены для студентов первого и второго курса. А студентам последнего года обучения — дать выбор между оценкой на основе предшествующего уровня успеваемости, онлайн-экзаменом или сдачей экзаменов позднее.

Министерство образования США выпустило брошюру, где призвала вузы к гибкости, как в отношении сокращения учебных часов в семестре, так и относительно финальных оценок студентов. Ответы на самые частые вопросы об обучении в США во время пандемии можно посмотреть в Федеральном справочнике по COVID-19.


Как перестроились языковые школы и летние лагеря за рубежом

Зарубежные языковые школы для взрослых

Пожалуй, языковым школам в сложившейся ситуации повезло больше всех. Многие международные языковые центры, например, Kaplan, перенесли свои программы в онлайн-формат. Причем, как отмечают на сайте компании, программы приближены к «живому» формату: помимо видеоконференций в Zoom, проходят клубы дискуссий, викторины на английском, бизнес-игры. Все, чтобы обеспечить учащемуся погружение в изучаемый язык. Такие программы стоят в разы дешевле офлайн-обучения в языковых школах Англии, США, Канады, зато поддерживают работу центров в это нелегкое время и даже позволяют привлечь новую аудиторию.

Летние зарубежные лагеря для детей

Летние английские, европейские, американские языковые лагеря для детей пока в раздумьях. Онлайн-форматы запускаются, но будут ли они так же полезны ребенку, как и поездка за рубеж, — большой вопрос. Ведь кроме обучения такие школы проводили массу активных развлечений на воздухе и экскурсий. А без «динамичного» наполнения многие программы теряют в эффективности. Поэтому одна из самых престижных школ Англии, Harrow School, на сайте объявила об отмене летних программ 2020.

Разумеется, руководство летних лагерей понимает, что дети и родители очень устали от самоизоляции, всем хочется поскорее завершить учебный год, а там уже принимать решение о лагерях. Малый процент (и языковых лагерей, и их участников) надеется, что границы скоро откроют, офлайн-программы состоятся, и планы менять не придется.


Минутка позитива

Пионеры в цифровом образовании (ими оказались азиатские и австралийские вузы) говорят, что и революционный переход на дистанционное обучение может оказаться благом. Например, австралийский университет Новой Англии (University of New England (UNE)) ускорил то, что должно было стать четырехлетним переходом на дистанционные экзамены, и в этом году все аттестации студентов проводились дистанционно. Аналитики в UNE заявляют, что это повысило уровень удержания студентов и позволило студентам выбирать собственный темп обучения. А Открытый университет Гонконга (Open University of Hong Kong (OUHK)) с переходом на онлайн заметил более высокую посещаемость занятий и даже всплеск вовлеченности студентов. Так что крупным вузам стоит как минимум присмотреться к «дистанционке».


Что говорят эксперты?

Что ждет образование в ближайшем будущем? В сложившейся ситуации говорить исключительно о сфере образования трудно, так как «эпидемиологическая опасность» — это и здравоохранение, и международные отношения, и политика. По благоприятному сценарию, с осени 2020 новый учебный год начнется в привычном для всех русле с теми элементами онлайна, что «приживутся». По неблагоприятному — неустойчивая ситуация продлится до конца 2020 года. Министерства образования большинства западных стран призывают сохранять спокойствие, заботиться о здоровье, придерживаться безопасной дистанции и следить за новостями.


Полезные ссылки

Дистант. Новый термин, которым родители и учителя назвали перевод школьников на онлайн-обучение в апреле 2020. Перестройка системы школьного образования в России идет экстренно, и тем, как все сделано, недовольны 68% учителей и родителей (по данным НАФИ). Ученикам «Алгоритма» повезло больше: у нас выстроена структура дистанционного обучения, есть своя образовательная платформа, ученики и учителя умеют взаимодействовать «на удаленке». У нас учатся и выпускаются целые семьи ↓

«Мой старший сын Рама занимается спортом, совмещать график общеобразовательной школы со спортивной очень сложно. Поэтому мы и пришли в онлайн-школу «Алгоритм». Эта система обучения нам так понравилась, что через несколько лет и средний ребенок начал здесь учиться, теперь он уже третьеклассник. А младшая дочка сейчас только готовится к поступлению в школу, планируем, что и она тоже будет учиться в онлайн-школе «Алгоритм» 

Галина Игоревна, мама наших учеников

Сегодня мы хотим поделиться своим опытом. Ниже рекомендациями о том, как выстроить обучение школьника на дому, чтобы родители смогли заняться своими делами, а учителя и дети стали партнерами.


5 наших рекомендаций педагогам и родителям

1. Выстройте план и структуру занятий

Нужен подробный план: по темам, которые важно пройти за четверть, а также по каждой теме в отдельности. Это не только параграфы учебника: поколения Z и «Альфа» тяжело усваивают исключительно текстовую информацию. Лучше, если это будут конспекты со схемами, иллюстрациями, интерактивные тесты и видеолекции с пояснением учителя (в случае, если тема непростая).

Все это нужно дать ребенку для подготовки к занятиям, а время урока с преподавателем лучше оставить на отработку. Это называется перевернутый урок, и колумнисты портала «Мел» сходятся во мнении, что за ним будущее дистанционного школьного образования. Мы в «Алгоритме» работаем также по схеме перевернутого урока, а все материалы и тесты для ребенка у нас собраны в одном месте — «Учебном портале».


2. Распишите и держите под рукой график занятий (самостоятельных и онлайн-уроков)

Лучшее лекарство от неопределенности — правила. Если от школы нет информации по расписанию уроков, тогда расписание ребенку придется составить родителям. Причем в старших классах стоит сосредоточиться на основных предметах, по которым планируете сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

У наших учеников расписание занятий и контрольных работ, сроки выполнения домашних заданий собраны в удобной интерактивной таблице — «Планере». Школьнику достаточно войти с логином и паролем и посмотреть, что нужно сделать на завтра и к каким онлайн-урокам подключиться. Также в «Планере» можно посмотреть и свою успеваемость по каждому предмету. 

«С расписанием в «Планере» очень удобно, сын сам смотрит свою загрузку. У него сейчас фокус на подготовку к ОГЭ: русский, математика и английский с биологией — по выбору. Сейчас куратор предложила сосредоточиться только на основных предметах по ОГЭ, но и английский хотим оставить. Так что вовремя переориентируемся, хотя Саша очень любит биологию.

Также в «Планере» очень удобно смотреть не только успеваемость, но и комментарии. На удаленке родитель не может за всем уследить, а куратор выручает. Например, Саша на онлайн-английском мог отвлечься, пока другие отвечают, и читать книгу. Куратор это заметила, сделала замечание Саше, отметила в «Планере». Пришлось провести с ребенком разговор, пояснить, что это некрасиво и послушать ответы других ребят на уроке — полезно, это часть учебы. Теперь этот вопрос решен». 

Галина Викторовна, мама нашего ученика Александра, 9 класс

3. Проводите онлайн-уроки с классом только по делу

На дистанционном обучении собирать целый класс на онлайн-конференцию, чтобы дети молча писали под диктовку, нерационально. А провести быстрый срез знаний можно в онлайн-тестах (для этого есть десятки онлайн-платформ). Что же делать на дистанционных уроках с классом? Наш ответ: вместе анализировать тему, отвечать на вопросы, решать задачи и эмоционально заряжать друг друга.

Например, в старших классах у нас в «Алгоритме» всего 5-6 онлайн-уроков в неделю. Каждую неделю — обязательные предметы (русский и алгебра), другие предметы — раз в 2 недели. При этом уроки мы проводим через онлайн-кабинет с максимальным эффектом присутствия. Ребята могут слышать друг друга, обмениваться материалами, а у преподавателя есть интерактивная доска для схем, графиков.


4. Фиксируйте успеваемость и держите руку на пульсе

Для приобретения любой новой привычки нужен 21 день. Дистанционное обучение — форма, которая постепенно станет привычной детям, родителям, учителям. Выделите время, чтобы разобраться в той системе онлайн-обучения, которую выбрали, а также показать ребенку, что и где смотреть. Успеваемость сейчас уходит на второй план, но важно чтобы ребенок достойно закончил год, не растерял навыки, поэтому фиксировать оценки онлайн — все еще необходимость (для учителя или родителя).

У нас в каждом классе есть куратор — незаменимый человек по мнению школьников. Куратор помогает освоиться на «Учебном портале» и в «Планере», напоминает о том, когда сдать домашнее задание, отвечает на вопросы и следит за успеваемостью ребенка. Если успеваемость падает, куратор информирует родителей в случае необходимости и помогает школьнику выровняться.


5. Устанавливайте правила, направляйте и поддерживайте

Последнее, но важное: детям сейчас очень нужна поддержка. Министерство просвещения разработало свод рекомендаций по дистанционному образованию, и главная из них — заботиться о физическом, психическом, социальном здоровье детей. Эта задача в большей степени ложится на плечи родителей. Детей важно направлять и контролировать в зависимости от возраста. Малышам — устанавливать четкие правила, ученикам средних и старших классов — помогать, где требуется, и направлять.

«Саша самостоятельный, но на полную удаленку было переходить непросто именно эмоционально. Он любит общаться, даже после завершения урока с учителем, я слышу, как ребята остаются онлайн, обсуждают материал. Так что мы стараемся всей семьей на выходных играть в настольные игры, общаться. А еще — купили велотренажер, сын на нем занимается, и все мы крутим по очереди. Очень рекомендую!

За графиком он сам следит, встает в 7 утра и в общем-то весь день занят на учебе: либо онлайн-занятия, либо подготовка домашнего задания. Из домашних заданий я проверяю только математику, потому что сын скорее гуманитарий, и, если вижу ошибку, мы вместе разбираемся. Также по выходным можем взять вариант задания на ОГЭ, и Саша рассказывает, как бы он решал. Мне важно, что он понимает ход решения. В остальном — не вмешиваюсь, в школе все выстроено». 

Галина Викторовна, мама нашего ученика Александра, 9 класс


Дополнительно — рекомендации для родителей от Министерства просвещения


Что еще важно знать о «дистанте»?

  • Сколько времени ребенку проводить за компьютером?

В сложившейся ситуации СанПиНы по длительности онлайн-занятий за компьютером не столь жестки. Раньше детям младшего возраста предписывалось работать за компьютером до 20 минут в день. Сейчас выполнить это нереально, поэтому нужно отталкиваться от самочувствия ребенка. Если он быстро утомляется, стоит разбавить занятия перерывами, делать гимнастику для глаз, опускать избыточную информацию.

  • Что будет с ЕГЭ и ОГЭ?

Экзамены перенесли:

  • ЕГЭ будут начнут сдавать после 8 июня, дата уточняется.

Правительство не видит возможности отменить ЕГЭ, так как нет другого адекватного и честного инструмента оценки знаний, поступления в вузы, распределения бюджетных мест (об этом сообщил врио Рособрнадзора Анзор Музаев). Сроки приема документов в вузы также сдвинули, чтобы у выпускников была возможность поступить в этом году туда, куда планировали.

  • ОГЭ перенесли на 9 июня 2020 г.

По ОГЭ отменили предметы по выбору (сообщение Рособрнадзора). Также сроки ОГЭ могут быть изменены в регионах согласно эпидемиологической ситуации. 

  • Сколько продлится дистанционное обучение?

Эксперты выдвигают разные предположения относительно сроков карантина. Министерство просвещения даже выпустило рекомендации о том, чтобы 1-8 классы закончили учебу пораньше, но регионы пока не поддержали эту инициативу.

Скорее всего, те, кто захочет вернуться к очному обучению, смогут это сделать после пандемии, но позитивные моменты из дистанционного обучения также «приживутся» в школах. Напоминаем, что сложившаяся ситуация лишь ускорила цифровизацию, которая планировалась к 2024 году по нацпроекту «Образование». Поэтому освоить дистанционное обучение как минимум полезно.


Минутка позитива: эффект от дистанционного обучения может вас удивить

Еще до пандемии Яндекс и НИУ ВШЭ измерили эффективность дистанционного обучения. В масштабном исследовании участвовало 6000 третьеклассников и преподавателей из 343 школ Алтайского Края и Новосибирской области, которые добровольно перешли на полное онлайн-обучение. Организации исследования помогали эксперты из Калифорнийского университета и Стэнфорда. А среди самых любопытных выводов — то, что «дистант» повышает успеваемость именно отстающих учеников, а у успешных ребят вызывает больше интереса к учебе.

Мы в «Алгоритме» можем подтвердить результаты исследователей своими успехами. Среди наших выпускников более 50% оканчивают школу именно в дистанционном формате. При этом ежегодно ребята набирают высокие баллы по ЕГЭ и поступают в ТОП-10 вузов страны, включая МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, ФизТех и другие. 

Подробнее о том, как поступить к нам в «Алгоритм», расскажут наши консультанты. Свяжитесь с нами любым удобным способом!